11. вера и знание

Вера – предельно напряженное понятие. Не потому, что его мусолили веками; понятие вера напряжено понятием знание. Хотя само по себе понятие знание никого сильно не озадачивает уже, по крайней мере, третье столетие. Подразумевается, что со знанием все в порядке, все давно решено и не осталось причин для беспокойства. Ан, нет!

Последнее время старательно ругают двойственность человеческого восприятия мира. Опрометчиво.
Не все то плохо, что удалось обнаружить в себе. Куда сложнее разобраться, чем это обнаруженное все-таки является и как работает.

Людей ни сколько не беспокоило, что у палки два конца, пока им не удалось обзавестись понятиями начало и конец. Тогда, при наличии исчисления, случилось задуматься о двух концах палки. Не странно ли? Даже для обыденного мышления - где конец, где начало? А, если концы могут являться и началами одновременно, не противоречит ли это положение, например, принципу последовательности?
Противоречит по определению, противоречит даже без начал: концы то не совмещаются.
Каламбур. Теперь это каламбур. Но и сейчас он граничит с истерикой, не по определению, а в попытке читателя включить исследуемое положение, хотя бы только что изложенное, в не противоречивую схему понимания…
Разве апории греков не будоражат воспаленное воображение диалектиков до сих пор? Разве не мучаются философские словари проблемой «источника» обусловливающего сознание?

Двойственность человека не переносима на природу и не вытекает из наблюдений за нею. Человек, в этом смысле, не природное существо. Двойственность, если хотите - априорное качество сегодняшнего состояния человека, аксиома матрицы его интерпретационного репертуара, один из её операционных узлов. Она накладывается на все, что воспринимается или осмысливается человеком и от неё никуда не деться, как не уйти от самого себя. Это человек и есть.

Знание не антагонист веры, вера не противовес знанию. Одно не вытекает из другого, не предопределяет, не предшествует… Написано огромное количество страниц об их взаимоотношениях в истории человечества. Но трудности выражения смыслов, излагаемых средствами языка, немалые.

Из языка всякого времени можно выжать только предельно возможное; сознание всегда ограничено средствами выражения, его можно расширять, используя вне вербальные средства; но язык при этом обязательно будет предельно напряжен абстракцией.
Не огорчайтесь, если вам придется придти завтра, чтобы договорить то, что не позволяет сегодняшний язык. Будьте тогда к себе просто снисходительны. Пути неисповедимы


Рецензии