В поисках идеала формат эссе

Учёные называют ХХ век – «веком великого технического и промышленного прогресса», «веком научно-технических революций», «веком прорыва наук». Казалось бы, в конце ХХ века большинство развитых стран Запада могли бы с уверенностью сказать, что достигли идеала комфортной жизни. Ведь у среднестатического жителя такой страны была возможность жизни в вполне уютной среде: полное удовлетворение основных физиологических потребностей в еде, гигиене, половой сфере, сбалансированный рабочий день, возможности удовлетворении духовной сферы и т.д. В отличие от жизни обывателя 100-летнейдавности (середины-конца XIX века), обыватель конца ХХ века жил гораздо проще: не нужно было задумываться об элементарном бытовом комфорте, не нужно было заботиться, что естественные желания противоречат общественным нормам, источники духовного насыщения стали доступны не только избранной элите. Можно сказать, что жизнь и окружающая среда полностью приспособились под человека и его нужды. Но тем не менее, западные страны с подобным укладом жизни продолжают развитие и не думают о прекращении этого процесса. Возникает вопрос: не стоит ли остановиться, когда социально-экономическая жизнь населения практически достигла понятия «идеальной» жизни?


Значение идеала в жизни человека

Для начала, нужно узнать, что такое «идеал». Согласно словарю, «Идеал - это представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека, общественного класса»
Тут же возникает вопрос: что представляют из себя высшая цель и образ? На каком из этапов жизни человек определяет их для себя?
Для примера приведём одного человека в разные этапы его жизни. Будучи ребёнком, он плохо представляет себе реальный «мир взрослых». Действительность является для него, скорее, чем-то волшебным и непредсказуемым, нежели чёткой системой бытия со своими правилами. Ребёнок видит вокруг себя 3 вида совершенства:
• Совершенство, принадлежащее кому-то/чему-то другому и ничем неоспоримое («мама – самая красивая женщина на Свете»). Здесь критерием выбора является не действительное сравнение, например, матери и других женщин по внешним данным, а внутреннее отношение к матери, как к человеку, дарящему тепло, любовь, заботу и т.д. Именно такая вера в совершенство действительно существующего человека или предмет будет пронесена человеком через всю жизнь. Обычно, некоторые вещи, которые казались идеальными в детстве, кажутся человеку идеальными во взрослом возрасте, даже если логически он понимает, что это не так.
• Совершенство, существующее в мечтах. Наиболее часто дети представляют себе в фантазиях предметы гипертрофически совершенные. И поскольку дети мечтают лишь о предмете и не задумываются о путях его создания/получения, они могут позволить себе самые смелые фантазии на этот счёт («хочу летать по улицам на ковре-самолёте». Обычно такие фантазии исчезают по мере того, как ребенок, развиваясь, узнаёт вещи, подтверждающие невозможность получения такого предмета. Я думаю, это естественная приспосабливаемость мозга: человек легче и быстрее всего прощается с наиболее сложновыполнимыми идеями.
• Совершенство, которым обладает кто-то другой. Идеализация каких-то предметов, принадлежащих другим людям происходит из-за узости познания ребёнком мира. Если взрослый человек может сопоставить сотни похожих предметов и выделить для себя лучший, то ребёнку доступно знание максимум десятка. Потому, выбрав один – наиболее «любимый» он забывает все остальные и сосредотачивает всю свою любовь и внимания на нём одном. Обычно, это вызывает реакцию «мама, купи!» или забывается с происшествием времени, когда внимание переключается на новые, вновь узнанные, вещи.
Таким образом, я выделила 3 типа «детского идеала». Один из них проносится человеком в мыслях через всю жизнь, во многом определяя его пристрастия; второй – забывается или в единичных пытается быть достигнутым во взрослом возрасте с учётом реальных фактов и возможностей (варианты, когда человек достигает вершин в какой-либо области с целью обретения детской мечты); и третий – сиюминутное желание, быстро проходящие со временем. На этом этапе «идеал» встречает «фильтр возможностей» - понимание того, возможно физическое воплощение задуманного согласно возможностям человечества или природы.
Я считаю, именно по такой схеме закладывается «идеалопонимание» человека.
Во взрослом возрасте всё иначе: мир кажется чётко-работающей на конкретных правилах системой. Идеалы отходят на «второй план», т.к. реальная жизнь в обществе диктуется не столько самим человеком и его желаниями, сколько общественными нормами и возможностями. Получается ситуация, когда внутренний идеал начинает конфликтовать с внешним.
Для примера приведу классическую ситуацию моды. Представим, что девушка любит зелёный цвет, находит его самым красивым и считает, что он наиболее хорошо подходит к её внешности. Ей совершенно не хочется носить одежду другого цвета. Но вдруг «приходит» мода на розовый цвет. Зелёный и ему подобные быстро объявляются немодными и устаревшими. У девушки-любительницы зелёного два пути: стать «немодной» и продолжать носить любимый зелёный цвет или принять новое течение и переодеться в розовый.
Конечно, это – наиболее упрощённый пример идеала в обществе. Но не то же самое ли происходит с мечтами и планами человека? Чем более они отличаются от классических идей общества, тем более сложно ему приходится в жизни. Инакомыслящие во все времена страдали больше всех. Их ненавидело большинство, с которым им приходилось считаться.
Таким образом, появляется «фильтр общественного признания». Я думаю, именно этот «фильтр» и является наиболее значительным на пути «идеала». С малых лет родители объясняют ребёнку правила поведения в обществе. В школе учителя берут на себя функцию «мозга», создающего цель для достижения. Дети же становятся лишь исполнителями, часто даже не зная конечной цели своей деятельности.
Например, ребёнок с детства интересовался историей Китая и хотел изучать китайский язык. В большинстве же российских школ дети изучают английский язык. Рано или поздно, уважающий себя и свой труд ребёнок спросит учителя: «А зачем мы учим английский? Почему я должен его делать?». В 99% он получит сухой ответ преподавателя: «Сиди, учи. Потом поймёшь». Учитель не посчитает нужным рассказать, что на английском языке говорит множество людей из разных стран, что с помощью него можно будет заработать деньги и т.д. Если же, ребёнок скажет, что не хочет изучать английский язык, а хочет учить китайский, его скорей всего высмеют и ответят, что это просто глупая идея.
Таким образом, учитель, взявший на себя функцию «мозга» забирает естественный идеал у ребёнка, заменяя его искусственным, продиктованным обществом. Думаю, в данной ситуации ребёнок не добьется успехов в изучении английского языка, он будет помнить свою мечту, свой идеал – знание китайского, в изучении которого, я уверена, он бы преуспел, т.к.имеет сильную внутреннюю мотивацию. Бесцельность действия не может привести к положительному результату.
В итоге, к 17 годам мы получаем человека, которые за всю свою жизнь не имел возможности что-либо решить для себя сам: дома родители думали за него, чем ему питаться, в какую школу ходить, какие секции посещать, с какими ровесниками дружить и т.д. Школьные учителя настаивали на выполнении конкретных заданий, соблюдении правил, нередко придуманных ими самими. И так повсюду: за человека всё решают другие, нередко не желающие ему добра люди. При этом не учитывается, что нравственные и моральные идеалы заложенные в человеке ещё с рождения, частично сформированные в детстве и продолжающие жить и развиваться в течении всей жизни не должны быть загублены навязанными. Они являются своего рода источниками самосохранения, указывающими человеку его путь.

Достижим ли идеал?

От людей часто можно услышать слова: «*** - мой идеал», «я хочу быть похожим на ***» и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что *** - человек, сумевший достигнуть идеала, являющийся живым воплощением совершенства. Причём каждый говорит о своём ***, являющимся идеальным только для него самого. Выбор *** зависит от многих факторов: социального положения почитателя, его пола, возраста, а главное - его шкалы ценностей.
Среди молодых людей очень много почитателей так называемых «звёзд». Часто именно «звёзд» называют своими идеалами большинство юношей и девушек до 20 лет. Особенную силу это течение приобрело в последние 50 лет, когда СМИ стали почти всесильны. Причём, молодые люди идеализируют не столько какие-то внутренние качества своих кумиров, сколько их внешнюю красоту. Часто внешне красивой «звезде» кумиры готовы простить любое публичное поведение и высказывание, даже если оно открыто противоречит моральным нормам. Физически красивую «звезду» идеализируют полностью, забывая про её душевные и человеческие качества. Почему же стала столь популярна «звёздная идеализация»?
Я думаю, это произошло из-за лёгкости восприятия. Каждому известно, что в первую очередь любой человек воспринимается зрительно. И здесь огромную роль играют СМИ, которые готовы предоставить зрителю огромное количество красивых картинок знаменитостей. И зритель, смотря на этих людей без каких-либо физических недостатков, восхищается ими, забывая о средствах создания их красоты (пластическая хирургия, косметика, компьютерная коррекция и т.д.). Вследствие этого, у человека развивается ряд комплексов из-за понимания того, что он не обладает такими совершенными физическими качествами. Именно эта пропасть между реальностью самого себя и совершенством «звезды» создаёт ощущение идеала.
Интересно заметить, что современному человеку уже не интересно читать книги, где намного более подробно и глубоко описываются внутренние качества героев, их чувства, переживания, а не внешняя красота. Обывателю хочется «всего и сразу», а в книгах нет даже картинок героев: нужно представить их самому. А самое главное – не интересно неделю читать о себеподобных людях с такими же переживаниями и эмоциями, с похожим укладом жизни, с такими же недостатками. Намного удобнее посмотреть двухчасовой фильм, где персонажи обладают полным комплексом идеальных качеств, а автор описывает фантастическую ситуацию, способную задеть самые смелые фантазии.
Такое постоянное «соседство с совершенством», когда повсюду только и делается, что говориться о жизни примерно 200 «лучших» жителей Земли, не может не привнести изменения в жизнь обывателя. Кажется, что вот оно – физическое воплощение идеала, так близко от тебя, раз о нём так много известно (всё те же СМИ). Возникает вопрос: почему я не такой? Такой – значит красивый, успешный, любимый миллионами, гламурный, высоких, худой, светловолосый и т.д. Особенно популярны такие мысли среди женщин, которые стали считать почти неприличным удовлетворение собственной внешностью и жизнью.
Почему же человеку психологически необходимо на кого-то ровняться и видеть в ком-то своего идеала? Я думаю, это происходит из-за того, что человечество всегда будет развиваться и никогда осознанно не остановится в своём развитии. И вместо того, чтобы создавать собственные цели развития, экономически-бедные страны всегда будут смотреть на богатые, обыватели будут ровняться на «звёзд», дети – на взрослых.
Но, поступая подобным образом, мы чаще всего обращаем внимание лишь на внешнее проявление идеальности, забывая о том, что за красивой внешностью часто скрываются огромные внутренние проблемы. Опять же, человек, оправдывает и прощает внутреннее несовершенство чего-либо его внешней привлекательности.
Часто можно встретить утверждения, согласно которым идеалом является норма. То есть, например, современные каноны женской красоты – 90-60-90 и рост 1,75 см. превратились из идеала и мечты женщин в норму для них. И если идеал предполагает принятие или непринятие себя, то норма является обязательным атрибутом соблюдения. Причём, если параметры фигуры на 5-7 см. отличаются от заданных, обществом это может легко проститься. Только обладательница будет обращать внимание на свое «несовершенство». А если эти отличия больше, общество немедленно негативно реагирует на это. Обладательнице отличных от нормы форм будет сложно найти себе одежду, она будет чувствовать, что не так привлекательна противоположному полу, как «девушки-нормы» и т.д. Причём, даже хорошо себя внутренне ощущая в своём теле и не желая ничего менять, ей всегда будут намекать, что нужно худеть/толстеть/подрасти/изменить форму носа и т.д. А если она скажет, что не хочет этого делать, ей заявят, что она не только «неправильна» сейчас, но и ленива для того, чтобы исправить свою «неправильность».
Почему же общество так категорично и хочет принимать только лучших своих членов, отказываясь от остальных? Кто диктует идеалы жизни, поведения, внешнего вида? Почему не принимая их, люди становятся изгоями?
Думаю, ответы на эти вопросы найти очень сложно. Но всё-таки, кто решает за нас, что должно казаться идеальным? В ситуации с «девушкой-любительницей зелёного цвета» - модельеры, в ситуации с «мальчиком, желающим изучать китайский язык» - Министерство образования, учителя и родители, в ситуации с неидеальными пропорциями – дизайнеры одежды 1960-х годов. Здесь стоит задуматься: настолько ли мы уважаем этих людей, которые нередко даже не подписывают своего имени под созданными правилами, чтобы поставить их мнение выше собственного? Готовы ли мы пожертвовать своими идеалами и желаниями ради удобной жизни в обществе?

Моё мнение

Я думаю, что каждому человеку необходимо иметь собственные высшие идеалы, к которым он будет стремиться в течение всей жизни. И чем сильнее личность человека, тем более настойчиво он будет идти к их достижению.
Но как же себя вести, если чувствуешь, что «внутренние идеалы» не соответствуют «общественным»? Здесь нужно решить, что важнее: принять общественное мнение, соответствовать ему и комфортно жить в согласии с обществом или руководствоваться своими «идеалами» и стать в какой-то степени врагом общества.
Я полагаю, что «идеал» недостижим. Прекрасен путь к идеалу, а не его достижение. Нужно стремиться к осуществлению мечты, но, осуществив её ставить перед собой новую – более сложную. Можно долго и кропотливо работать над тем, чтобы провести идеально ровную линию, но человеческому глазу всегда будет интереснее смотреть на прямую линию с какой-то неправильной деталью – ошибкой. В этом и есть идеальность – умение видеть неправильные детали и видеть совершенство в них.
Легко объявить своим идеалом кого-то общественно-признанного. Но интереснее выделить разные черты у множества людей и на основе них составить для себя опору для идеального образа. Человек многогранен. У каждого эти грани разные и видны они ровно настолько, насколько мы хотим их видеть. Если мы готовы увидеть и признать эти грани, человек засияет ими перед нами как бриллиант. А если объявим, что все люди, не подходящие под общепризнанный «идеал» - неинтересны, то и человек будет казаться грубым булыжником.


Рецензии
Познавательно! Можно было бы развить эту тему сколько угодно, но в этих словах"Человек многогранен ... булыжником" заключается весь смысл по этой теме. Здоровье Вам!

Довран Эргешов   16.05.2021 19:27     Заявить о нарушении