Эссе по роману Альки Сараоге Шеш Кадамбари или Последняя Кадамба

Ей так хотелось отпустить мысль, расстаться с мечтами, лишиться доверия, окунуться в бездну. Непознанную и непроходимую, наполненную сомнениями и бесчисленными пороками. Расстаться со временем, так давно тяготившим ее хрупкие старческие плечи, людьми, отказывающимися понять ее хотя бы на долю слишком затянувшейся секунды, вечерами, которые, застыв в образе неподвижно горящей свечи, каждый раз мешали ей заснуть.
Она призывала на помощь Бога, вера в которго сопровождала ее всю молодость, детей, оставивших ее на попечение старости, свои собственные силы, которые постепенно прощались с ней.
Словно бабочка, порхавшая с цветка на цветок, летала она среди, на первый взгляд, бесчисленных эпизодов своей жизни, вспоминая каждый правильный и неверный шаг, пытаясь осознать действие и предотвратить ошибку. Всклокоченные мысли тревожили и терзали ее необъяснимой тоской, делая прерывистым дыхание и поднимая тяжелую грудь.
Ей не хотелось возвращаться в прошлое, с которым она уже десять лет вела однообразный и бесcмысленный разговор. Ее не привлекало непонятное ей будущее. Настоящее - затянулось и, казалось, не имело смысла.
Постепенно погружаясь в глубины собственной памяти, она беседовала то с матерью, требуя от нее хотя бы мимолетного ласкового прикосновения, то со своей первой любовью, все еще только пытаясь разлюбить и забыть, то с мужем, будто дотрагиваясь до его безмолвия, то со свекровью, порицавшей за привычки детства, то с одной из своих дочерей, осуждавшей ее за принадлежность к знатному роду.
Сейчас она не нуждалась в материнской ласке, попрощалась с любовью, привыкла к тишине, рассталась с привычками, забыла об обиде. Перед ее взором предстал образ любимой внучки - единственное, что, словно тонкая нить, связывало ее с внешним миром и бессмысленным существованием. Пытаясь казаться спокойной, в душе ликовала, поднимая телефонную трубку в предвкушении родного голоса. И он звучал. И напоминал ей что-то. Тщетно пытаясь вспомнить, она всегда тихо произносила про себя - "Кадамбари...".

Едва слышный стук в дверь вернул ее в безысходность настоящего и на мгновение отрезвил. Глаза судорожно искали ответа и вдруг неожиданно остановились. Она будто заглянуло в зеркало, из которого на нее кто-то смотрел. В попытке опознать двойника, она потрогала рукой воздух, но его глаза, словно, отдалились и притихли. Глаза двойника казались ей до боли знакомыми.
Они излучали то, что она искала всю жизнь, но так и не смогла обрести - покой.


Рецензии