Живой родник

 Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни.
Н.А. Некрасов

Дегтярёв А.А. Зазимок: Короткие новеллы.- Омск: ООО «Издательский дом «Наука», 2005.– 91с., илл.

Зазимок – это первый снег и  заморозки. В названии книги слышится холодная поступь зимы. С другой стороны, представляется уютный замок, в котором, сидя у камина, усталые путники ведут неспешную беседу. Весна, лето, осень, зима жизни. Что там за нею?

 Мне  «вечным холодом и льдом сковало грудь
От страха жить и от предчувствия кончины»
Первые морозы – это переход природы в последнюю фазу цикла. То же самое  происходит и у людей. Хорошо, если все земные дела завершены, а если «не всё ещё прибрано на участке, не вскопаны несколько грядок…». Зазимок – это ещё и момент перехода из одного состояния в другое. Смерть и рождение – вечная тема искусства.

 На обложке    зимний  лес, укутанный   пушистой  шубой, и колея в снегу.
Эй, вы, задние, делай, как я –
 Это значит - не следуй за мной.
Ни к чему вам моя колея,
Поезжайте своей колеёй.

Удивительна внимательность, наблюдательность и чуткость  автора. Он видит то, чего, обычно, не замечает большинство людей. Это берёзка в саду, щенок, грачонок, саранки, горихвостка, беспородный пёс Стёплик, слепая девочка, жаворонки, чёрный пудель, сорока, радоновый камень, огонь, таджикский мальчик, ронжа, чайки, свиристели, паук-крестовик, бабочка, барсук, солнечный лучик, голубь, божья коровка, снежинка, игрушечный самолётик.

Писатель по-особому относится  к мелочам, подробностям и деталям. Однако за простыми, незамысловатыми строчками о том, что нас окружает в быту, вдруг встают, философско-религиозные обобщения  и мировоззренческие откровения.

Новеллы передают богатую палитру чувств рассказчика. Это благодарность природе, вина перед ней, тревога и озабоченность, чувство долга, печаль, жалость и грусть. Всё это передано на фоне воспоминаний о детстве, юности и зрелости.
Главные ценности для Александра  Дегтярёва: душа, свобода, любовь и язык.

Незримо в книге присутствуют классики мировой литературы и суфийские  мудрецы.
Повествователь  не перестаёт удивляться величию и чуду природы.
Герой новеллы «Чёрная роза»  исследует свои корни. Его дед талантливый кузнец, трудяга, был раскулачен и сам, в знак протеста, ушёл из жизни.

 «Зазимок» несёт в себе жизнеутверждающий потенциал, живую воду любви,  которая необходима нашим современникам и потомкам, чтобы проснуться от нравственно сна.
Текст  состоит из новелл и сказок.   Предисловие тепло, проникновенно и страстно  написано писателем Александром Плетнёвым. События в новеллах  происходит то в Сибири, то на озере Иссык-Куль, то в поморском селе Лявля, то в старинном селе Листвягове.

Не зря разделы  предварены отрывками из стихов Ф.И. Тютчева и С.А. Есенина, проникновенно писавших о природе, Земле и человеке.  В сказке «Недотрога» весьма символична снежная башня в виде колокола, который звонил на весь мир и призывал людей на добрые дела и поступки.

В  двух разделах двадцать четыре новеллы и две сказки. Сюжеты  кинематографичны. Писатель  то приближает камеру своего внимания  и показывает  каплю росы, божью коровку и дождевого червя, то удаляет её и мы видим прошлое, настоящее, будущее и Землю с высоты птичьего полёта. Тогда с нами говорит Вечность, Время, Молитва, Данте и Ходжа Насреддин.  На среднем плане изображаются  птицы, животные, цветы, деревья и люди в круговерти обыденной жизни.

Это повествование  о единстве всего сущего. В книге представлен и социальный аспект: развал Союза, взаимоотношения людей, национальные, религиозные  и экологические  проблемы. Как они трактуются  автором? Он утверждает, что на уровне культуры мы все едины. Он прав и с ним трудно не согласиться. Непростые взаимоотношения у персонажа новеллы «Паломник» с религией. Это движение к Богу, молитва, попытка спасти Христа и позднее прозрение. В рассказе «Камикадзе» природа мстит людям и технике за бездушное отношение к ней.

Замечателен язык: свежий, живой, яркий, образный. Вот как художник необычно использует развёрнутые сравнения: «Огонь-проныра, словно опытный любовник, сначала нежно лепечет чепуху о верности, а затем грубо обнимает жертву розовыми крыльями и уносит её через печную трубу к звёздам» («Сполохи»). Или, например, в новелле «Свиристели»: «Но самая большая радость – первая прилётная птица. Это как первая робкая улыбка человека после затяжной болезни». Солнечный лучик для него, «словно шаловливый котёнок повалялся в золе» («Миг бытия»).

Мастерски использует А. А. Дегтярёв метафоры: дождевые червяки – сочные сосиски для ронжи («Ронжа»);  хорошо «утонувшее в снегах Время».

«Залысины проталин» одним штрихом рисуют картину весны. А что вытворяет осень в новелле, давшей название сборнику! «Осень тревожно металась по саду, задиристо ворошила сонные кусты смородины, хваталась, теряя равновесие, за голые ветки яблонь и падала на колючий крыжовник, вскрикивая от боли («Зазимок»).
Автор пишет  кратко, экономно, но ёмко и содержательно. Это стиль, которому можно только позавидовать. При чтении вспоминаются произведения М.Пришвина, К.  Паустовского, Т. Белозёрова.

У писателя  тонкий, незлобивый юмор («Сорока-воровка). Удивительна интонация книги: всё живое и камни,  и деревья, и огонь, и животные и птицы. Всё имеет душу и проживает свою жизнь.

Образ автора возникает мгновенно из одной строки, в которой говорится о скорбно заколоченных окнах и неприкаянности собственной души.

Эта книга – свидетельство рождения нового этапа в жизни писателя. Произведение художественного творчества всегда диалог со Временем. И новая книга А.А. Дегтярева подтверждает эту мысль.

Слухи о  гибели  литературы оказались  сильно преувеличены. Не оскудела ещё русская земля литературными  талантами!


Рецензии
Недавно прочитал новую книгу Омского писателя Александра Дегтярёва.Текст зацепил. Захотелось откликнуться. Книга действительно получилась замечательная.

Виктор Йог   11.12.2005 04:36     Заявить о нарушении