Наша цивилизация

Чтобы не превращать данную статью в бесконечную книгу, я буду говорить упрощенно – кто задумается, тот легко меня поймет.
Основная задача цивилизации состоит в том, чтобы обезопасить человека…нет, не от страшных и враждебных сил природы, а от себя самого, организовать общество на принципах, обеспечивающих стабильность и безопасность.
Греки изобрели законы. Конечно, они не были первыми, однако им удалось разработать сносную систему принятия и осуществления законов. В основу законов легла справедливость, понятие, безусловно существующее, но окончательно не определенное до сих пор. Человечество легко и с удовольствием принимает определение «справедливо то, что полезно для меня», это первая и начальная стадия понимания справедливости . Вполне понимая неточность этого определения, человечество затем следует на более общее понятие справедливости- « справедливо и полезно то, что хорошо для моей семьи». Далее идут следующие ступени: «для моих друзей, моего государства, народа , для моей цивилизации и человечества».
Обычно на этом месте останавливаются. Однако , по-видимому, возможно и продолжение - «для разумной жизни в нашей Вселенной и в заключение ,наивысшая степень: « Справедливо то, что совпадает с целью Бога».
Поскольку единственно точное определение Бога звучит примерно так: то, что самое высокое из того, что существует, то на этом определении, пожалуй, можно остановиться.
Возвращаясь к греческим законам, можно сказать, что с современной точки зрения они были просто чудовищны, но и они сумели обеспечить расцвет и относительное благополучие Греции, блестящие достижения в науке, технике и искусстве.
Однако в понятии справедливости греки как цивилизация, остановились где-то на уровне «справедливо то, что полезно для греков» и даже немного ниже.
Греческую эстафету приняли римляне. Разумеется, с точки зрения греков они были явными варварами, правда эти варвары прошли жестокий естественный отбор и в этом понятии уже почти поднялись до уровня справедливости для народа. К тому же они оказались весьма восприимчивы к достижениям греков и цивилизация стала греко- римской.
В сравнении с греками тысячелетняя Римская империя не сделала такого блестящего развития, но сумела сохранить уровень, достигнутый греками. А самое ее главное достижение - это, наверное, разработка системы права, к-рая является основой для современной юстиции. При этом имело значение маленькое (с точки зрения империи) событие - присоединение Иудеи. Последствиями стали масса хлопот и практически никакой выгоды. Пытаясь справиться с этими хлопотами, римляне вывезли в Рим почти всю еврейскую элиту, бывшую сначала на положении заложников, но очень быстро вошедших в имперскую жизнь и ставших играть там значительную роль.
Евреи принесли с собой Тору (Ветхий Завет). Эта книга сразу относила справедливость на высший уровень (воля Бога) и тем самым все люди становились равными перед «справедливыми» законами Его.
Она же четко обосновала справедливость в отношении причиненного вреда- «Око за око, зуб за зуб». То есть причиненный вред должен получать адекватное возмещение. А дело судей, пользуясь разумом и законами, установить наиболее точный размер этого возмещения. Ветхий Завет не указывал готового решении, однако указывал путь, по к-рому следовало идти.
Хотя римляне и не приняли иудаизм, тем не менее принципы справедливости, обозначенные им, четко вошли в создаваемое право.
Две тысячи лет назад произошло событие, совершенно ничтожное с точки зрения империи, но абсолютно грандиозное для всей истории человечества - в Иудее распяли босоногого проповедника, а его ученики попытались как могли вспомнить то, что он говорил и записать это.
На вопрос пришел ли он чтобы разрушить старый закон и дать новый, Иисус сказал: «Я пришел не разрушать, а укреплять!»
Арифметическая справедливость Ветхого Завета в связи с очень большой приблизительностью ее применения, приводила к бесконечным спорам и общей неудовлетворенности.
Христос же провозгласил принципы «прощения». Да, вы по закону имеете неоспоримое право на возмещение, но, насколько вы можете, простите своего противника.
 Презумпция невиновности, система помилований, досрочных освобождений, отмена смертной казни - все это родилось из этого принципа, кстати, нисколько не разрушая эффективность законодательства. Наоборот, это исправляет судебные ошибки, усиливает общество за счет возвращения в него энергичных, способных и заслуживающих прощения, людей.
Но значение этого принципа еще больше - с тех пор войны перестали заканчиваться полным уничтожением противника, враждебного народа и заканчивались взаимным прощением - подписанием мирного договора.
Вообще, все конфликты между людьми и иными, «юридическими» лицами, стали разбираться с целью достижения примирения и взаимного прощения сторон. Конечно, опять таки, была указана дорога, а окончательная цель не достигнута и по сию пору.
С тех пор наша цивилизация стала по праву называться христианской, по имени своего величайшего реформатора. Ее космические достижения огромны, ее господство во всем мире неоспоримо.
Мне могут возразить, что какая, мол, там еще победа, когда оно даже не является самой большой религией в мире, когда оно разбито на враждующие конфессии и секты.
Скажу больше- христианство, как вера, ни в одной стране, даже в тех, что объявляют себя «христианскими», не является господствующим.
Подавляющее большинство людей было атеистами и язычниками , нисколько не верящими в Христа и даже не интересующимися этим ,исполнявшими обряды по принуждению, привычке или простого суеверия.
Однако я говорю о цивилизации, а не о вере и религии.
Из своего личного и исторического опыта люди убеждались, что следование в их практической деятельности «принципам справедливости», создание общественных институтов построенных по этим принципам, ведет их в сторону процветания, благополучия и безопасности. Отступление от них вызывает поток несчастий.
Не интересуясь происхождением и обоснованием этих идей, люди усваивали их и продолжали следовать им, передавали своим детям уже в виде господствующей морали.
Япония в XIX веке , частично и неполно усвоив европейские принципы организации производства (отношения между рабочими и администрацией, принцип справедливого вознаграждения за труд и так далее) испытала промышленный взлет, что между прочим, выразилось в разгроме, нанесенном России  в русско-японской войне .
Когда во внешней политике XX века возобладали «самурайские» принципы, Япония , в конце концов, получила тотальное поражение.
Вспомните сами, что было дальше.
Это и есть схема победы цивилизации.


Рецензии