Антиномии по Шекспиру
-Порой забава причиняет боль,
Порою тяжкий труд даёт отраду.
Подчас и униженье возвышает.
А скромный путь приводит к славной цели.
С этой, увязывающей взаимоисключающие понятия (антиномии) цитаты из «Бури» начну я свой «скромный путь».
Не без осторожности…Классические тексты опасны!
«Волшебной силы магнетизма», исходящей из таких текстов, по мнению Пушкина достаточно, чтобы «свести с ума или сделать поэтом».
Закалку, длящуюся более четырёхсот лет, испытания переводами: со староанглийского на английский, с английского - веером практически на все языки мира- могут выдержать только живые, дышащие тексты.
Бедные исследователи!
Молния Шекспира поражает их, они впадают в эйфорию, почти в транс, заворожённые тем, к чему прикоснулись. Они уже не могут быть учёными, они превращаются в поэтов. Не сознавая метаморфозы, они создают мифы изумительной красоты, используя весь свой ум и знания.
Вечный «шекспировский вопрос»! В списке более сорока имён.
Даже сама Елизавета.
А названия научных работ!
«Игра об Уильяме Шекспире или Тайна Великого Феникса»!
Интригует и походит на сказку. Написал очень образованный и серьёзный человек И. М. Гилилов. Но он не, сколько доказывает, сколько очаровывает.
В конце чтения, кажется, невозможным не верить, что Шекспира снабжали великими текстами, двое авторов: супруги Рэтлэнд . Радостно думать, что и женщины обладают таким огромным даром…
Но именно женщина М.Д. Литвинова не поддаётся чарам Гилилова.
Она решает пройти весь путь сомнений сама.
«Шекспира я обожаю, это какое-то космическое чувство»… «Но, когда я прочла его биографию, почувствовала - ненавижу его, ненавижу!»
Удивительная реакция учёной дамы, будто она замуж собирается. Не могла же она не знать о Фете-Шеншине. Поэте и скряге в одном лице.
Да, Шекспир давал деньги в рост.
Этого ему Литвинова простить не может.
Она делает вывод - писал не он…
Где уж тут место рассуждениям Пушкина о «ничтожном из людей», которого может «глагол Божественный коснуться»…
Не думать о деньгах могут люди состоятельные.
Литвинова делает вывод: авторы- Бекон и Рэтлэнд.
Доказательства выплывают после медитативного созерцания Первой Фолио (прижизненного издания Шекспира): Шекспир видится в маске (вот линия у уха!), у него обе руки правые (писали двое!)…
Ведь главное, когда «в свою неправду веришь сам».
Другим вариантам просто нет места в этих концепциях…
Им «надежды нет!
Вот в этом вся надежда!
Ведь безнадёжность и даёт тебе,
Такую величайшую надежду,
Что даже честолюбие робеет…»
Но у искателей тайных кодов и ключей честолюбие не робеет,..
Они пренебрегают информацией и о том, что Шекспир был не только актером, он работал и учителем, получив в своё время неплохое образование. Его отец был городским главой.
Что в малонаселённом Стратфорде напечатать такое количество! чужих произведений от своего имени тайно! было бы невозможно.
Можно, конечно, и обратиться к сопоставлению информации первоисточников и завещания, что тоже доказывает авторство Шекспира.
Но, увы, даже ученье не может переделать «низменной животной природы человека», подверженной страстям. Пусть даже и такого отвлечённого порядка, как поиск сенсаций.
Но, может быть, действительно исследователи правы, они интуитивно угадали верные решения?
Последняя из пьес Шекспира «Буря».
Его - лебединая песня, его прощание…
Просперо - великий учёный, сродни Фаусту сам отказывается от своей мощи, от знаний.…Достигнув взлёта, на пике силы он смиряет свои возможности.
Умение остановиться, не увлечься, сделать выводы - удел высшей мудрости…
Просперо.
Шекспир.
Несколько десятков претендентов.
Можно спустя почти пятьсот лет разгадать тайну?
Может быть, чтобы постичь её нужно совместить взаимоисключающие гипотезы?
От лица Просперо Шекспир говорит:
«Нет, они не отклонились от истины, они просто вывернули её наизнанку».
Потому что путь к истине прежде всего скромен.
Свидетельство о публикации №205121000198
Станислав Шуляк 14.02.2008 23:05 Заявить о нарушении
Жаба-Потешница 14.03.2008 11:56 Заявить о нарушении