Шаляпин и холосас

Шизотрагедия в одно действие.

Действующие лица:
Толстой- писатель
Софья Андреевна, его жена
Шаляпин- певец
Слуга Прохор
Поп (его может играть Наводворская)

Действие первое.
Пустая сцена, в центре стоит фортепьяно, на нем- кастрюля. В глубине виден стенной шкафчик. Изредка раздается приглушенный звук клавиш, как будто кто-то осторожно до них дотрагивается. За фортепьяно на табурете сидит Шаляпин. Рядом, стоя- Лев Толстой. В его руках половник. Он извлекает из кастрюли сырое тесто и не глядя сует половник в лицо Шаляпину. Не попадает. Тесто ошметками срывается и шлепается на клавиши, производя характерные звуки.

Шаляпин, лицо его страдальчески искривлено:
- А тесто-то опять перекисло, Лев Николаевич.
Толстой, продолжая вытягивать тесто, бездумно:
- Ничего, голубчик, ничего. Так нужно.
Он мечтательно смотрит перед собой и что-то нашептывает. На сцене появляется Софья Андреевна. Она подходит к фортепьяно и становится рядом.
Тесто по клавиатуре:
 - Шлеп!
Софья Андреевна, с раздражением, горстью пальцев по клавишам:
 - Блям!
 - Шлеп!
 - Блям!
 - Шлеп!
 - Блям!
Шаляпин, повернув лицо к Софии Андреевне, с возмущением; борода его измазана тестом:
 - Извольте не мешать, София Андреевна! Мы репетируем.
Софья Андреевна:
- Это неслыханно! У меня больше нет сил выцарапывать между клавишей… Мои нежные руки…
Вытягивает вперед руки. Из них растут сосиски, которые у Софьи Андреевны вместо пальцев.
Шаляпин:
-Мда…
Лев Толстой, безмятежно:
- Душенька, мы деревенским ребятишкам утренничек сделать удумали. Сыграем «Ворона и лисица», Федор Иванович споет что-нибудь веселое…
Софья Андреевна, раздражаясь:
- Блаженный! Причем здесь тесто?!
Шаляпин:
- Лев Николаевич считает, что кощунственно есть сыр, когда народ голодает. Да и боязно, по чести сказать. Ведь бог весть, что может начаться, если я выкачу сырную голову и начну ее пожирать у них на глазах.
Толстой:
- Неправда! Наш народ лучше, чем вы о нем говорите.
Софья Андреевна:
- Помолчите, граф! Тесто… Нет, тесто они не поймут. А сыр можно из дерева выточить.
Льва Николаевича прорывает:
 - Что?! Опять перечить! Сыр! Кощунство! Не сметь! Ну хорошо же, хорошо…Я вас научу правильным манерам…
Кряхтя нагибается и шарит под фортепьяно. Достает суковатую палку и начинает колотить ею по клавишам. Все начинают что-то говорить, но их не слышно- инструмент ревет. Это должно продолжаться не менее пяти минут. Тесто летит во все стороны. Внезапно Толстой останавливается. Одновременно все перестают шевелить губами. Толстой, лицо его просветлело, мечтательно:

- Блаженны плачущие, ибо они утешатся…

Ему никто не возражает. Шаляпин на всякий случай прикрыл голову руками.
Толстой продолжает, вдумчиво, неторопливо:
- Был у меня один… Самобытнейшая личность. Умница! Не поверите- подковы руками разгибал. Позвольте… да, Парфеном звали. Придет это… знаете ли… спозаранку мужик на конюшню- поле пахать, а подковки на земле лежат. Ровненькие, прямые как карандашики. Это, стало быть, Парфен ночью залез, подковы-то с лошади поотковыривал. Силища неимоверная! И давай разгибать. Так он, бывало, шесть- восемь дворов обходил. И так кажинную ночь… А говорят- в мужике сознанья нету!
Толстой, помолчав:
- А пятаки- наоборот.
- Что наоборот?
- А пятаки- те, он наоборот, сгибал.
Кручинясь:
- Эх, душа русская… дремуча ты, загадочна…
Внезапно останавливается, видит слугу, крадущегося по сцене. Приходит в неистовство, кричит, топает ногами:
- Прочь! Прочь!
Слуга в ужасе убегает.
Толстой, поглаживая брюхо, бодро:
- Ну-с, продолжим.
Хватает половник с тестом и засовывает его в рот Шаляпину.
Шаляпин:
- М-м-м-м-м
Постепенно все приходит в привычный ритм.
Толстой, шепотом:
- Небо Ватерлоо… Нет, Аустерлица… Звучит лучше… Значительно… Да.
Тесто:
- Шлеп!
Софья Андреевна:
- Блям!
Шаляпин:
- М-м-м-м-м

- Андрей смотрел в высокое небо Аустерлица...
- Шлеп!
- Блям!

- Андрей лежал и смотрел в голубое небо Аустерлица...
- Шлеп!
- Блям!
- М-м-м-м-м

Дверь отворяется. В проеме появляется поп. Некоторое время молча смотрит на происходящее. Лицо его багровеет. Внезапно, страшным голосом, нараспев произносит:
- Ана-а-а-фема!
Молча поворачивается и уходит, не прикрыв за собой двери. Лев Николаевич вздрагивает и замирает, как громом пораженный. Мадам Толстая, ничего не замечая и продолжая пританцовывать:
- Блям!
- Блям!
- Блям!
Шаляпин- Софье Андреевне:
- Да перестаньте уж наконец, не до вас теперь! Нашли время музицировать!
Толстой, начиная хныкать:
- Как назло… принесла нелегкая… Тогда еле выкрутился…
Шаляпин:
- А что было в прошлый раз?
Софья Андреевна, интимно:
- Мой пузанчик библию для детей писал и сам картинки к ней пририсовывал. А этот застукал.
Шаляпин (разочарованно):
- Вот как…
Толстой:
- Я надеюсь, Федор Иванович, голубчик, это маленькое недоразумение останется между нами. А то, право слово, неудобно… Эти мещане, они не поймут… Слухи, всякие…
Шаляпин (оживленно потирая руки):
- Конечно, конечно, Лев Николаевич. Как можно!
Толстой, обеспокоено:
- Еще ложечку?
Засовывает половник так, что у Шаляпина изо рта торчит только самый кончик черешка.
- М-м-м-м
Шаляпин испуганно выпучивает глаза, перебирает ногами, падает на пол и начинает задыхаться.
Софья Андреевна, истошно:
- Прошка!
Входит слуга:
- Что угодно-с?
Толстой:
 - Пошел вон! Скотина!
Слуга поворачивается, чтобы уйти. На протяжении всей сцены, по полу ползает Шаляпин, поочередно хватая за ноги то Софью Андреевну, то Льва Николаевича. Он хрипит и мычит одновременно. Интонации издаваемых им звуков чрезвычайно разнообразны- от просительных, до угрожающих. Толстой брезгливо отталкивает его ногой. Слуге:
- Хотя, вот что…
Слуга поворачивается услужливым лицом.
- Что уставился?! Вон!
Софья Андреевна и Толстой, хором:
- Пошел!
Толстой:
- Фу, уморил, проклятый... Что-то я хотел… Ах да! Вот, вот- полюбуйся. Пока он меня отвлекал…
 Софья Андреевна:
- Это ты виноват. Я говорила- Прохора давно пора выгнать...
Толстой:
- Не может быть… Такая маленькая ложечка… Ну-ну, голубчик. Пошутили- и хватит. Мы начинаем волноваться, не надо так. Немедленно вставайте. Гм…
Шаляпин не отвечает. Вид у него загадочный и странный. Лицо- сизое. Изо рта торчит ручка половника. Толстой нагибается и вытаскивает его. Вытирает о поддевку и внимательно разглядывает:
 - Как же так?
Половник исчезает в широкой сомовьей пасти Толстого, поросшей жесткой щетинистой бородой.
- М-м-м-м-м
Вытаскивает половник обратно:
- Вот видишь- ничего.
Засовывает обратно, опять вытаскивает:
- Да нет. Его где-то продуло. Он уже пришел больной. Ты помнишь, как он кашлял?
Софья Андреевна:
- До самой смерти не забуду! Я так испугалась!
Добавляет, кокетливо:
- Особенно, когда он стал хватать меня за ноги…
Толстой, нахмурясь:
- Расхвасталась… Ну, он и меня схватил. До сих пор икра чешется…
Опять засовывая половник в рот:
-М-м-м-м
Вытаскивает:
- И ничего.
Софья Андреевна, наблюдающая за манипуляциями Графа постепенно успокаивается, начинает улыбаться и пританцовывать:
- Ай- люли, ай- люли, ай- люли…
Неслышно входит поп:
- Ана-а-а-фема!
Толстой давится, падает и умирает. Софья Андреевна выбегает. Входит слуга. Попа он не видит.
- Наконец-то! Теперь Холосас весь мой. Сколько пожелаю- столько и выпью.
Подходит к шкафчику, достает бутыль и начинает жадно пить тягучую жидкость из горлышка. Поп:
- Ана-а-а-фема!

Занавес.


Рецензии
Эк, его на сладенькое потянуло!
Вот из-за того, что баре прислуге холосасов вдоволь не давали, и произошла ВОСР!
А все говорят, дескать, международный сионизм да жидо-масоны. Дудки, братцы! В холосасе всё дело. А С.А. следовало бы клеенкой клавиши застелить - не мучалась бы так, выковыривая.
С ув.
А.Г.

Александр Герасимофф   20.08.2008 12:40     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.