Несколько строк о Булгакове

 
Начиная с конца 1966 года, когда в журнале «Москва» в двух номерах был напечатан роман «Мастер и Маргарита», в Москве царил подлинный булгаковский бум. Где-то в середине 70-х годов был выпущен солидный однотомник, состоящий из трех романов Булгакова - «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», «Театральный роман». Выпускались сборники его пьес, в серии ЖЗЛ была напечатана «Жизнь господина де Мольера». Однотомник продавался в основном за валюту и в книжных спецраспределителях (были такие заведения для номенклатуры). Цена его на черном рынке достигала, по тогдашним меркам, астрономических цифр.
С того времени, Булгаков - мой любимый писатель, а «Мастера и Маргариту» я прочитал не менее десяти раз, да и сейчас довольно часто открываю на любой странице и с наслаждением перечитываю.
Однажды я увидел афишу о литературном концерте, которые тогда в Москве не были редкостью, по произведениям Булгакова. Концерт проходил, кажется, в Доме ученых. Зал был заполнен до отказа. Я уже не помню, кто читал,(чуть ли не сам Куролесов) но исполнение было отменным. Публика была довольна чрезвычайно и артист прочитал на бис маленький рассказ под названием «Вещичка». Опять же забыл, кто автор этого рассказа. Кажется, это был известный и влиятельный сценарист, сделавший себе имя большим количеством фильмов о Ленине. Не могу дословно привести этот рассказ, поскольку прошло много лет, но в память он мне запал. Поэтому пересказываю его своими словами от первого лица.

Во второй половине 30-х годов я проживал в доме на улице Фурманова (теперь Нащокинский переулок). В этом доме когда-то жили Андрей Белый, Илья Ильф, Виктор Шкловский, здесь арестовали Осипа Мандельштама и бывала Анна Ахматова. По фасаду тянулись длинные балконы, на которые можно было выйти из разных квартир. Я в то время был уже достаточно успешным литератором. По моим сценариям было снято несколько фильмов, мое имя довольно часто упоминалось в центральных газетах. Я уже считал себя известным писателем и порою свысока поглядывал на собратьев по перу.
Так оказалось, что в одной из квартир, на четвертом этаже, по соседству с моей, проживал Михаил Афанасьевич Булгаков. У нас с ним был общий балкон, он был перегорожен символической загородкой. Я слышал имя Булгакова. Он считался в среде московских литераторов не слишком удачливым писателем. Собственно чем он был известен? В 20 годы писал в газету «Гудок» фельетоны, подписывался псевдонимом Г.П. Ухов. В издательстве «Недра» в 1925 году вышел его сборник «Диаволиада». Его пьеса «Зойкина квартира» в вахтанговском театре была снята с репертуара. С успехом шли во МХАТЕ «Дни Турбиных». Но они шли только в этом театре. Пьеса про Мольера готовилась к постановке, но была запрещена после генеральной репетиции. Кроме этого, по его адресу в газетах публиковалось все годы множество разгромных статей.
Иногда в погожие деньки, выходя на балкон, я встречал там Михаила Афанасьевича. Мы обменивались немногочисленными фразами. Иногда обсуждали литературные сплетни и общих знакомых писателей. Булгаков в то время был уже болен и носил темные очки. Мое внутреннее отношение к нему было покровительственным.
- Неудачник - думал я, прислушиваясь к стрекоту пишущей машинки, доносившейся из окна его квартиры. Но, тем не менее, я всегда испытывал какую-то робость при разговорах с ним, которую никак не мог сам себе объяснить. Однажды теплым сентябрьским вечером мы стояли, облокотившись на перила, и курили. Булгаков смотрел на закат сквозь темные очки и молчал. - Что Вы сейчас пишете, Михаил Афанасьевич? - спросил я его. - Так, одну вещичку - ответил он, прислушиваясь к звукам пишущей машинки. Вскоре Булгаков перестал выходить на балкон, а я как-то не обращал на это внимание. Лишь спустя много лет, я узнал, что это была за вещичка.
Дом тот снесли в 1973 году.


 Послесловие


Уже после опубликования этого очерка я вспомнил (да и несколько читателей тоже мне написали) имя автора рассказа «Вещичка».
Автор этого рассказа - Габрилович Евгений Иосифович [р. 17.9.1899, Воронеж], советский писатель и кинодраматург. Начал литературную деятельность в 1921 году как новеллист. Он был членом ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), одновременно выступал и как публицист. Впоследствии Габрилович отмечал, что отдал журналистике двадцать пять лет жизни. Участвовал он и в создании знаменитой книги "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства" (1934) - в работе использованы впечатления от увиденного во время поездки на строительство с большой группой советских писателей. Как известно, проект этой книги одобрил М.Горький.
Габрилович дебютировал в кино сценаристом фильма «Последняя ночь» (1937).
Крупнейшие работы — сценарии фильмов «Машенька» (1942), «Мечта» (1943), «Два бойца» (1943), «Убийство на улице Данте» (1956), «Коммунист» (1958), «Последняя осень» — новелла фильма «Рассказы о Ленине» (1958), «В трудный час»(1961), «Ленин в Польше»(1965), «Софья Перовская»(1967), «Твой современник», «В огне брода нет» (оба в 1968), «Начало» (1970, совместно с Г. Панфиловым). «На пути к Ленину»(1970), «Товарищ генерал»(1973). "Ленин в Париже"(1981. А еще были отличные фильмы "Монолог", "Объяснение в любви". Преподавал во ВГИКе с 1948, (профессор с 1962). Сталинская премия СССР (1943, Ленинская премия (1967). Награждён орденом Ленина, 3 другими орденами, а также многочисленными медалями. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), Герой Социалистического Труда (1979). Прекрасный послужной список, как, возможно, сказал бы Коровьев. Габрилович - творец киноматографической Ленинианы, никогда не отклонявшийся от линии партии. После развала СССР срочно переквалифицировался в демократы. Умер в 1993 году. О значении для русской культуры Михаила Булгакова и Евгения Габриловича предлагаю делать выводы самим читателям.

Маленькое дополнение

Телеграмма Е. И. Габриловича И. В. Сталину
МОСКВА, КРЕМЛЬ
ТОВАРИЩУ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович !
Всем сердцем благодарю советское правительство за высокую оценку моей работы, как сценариста кинофильма «Машенька». Клянусь клятвой гражданина Советской страны и командира Красной Армии - все свои силы и жизнь отдать за победу и славу нашей великой родины. Полученную мною премию вношу в фонд строительства бомбардировщика дальнего действия.
Писатель Евгений Осипович Габрилович

Ответ И. В. Сталина
Писателю Евгению Осиповичу ГАБРИЛОВИЧУ

Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Евгений Осипович, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии.
И. СТАЛИН


Рецензии
Я посчитал нужным для себя выяснить мнение читателей (и зрителей) о том, как они понимают роман Мастер и Маргарита, и организовал опросы , основаннные на этом повествовании, изложенные здесь: http://proza.ru/2010/06/14/1087
Не могли бы Вы ответить на простые вопросы по роману (если считаете себя знатоком и ценителем романа) : 1. Считаете ли Вы Мастера и Ивана Бездомного сумасшедшими? 2. Вы симпатизируете ли кому-либо в романе ( кто ваш любимый персонаж) 3 . а Вы сами в Бога верите?

Погулять Вышел   03.05.2012 09:01     Заявить о нарушении
Более подробно о ММ у меня можно прочитать http://proza.ru/2006/01/01-191
1. Нет, не считаю. Моя профессия - психиатрия.
2. Кому либо не симпатизирую.
3. Верую.

Владимир Павлов   03.05.2012 10:50   Заявить о нарушении
Мне более нравится часть романа о Массолите. Я также подверг кое-какой критике одного из исследователей романа http://proza.ru/2008/04/03/412 , за что был немедленно занесен им в черный список.

Владимир Павлов   03.05.2012 11:07   Заявить о нарушении
1 получается, что Булгаков просто применил психиатрию в карательных целях, уж не знаю, был ли он в этом первым, но не последним точно...
2 я не могу считать произведение великим, если в нем нет героя, которому я симпатизирую... а таковых в отечественной литературе практически нет. Великое произведение , например - Белое солнце пустыни...
Кстати, Ержан просто запсиховал когда я его попросил ответить на этот вопрос и мы оказались соседями в этом самом списке... я даже польщен быть рядом со многими людьми...
http://proza.ru/2010/05/13/565
3 я скорее агностик, но не вижу причин убивать иноверцев или даже атеистов , при этом пользуясь плодами их труда... то есть мотив чисто уголовный - завладеть квартирой...
я ранее находил роман занятным и читал разинув рот, но потом просто разочаровался, как та публика после представления в Варьете...
Что касается фельетона на Массолит - то как гаварил товарищ Сталин - других писателей у меня нет - считалось , что они и должны были агитировать за линию партии на индустриализацию и прочее...
может, эта злободневная фельетонность Булгакову и удалась, но он-то пытался действительно расписать и линию любви и историко-библейскую тему... а читать их всерьез я не могу... хотя осуждать Булгакова, работавшего в тех условиях, конечно я не могу...
п.с Вы будете смеяться, но самым симпатичным персонажем публика счмтает кота Бегемота... то есть популярность романа основана на довольно поверхностных мотивах...

Погулять Вышел   03.05.2012 21:23   Заявить о нарушении
Ну, да, согласен с Вами про Бегемота. Как-то упустил. Прочитал полемику с этим Ержаном, не к ночи будь помянут:)) Упертый баран (ух как мы с ним бодались), к СССР. Уровень аргументации такой же, как он до сих пор периодически заходит просмотреть "В сетях НКВД", да и многая публика клюет на название:)))
Кроме непроходимой тупости, Ержан еще и зоологический антисоветчик, пописывает статейки, распинаясь в ненависти к СССР. Уровень упертости такой же, как и в исследования ММ. Вот в его случае, явный клинический случай:))

Владимир Павлов   03.05.2012 22:56   Заявить о нарушении
Кстати, термин карательная психиатрия - это всего-навсего перестроечный штамп. Тут много всяких нюансов, я не один десяток лет работаю в этой отрасли. Что касается ММ, посудите сами - как нормальная медицина могла еще относится к описываемым событиям в ММ.

Владимир Павлов   03.05.2012 23:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 36 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.