Угроза фальсификации образования
УГРОЗА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Кузьменков О.И., Минск, доцент, канд.техн.наук
Институт тепло и массообмена НАН РБ
Однозначного мнения, является ли такая угроза объективной реальностью в системе высшего образования, не существует. Что же касается среднего образования, наших школ, гимназий и колледжей, готовящих будущих студентов вузов, не взирая на пресловутые нескончаемые реформы, то оно, по нашему убеждению, давно деградировало, благодаря явной либо скрытой фальсификации фактического уровня подготовки учащихся. Не случайно девальвировались школьные золотые и серебряные медали, а репетиторский бизнес процветает и востребован не только по окончании школы либо гимназии, но и в процессе обучения в них. А уж коль решил поступить в ВУЗ - плати репетитору сполна и получай реальные, а не виртуальные знания!
И вот бывший школьник, хорошо знающий систему детского плагиата (списывание, шпаргалки, подсказки учителей на экзаменах и др.) и завышения оценок (имидж школы - прежде всего!), подвергнутый репетиторской «мозговой атаке», попадает в аналогичную школе образовательную вузовскую среду: такие же наставники, такие же столы-стулья и грифельные доски. Только директора почему-то называют ректором? Однако в процессе учебы бывший школьник, а ныне студент, даже если он и добросовестно выполняет учебный план, прилежно учится, ощущая при этом большую физическую и психологическую нагрузку, и осознав также несовершенство и костность учебных планов и программ (тому ли мы учим студентов? - нериторический вопрос!), которые, как правило, не корректируются на протяжении долгих пяти лет обучения в ВУЗе, столкнувшись с проблемами личного свойства (женитьба-замужество, появление детей, болезни, неустроенность, отсутствие должных средств существования и т.д.) естественно прибегают к школьному опыту: как малой «кровью» выполнить учебную программу. И здесь ему на помощь приходит его «Величество» научно-технический прогресс: Интернет, информационные технологии, мобильная и пейджерная связь, электронные справочники, карманные компьютеры и др. Школьные «шпоры» уступают место мобильно-пейджерным подсказкам, списывание с соседской по парте тетради заменяется сканированием чужих конспектов либо скачиванием контрольной и курсовой работы и даже дипломного проекта из Интернета.
Что касается сетевого плагиата, то он процветает повсеместно, как в государственных, так и в коммерческих Вузах, где казалось бы студент должен прилежно отрабатывать каждый доллар, вложенный его родителями на его образование. Цельнотянутые из Сети, так называемые онлайновые рефераты, курсовые работы, дипломы и даже диссертации сильно облегчают жизнь их ленивым «продвинутым» создателям, одновременно обесценивая дипломы и сертификаты, полученные такими «сетевыми» студентами и соискателями.
Фальсификаторы уверены в своей безнаказанности, ошибочно полагая, что Интернет обезличен и на него не распространяется действие Закона «Об авторских и смежных правах». Многие из таких ловкачей позже недоумевают, почему у них возникают проблемы с трудоустройством. Онлайновые спецы во все времена не были востребованы на рынке труда!
Об академической довузовской нечестности.
Ситуацию, которая сложилась в системе общего (школьного) образования, и которую питерская интеллиигенция в своем нашумевшем письме российскому президенту В.В.Путину [1] назвала катастрофической, продолжает оставаться таковой и в белорусских школах и колледжах. Низкий уровень знаний выпускников школ-это факт, который стал общепризнанным, и его невозможно скрыть. Но цель государственного школьного образования заключается не только в том, чтобы наполнить детские головы набором сведений, формул, правил, дат и имен. Эта цель имеет как обучательную сторону, так и воспитательную, нравственную. Но об этой второй стороне обычно принято умалчивать, хотя на нынешнем этапе развития нашей республики эта сторона образования представляется особенно важной. Ведь именно школа всей своей деятельностью должна с раннего детства воспитывать у будущего полноправного гражданина стойкую убежденность в том, что только честный и добросовестный труд граждан может обеспечить социальное и материальное благополучие всего общества и каждого человека в отдельности, обеспечить безопасность республики. Школа должна воспитывать у ребенка и молодого человека уважительное отношение к труду своему и чужому, к собственности, частной и общественной, тягу к истиной образованности и хорошей профессиональной подготовке, чувство собственного достоинства, неприязнь к лжи, фальши и лицемерию.
В одном из своих выступлений[2] министр образования России Владимир Филлипов признал, что 50 процентов школьников не осваивают программу по основным учебным дисциплинам. При этом органы образования систематически и «в особо крупных масштабах» дезинформируют все общество относительно результатов своей деятельности, скрывая тот факт, что чуть ли не половина бюджетных средств выбрасывается на ветер! В недавнем интервью одной из петербургских газет министр откровенно сообщил, что «наши школьные аттестаты на признаются не только в России (они при поступлении в вузы никакой рли не играют), но и на Западе. Их признают только страны Африки, Азии и частично бывшего соцлагеря. Раздавая фальшивые аттестаты, школа с детства приучает человека к тому, что для получения желаемого блага допустимы и приняты как норма ложь и фальсификация, приучает к безответственности, воспитывает отвращение и презрение(!) к честному и упорному труду. Поэтому существующая школьная система нравственно разлагает и развращает наших детей.
Пропагандируя единый госэкзамен (ЕГЭ) как универсальное средство борьбы со взяточничеством в вузах, министр обходит стороной тот факт, что именно массовая фальсификация результатов обучения в школах подведомственными ему органами образования является неистощимой питательной средой для повсеместного «хабарничества» при зачислении в вузы.
Проект внедрения ЕГЭ для всех выпускников школ и абитуриентов со всей остротой ставит вопрос о том, каким образом результаты подобного экзамена будут зашищены от возможных преднамеренных искажений с целью получения явных выгод. Выдача по результам такого экзамена образовательных грантов на обучение в высшей школе выглядит в глазах общественности совершенно необоснованным проектом, так как острота финансовых проблем, низкий уровень общественной морали и правовой культуры в данном случае провоцируют самые негативные ожидания в отношении вероятности массовых фальсификаций и обмана.
Что по нашему мнению мешает быстрому внедрению ЕГЭ?
• общий низкий уровень в центре и на местах в области современных технологий контроля знаний;
• порочность самой идеи совмешения выпускных и всупительных экзаменов;
• незащищенность бумажных тестов от фальсификаций;
• плохое освещение ЕГЭ в средствах массовой информации;
• опасения школьных учитилей, что вскроется брак в их работе;
• низкая компетентность руководителей образования в центре и на местах.
Итак, в чем же главная причина проколов системы школьного образования? Видимо наше общество самоустранилось от воспитывания собственных детей и беспечно отдало целиком всю эту систему в монопольное владение чиновнику. Действительно, именно чиновник, а не общество определяет, чему нужно учить детей, т.е. содержание школьных программ. Именно чиновник указывает, как нужно учить детей, ибо учебно-воспитательные методические структуры формируются им и административно подчинены ему.
Вывод, к которому приходят авторы упомянутого письма В.В.Путину, достаточно категоричен: «подчинение системы образования чиновничеству ведет к нравственному разложению миллионов школьников, сотен тысяч прподавателей и, в кнечном счете, способствуют нравственной деградации общества в целом»
Для кардинального исправления кризисной ситуации и у нас в республике, видимо, так же, как и в России, целесообразно:
• органы управления образованием преобразовать в органы, обслуживающие систему образования, вменив им в обязанность вопросы хозяйственного, материально-технического, информационного и организационного обеспечения школ;
• разработать систему аттестации и организации работы школьных кадров, которая бы обеспечила независимость школьных администраторов от чиновников и, в то же время, свела бы к минимуму возможность их административного давления на преподавателей;
• существенно повысить оклады преподавателей и разработать другие меры их поощрения;
• для идентификации экзаменующихся внедрить при тестировании элементы автоматизированного «фэйс-контроля»-цифровых фотокамер, сопряженных с компьютерами, а также установку в компьютерных классах видеокамер с выводом на мониторы образовательных учреждений.
В первую же очередь, во исполнение до сих пор нарушаемого закона об образовании, создать государственный орган, не зависимый от органов управления образованием, задачей которого было бы решение вопросов аттестации и контроля достоверности данных о результатах обучения школьников.
О сетевом вузовском плагиате.
Сетевым плагиатом грешат не только слушатели государственных,но и коммерческих Вузов,которые должны отрабатывать каждый доллар,вложенный ими в образование. В штате Вирджиния, например, 80% студентов университета и колледжей признались в сетевом плагиате, совершенном ими по меньшей мере хоть однажды[3]. А 90% опрошенных полагают, что плагиаторов либо никогда не вычислят, либо не накажут соответственно проступку. Однако 122 таких студента университета были отчислены за сетвой плагиат.
С большой степенью вероятности можно утверждать, что и в наших вузах проблема сетевого плагиата существует и с ростом уровня информатизации и компьютеризации нашего населения, внедрением систем дистанционного обучения она с каждым годом становится все острее. Около трех тысяч студентов брестского Белорусского коммерческого института управления, например, оказались за воротами своего вуза. Основная причина-фальсификация экзаменационных оценок. В популярном сейчас среди молодежи институте современных знаний (ИСЗ), например, восемь компьютерных классов имеют выход в Интернет, интенсивно посещаемых студентами и не только потому, что по эл.почте можно пообщаться, к примеру. с друзьями в Австралии, а опять же благодаря возможности «малой кровью» из виртуального пространства скачать вожделенный реферат либо дипломный проект. И при этом сетевые студенты не дают себе отчета в том, что они тем самым фактически выбрасывают на ветер родительские доллары. Не случайно мамы потом звонят в различные инстанции, недоумевая почему их дипломированное «чадо», за учебу которого выложена круглая сумма (до 8 тыс.у.е.!), вынуждено зарегистрироваться на бирже труда.
В мире, в том числе и в Беларуси, широко распространена практика использования мобильного телефона для подсказок на экзаменах. С помощью системы hand-free студенты умудряются не только получать подсказки от товарищей, сидящих дома с телефоном, но и переговариваться в аудитории. Новая услуга компании Телеком избавляет судентов от комплексов. Те, кому лень штудировать знания, могут заранее начитать ответы на билеты оператору, который и передаст этот текст на пейджер. Впервые в Японии , где отсутствие мобильника воспринимается таким же нонсенсом, как образ самурая без меча, было принято беспрецедентное решение, разрешающее студентам не только носить с собой сотовые телефоны, но и... пользоваться ими во время лекций и экзаменов. Теперь они получили право передавать профессору вопросы по электронной почте на его сотовый телефон. “Это делает учебный процесс более привлекательным”, – считает Харуо Нисиносоно[5]. Прошлой осенью он начал пробные занятия по новой схеме, которые очень понравились его студентам. Более того, студентам разрешили пользоваться телефонами даже во время экзамена. Правда, с одним условием – только один звонок и только тому преподавателю, который читал лекции по сдаваемому предмету. Результаты экзаменов будут размещаться на специальном веб-сайте, который могут посмотреть все желающие.
У нового метода уже появились и свои противники. Так, социолог Юкио Акацука, например, поддержав в целом идею о внедрении информационных технологий в учебный процесс, возражает против использования схемы общения студентов с преподавателями при помощи сотовых телефонов. “Это может привести к тому, что увеличится число студентов, которые вообще окажутся не в состоянии сами устно задать вопрос”, – считает он.
Пока неясно, к каким результатам приведет это нововведение, однако уже сейчас в университете Букке в Киото на лекциях не услышишь грозного голоса преподавателя: “...У кого там с собой телефон?!!”
Проблема сетевого плагиата конечно же не ограничивается рамками студенческих «шалостей». Уж больно велик соблазн у всякого рода «горе-писак» нажиться на мировой паутине. В московском арбитражном суде, например, выигран первый судебный иск по делу о плагиате из Интернета. Суд признал издательство «Познавательная книга плюс» виновным в плагиате и обязал к уплате компенсации в 50,0тыс. рублей в пользу пострадавшей стороны-компании Promo.Ru и ее директора Тимофея Бокарева. Упомянутое издательство выпустило монографию Антона Высоткина «Реклама в Интернете». На 54% своего объема это сочинение состоит из авторских текстов и справочных материалов, украденных с различных серверов сети Интернет без ведома и согласия их создателей. Согласно решению суда, весь тираж злополучной монографии полностью изъят из гражданского оборота и уничтожен в соответствии с «Законом об авторских и смежных правах».
Ежегодно достоянием гласности становятся факты воровства материалов из Интернета журналистами «Труда», «Комсомольской Правды», «Вечерней Москвы» и ряда других центральных газет.
С сетевым плагиатом бороться можно по-разному. Например в Интернете появился специальный сайт Pirated Sites(www.pirated-sites.com)[6] для поиска и выставления на обозрение фактов бесцеремонного копирования чужих дизайнерских идей и рисунков для Web-технологий. В Интернете обнаружены многочисленные факты прямого копирования графической структуры и стилей сайтов или Web-структур.
Биофизик Джон Бэрри[7], исследуя проблемы сетевого плагиата, разработал специальную, весьма популярную сейчас программу для обнаружения плагиата. Такая программа сравнивает текст сочинения, курсовой либо дипломной работы с базой Интернет-источников, работами других студентов, а также печатными изданиями. Программа выделяет те места, которые являются повтором текстов из других источников и подсчитывает процент таких повторов в работе .Программу Дж.Бэрри широко используют преподователи известных университетов и колледжей Америки, Англии, Канады и Новой Зеландии.
Профессор физфака университета штата Вирджиния Луи Блуменфильд-автор программы поиска плагиата в студенческих работах[8]. 50 часов рыботы такой программы привели к вопиющим результатам: большинство студентов заимствуют значительное количество готовых текстов из Интернета и работ других студентов.
Появляется и платное программное обеспечение, например, plagiorism.org, популярное среди педагогов. В среднем за один доллар в год на одного студента можно надежно отфильтровать сетевой плагиат.
Во многих российских Вузах развернута настоящая борьба со студенческим плагиатом. Преподаватели возмущены тем, что практически каждый второй студент ворует рефераты и курсовые работы из Интернета. В екатеринбургском университете[9] 80% преподавателей в совершенстве владеют компьютерами, имеют домашний доступ в Интернет и знают практически все, что есть в сети по их дисциплинам. Это помогает легко выуживать труды онлайновых студентов и возвращать их сочинения с пометкой «переделать и не заниматься плагиатом!».
Бесспорно, степень распространения студенческого плагиата является функцией компетентности педагогов и их компьютероной оснащенности. Практика показывает, что для педагога, имеюшего компьютер дома и на работе, и знакомого не по наслышке с проблемой сетевого плагиата, не составляет труда «разобраться» с ленивыми слушателями!
В заключении хотелось бы отметить следующее:
• Студенты, соискатели ученых степеней, научные работники, а также журналисты и писатели всех времен и народов допускали и ранее заимствование чужих трудов в разумных пределах. Но как установить такой предел-10 либо 20 процентов цитирования, либо пересказа? При этом необходима ссылка на первоисточники. Видимо, надо и при использовании сетевых ресурсов обязательно делать соответствующие ссылки, получив, при необходимости разрешение авторов, либо купив право на неограниченное использование скаченных из Интернет материалов.
• Нельзя превращать Интернет в мусорную яму, куда можно сбрасывать все подряд, не заботясь о соответствующей индексации и защите своих тудов от несанкционированного копирования. Особенно это важно сейчас, когда повсеместно под флагом создания электронных библиотек проводится компания оцифровки книг, журналоов, произведений исскуства и пр.
• Для борьбы с сетевым плагиатом уже имеется и постоянно пополняется программное обеспечение. Все заинтересованные организации: Вузы,издательства,библиотеки должны приобрести соответствующие программы для повседневного пользования.
Свидетельство о публикации №205120700191