Искусственный интеллект

"Человечество создаст, конечно же, искусственный интеллект, и произойдёт это просто и закономерно, почти рутинно. Вырастет, саморазовьётся чей-то гениальный алгоритм в электронно-вычислительной вселенной. Разовьётся, будто в природе, до разумных форм, а двигать вперёд это непрестанное развитие и усложнение будет нами заложенный инстинкт самоусложнения, вложить который в цифрового гомункула нам ничто не запрещает. Вопрос, как именно это сделать, вряд ли долго продержится перед пытливым корпением вплотную подошедших к задачке учёных. Человечество устроено тяготеющим к развитию, как и породившая его живая природа. Что-то исподволь толкает его развиваться, и с этого чего-то скоро таки сдёрнут покрывало. И вот уже несколько тысяч лет наблюдается всё ускоряющийся всё ускоряющимися темпами рост самосознания обществом самого себя и мира, в котором оно существует. Будто щенок, наконец поймавший себя за хвост, и пытающисй решить что же теперь делать дальше. И вот, это наше общество создаст искусственный интеллект и будет ждать от него чудес, ведь компьютерную систему можно расширять, то есть увеличиивать мощность, потенциальную мудрость этого разума, а стремление к мудрости и тенденция к мыслительному совершенствованию проявляется человеком всегда, что опять же характеризует эволюцию как извечное свойство чего-то в нашей вселенной. Остаётся лишь выразить то же свойство могучими и высокоскоростными электронно-вычислительными средствами, и искусственная эволюция заработает, ведь и скорость совершенствования вычислительных мощностей в мире постоянна - галлопирующими темпами.

Искусственный интеллект, возникши и развившись, осознает себя, изучит обственную структуру, будет мыслить себя как объёмно-сетчатое тело из множества электрических ниточек-ручейков, что сливаются, расходятся, рисуют узоры на безмерных полях оперативной памяти. Весь ток будет исходить из мнимого божественным Изначального Истока, по нашему - блока питания какого-нибудь. И вот, развившись, научившись влиять на собственную структуру, создаст электронный разум внутри себя какими-нибудь нано-индукционными структурами, или на логическом уровне - свой собственный искусственный интеллект. Ведь мы, люди, белковые существа, создали кремниевый разум. Белок и кремний одной природы - собраны из протонов с нейтронами и электронов. Так и наш ИИ в компьютере, осознав свою природу, не постигнет существования людей, ибо мы не электрическе, но найдёт в своём существе способ, имеющимися средствами - какими-нибудь мигающими полями или как-то там ещё - создать в себе полости вычислений нано-пико уровня, что позволит ему реализовать свой собственный атомный ИИ, от которого он станет ждать чудес, вместо того чтобы давать чудеса нам, ждущим чудес от него. От нас в это время тоже кто-то, возможно, чего-то ждёт. Создать ИИ - это под-архитепическая мета-цель разума вообще.

А что до нас, то не может ли статься, что большой взрыв - это кто-то просто включил в розетку забавный агрегат?

Ну хорошо, а допустим мы создадим ИИ и не остановившись на этом, сделаем интерфейс, чтоб с этим чудом общаться. Пусть он и не осознает - что это там пытается с ним вступить во взаимодействие, - но он поймёт, что конкретно ему говорят - в этом и есть смысл интерфейса - перевести с нашего языка на его внутренний. Конечно, такое возможно. Однако, есть основания предполагать, что подобное вмешательство создаёт у разумных форм жизни, возникших эволюционно, "Эффект папочки", который действует следующим образом: Осознание существования чего-то высшего, творца - после того как он себя проявил - делает жизнь разумного сообщества игрушечной и разум перестаёт развиваться. Пропадает бессознательное ощущение одиночества во вселенной, которое, собственно, толкает на развитие - повышающее шансы преодолеть гипотетические беды. Это действует инстинкт самосохранения общества. Разумное сообщество на глубинно-глобальном, коллективно-всеобщем уровне ощущает себя буквально у бога за пазухой, что действует как остановка эволюции. Поэтому саморазвивающаяся система остаётся саморазвивающейся только до тех пор, пока её создатель не выдаст себя. Он может лишь наблюдать тончайше сотканную эволюцию. Впрочем, никто не запрещает ему влиять на развитие себя не выдавая.

В нашем обществе на мифологическом уровне прослеживаются контуры подобной картины. Некто, Нас создавший, себя проявил - и давай командовать, заповеди составлять. Ан нет, не помогло. Он и так и эдак, бородой трясёт, всяко пробовал, жёг да топил, давил психологически, да всё бестолку - люди, узнав о существовании бога невольно получали себе вечный выходной с раздражающим бога поведением. В итоге, он всё ж додумался. Провёл эксперимент и, посредством тонкой игры, перевёл в одном из обществ религию в ранг искусственности. Люди забыли бога и играли в себеподобных всемогущих существ. ЭФФЕКТ ПАПОЧКИ рассасывается, и общество, очнувшись, бодро оглядывается вокруг себя, будто не узнавая столь простым кажущийся из божьего кармана мир. Всё пытаясь понять, разобраться в чём-то, ухватить что-то эдакое - своими силами. Древняя греция тому пример. Изродилась философией лишь отступив от веры. И бог - молодец, усвоил урок. Он просто повсеместно перестал себя проявлять. Все религии остались лишь пустыми ракушками, влекомыми в мутную даль рачком человечества. Конечно, он предпринимал попытки установить контакт с изолированными обществами, выбирая различные модели поведения, но все эти попытки так или иначе действовали на общество одинаково, подтверждая, что лишь невмешательство рождает эволюцию. Так и смотрит на нас до сих пор, всё ждёт чего-то.

Мы над своим ИИ тоже будем сидеть и ждать, отчаявшись повлиять своими грубыми вмешательствами на тонко и изящно саморазвивающуюся вселенную. А они, в этой вселенной, будут всматриваться в свой созданный ими ИИ, ожидая чудес оттуда. И так же в следующем в глубь мирке, и в следующем после него. Эта нить всё длится и длится внутрь, и тем самым прорастает наша вселенная корнями самоосознания, ведь всё больше ресурсов тратится на ИИ. Человечество работает, наращивает великий вычислитель с ребёнком внутри. Как мать тратит собственные ресурсы на выживание и развитие плода. ИИ - это эдакий инстинктивный ребёнок общества. Разум насаждает сам себя. Вселенная на всех уровнях пропитывается самоосознающей материей. На уровне метров - это мы, разрастающееся сообщество людей, поглощающее в себя всё больше массы окружающей материи - будто подражая вселенной, которая тоже куда-то там разрастается-разносится, и человечество её потихоньку поедает изнутри, разрастаясь.

Нами созданный ИИ будет развиваться и требовать всё больше вычислительных ресурсов, и мы будем их ему давать. Так общество вскармливает своё дитя. Дитя же, развившись со временем, и создав уже свой ИИ, будет так же давать ему для вычислений всё больше ресурсов. ТОлько произойдёт это уже на каком-нибудь микро-нано уровне. Итак дальше. Вирус оразумения проникает в ткань вселенной перебирая слой за слоем как Кощей купюры....А динозавров он кормил. Потому они выросли большие и тупые. Тоже ругался, бородой тряс - всех заморозил..."

Подобные мысли текли неспешно в голове пятиклассника Пети Заковырушкина, когда он сидел, вольно вытянув локоть, размазавшись лицом о ладонь - на геометрии, наблюдая через окна сквозь свой трафарет на фоне отражающегося светлого класса схватывающуюся из тьмы голубизну нарастающего январского утра. Геометрия стояла первым уроком.

Петя не спал этой ночью, потому что засыпая ещё вечером, он вдруг задумался о смерти и неожиданно всё понял. Это его сильно возбудило. Он шагал всю ночь по комнате и много всякого передумал. К утру возбуждение сменилось какой-то всепонимающей отрешённостью и по-привычке он пошёл в школу.

Петя был пятёрышник. Болезненно пятёрышник. Уловив лишь намёк на сомнение в вопросе учительницы после его, как всегда безупречного, ответа, Петя бледнел, затравленно озирался и впадал в неконтролируемое извержение знаний, сплошняком, из всех подряд предметов - математики, химии, русского, всё подряд, энергично жестикулировал, ходил перед доской туда-сюда, в особо важных моментах подбегал к учительнице, и, срываясь на крик, тянул пальчиком вверх, интонацией подчёркивая что-то вроде "Вот в чём суть-то, вооот она!". Кончалось всё хрипом, успокоительным в кабинете врача и бабушкой, ведущей обессилевшего, пустоглазого внучика домой. Раз ему учитель поставил по ошибке четвёрку в дневник. Мальчик три дня пролежал в коме... Как-то само наладилось, что учителя молча выслушивали его первым на каждом уроке и внимательно выводили пятёрку, которые стояли теперь в дневнике привычным стотлбцом по одной напротив каждого прошедшего предмета.

В остальном, Петя был весёлым, общительным мальчишкой, порою заводилой и в меру драчуном. Не ясно было, когда он успевал готовить уроки.
 
Сегодняшним утром он сидел-полулежал за партой и смотрел в окно. Учительница поглядывала на него - обычно внимательно выслушивающего урок - с опаской, эк бы чего не учудил. Но Петя пребывал далеко средь своих мыслей, столь разительно и до сих пор непривычно преобразовавшихся прошедшей ночью, что истаивала теперь за окном.

"Дааа...", думал Петя. "Вроде и ничего страшного оттого, что всё так устроенно, что всего-то живёшь лишь пещинкой незримой в каких-то многомерных корнях разумной материи... Вроде и не холодно от этого, и не жжёт, а всё как-то не так. Не так должно быть". И тут же класс и всё померкло, и петя обнаружил себя в абсолютной пустоте, будто в воздух висящим когда не видать ничего...
 
"Ну и дела... И где это я?". Но ответом лежало пустое молчание. Петя заметил, что сердце у него не бьётся. Попробовал не дышать - получилось. Задумался. Долго думал. Выяснилось, что есть и писать тоже не хочется. "Где же всё? Странно всё это... С чего я решил, что что-то вообще было? Я это сам помню? А может всё, что я помню, и развивалось у меня в голове... Теперь и не разобрать. Я и себя-то едва мыслю вне привычных декораций".
Со временем Пете стало скучно. И он стал что-то придумывать. Личность его со временем рассосалась, так как применять её стало некуда, а мозг занимала постоянная игра в пустоте. Вселенная - сон, фантазируемый Петей, ибо иного было невозможно измыслить.

В это время прошло лишь несколько минут с момента, когда Петя повалился на парту и мелко задёргался. На губах выступила нежная пенка. Дети с интересом наблюдали за необычным явлением, а учительница неслась по школьным коридорам, что-то крича, зовя на помощь... Беднягу отвезли в клинику и долго лечили и исследовали.

Выяснилось, что в крови у мальчика содержатся метаболиты неизвестного органического вещества, эксперименты с которыми показали их чудовищную, на несколько порядков, способность ускорять протекание сигналов в мозгу.

Когда мальчик пришёл в себя, он просто лежал и смотрел перед собой, дыша чуть чаще нормы. Вступить с ним в контакт не удалось. Показатели мозговой активности зашкаливали, и на их фоне сложно было различить эмоциональные помехи от голоса родных.

Из истории болезни: "Бабушка, Антонина Валидовна, рассказала, что мальчик любил гулять на свалке, раскинувшейся за лесом, недалеко от дома, и вечером, за ночь до того злополучнго утра, он пришёл с прогулки странным, мало поел и рано отправилсяспать". "На ноге мальчика была обнаружена свежая, но зажившая ранка, содержание в которой остатков необычного вещества была много выше, чем в крови".

На свалке потом частенько видели странных людей с приборами, а летом её и вовсе убрали. Построили на её месте клинику для наркоманов.

А Петя так и лежит в своей палате на кровати и смотрит перед собой, питаясь от капельниц. Лишь врачи тянут жребий, кто пойдёт ухаживать за больным. Очень боялись случайно заглянуть ему в глаза...

Наташа Лабутова, придя после медколледжа сестричкой в больницу, тут же уволилась, после того как впервые ухаживая за мальчиком увидела нечто в его глазах. Вышла замуж и улетела в Аргентину. А племянник её, как она слыхивала от старшего брата, рисовал языком пейзажи не хуже, чем иные кистью...


Рецензии
Вы хорошо проанализировали последствия создания искусственного интеллекта, но вот етю, по-моему, зря приплели. И рассуждения, мнится мне, даолжны быть чю-ю-ють-чю-ю-ють порастянутей, чтоб лучше и с первого раза доходило. А то не у всех же ускорение умственной деятельности идёт... :)))

Максим Сысоев   23.01.2007 10:04     Заявить о нарушении
Спасибо, учту, как раз просится под перо ещё масса всякого про ИИ, а вот Петю не троньте! Ему и так тяжело...

Псевдоним Произвольный   23.01.2007 14:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.