Зубы дракона

Сначала в воздухе над пустынями и горами появляются имена. Знак, что скоро туда двинутся торговцы и войска. Скоро иногда означает – через несколько столетий.
Руи Гонсалес де Клавихо пишет “Дневник путешествия в Самарканд”. Он знает, что Авиценна живет на Ибице. Он, возможно, бывал в Константинополе или много читал о нем. А вот дальше к востоку у него “дворцы и сады...дворцы и сады...”. Ему не известно, что по этим краям прошел Александр Македонский и построил две глинянные крепости: Самарканд и Ходжент. Похоже, история об этом образцовом “Drang nach Osten» еще не написана.
Но главное – Клавихо произносит имя: Тимур. Дело сделано. Как цепкая спора будет ждать оно тех, кто доставит его на себе на подходящую почву.
В конце ХIХ века в Среднюю Азию приходят русские войска. За ними тянутся ученые. Они вдохновлены изобретением Шлимана – он воткнул саженец "Троя" в каменистую турецкую почву и собрал богатый урожай. Они помнят о звонкой PR-акции генерала Бонапарта – экспедиции в Египет и создании древней египетской истории. Захватить кучу песка или страну, сорок баснословных веков которой смотрят с верхушек пирамид? Они чувствуют разницу.
Они видят «безымянные» руины. Они знают имена. Они бросают в руины зубы дракона.
Писатели рассказали арабам о великих арабских завоеваниях, о великой арабской культуре, о Свете с Востока... Были ли потомки этих писателей 11.09. во Всемирном Торговом Центре? Наверное.
Мы поведали Средней Азии о Тимуре и Чингиз-хане. Металлический Тимур пророс из земли на площади в Шахрисабзе. Левым змеиным глазом смотрит он на Москву, правым – на Китай. За спиной у него Индия, по левый бок – Константинополь. А вокруг шелестят колючки. Кто-то, как царь Мидас, прошептал им на ухо легенду о шейхе Хасане ибн-Саббахе и его обкуренных асассинах.


Примечания
*Руи Гонсалес де Клавихо - под этим именем в Севилье в 1582 году, судя по дате на книге, издан ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В САМАРКАНД КО ДВОРУ ТИМУРА (1403-1406)
* Шахрисабз – город в Узбекистане, считается родиной Тимура
*Асассины – члены шиитской секты, террористы-смертники


Рецензии
Андрей, возможно, я неправильно истолковала то, о чем Вы хотели сказать. Но, со многим не соглашусь, даже в мелочах.
В исторических трудах античного времени самое раннее письменное упоминание о Самарканде – тогда он назывался Мараканд – относится к 329 году до н.э. в описаниях очевидцев и участников завоевательных походов Александра Македонского. Уже тогда Самарканд представлял собой большой город с многолюдным населением, развитыми ремеслами, торговлей, культурой. Он имел неприступную цитадель и внешнюю оборонительную стену длиной около десяти с половиной километров. Археологические исследования края говорят о том, что Самарканд возник гораздо раньше Греко-македонского завоевания и уже в эпоху ахеменидов (VI-IVвв. до н.э.) представлял собою вполне сложившийся город . Поэтому «возраст» Самарканда со дня его рождения на лёссовых холмах Афрасиаба исчисляют 2500 лет, хотя на самом деле он значительно старше. И он не мог быть «глиняной крепостью», построенной Александром Македонским.
В период завоевательных походов Тимур и его сын Мираншах вели дипломатическую переписку с правителями западноевропейских стран. Они обменивались посольствами и письмами. В 1404 году из Испании прибыло посольство , возглавляемое Рюи Гонзалесом де Клавихо. И дневник он писал, основываясь виденным. Он, действительно, был поражен садами и дворцами, поэтому описывает их в своем дневнике.
Средняя Азия знает о Чингиз-хане и Тимуре не с подачи Европы или России. Это история, которую не искоренят никакие другие события. Когда весной 1220 года орды Чингиз-хана ворвались в обороняющийся Самарканд, из 400-тысячного населения города осталась одна четвертая часть. Вы думаете, что такой исторический факт останется забытым коренным населением и только ученые, писатели, историки другой страны «поведали о Чингиз-хане Средней Азии»? Насколько я знаю, Тимур вел завоевательные (захватнические) войны, но их нельзя сравнить с тем, о чем Вы пишите. Зубы дракона сеют в наше время, распаляя междоусобные, религиозные войны.
Все это я к тому, что невозможно, «посеять зубы дракона» излагая историческую правду . Тем более в наше просвещенное время.

Тамирис   12.03.2006 21:32     Заявить о нарушении
По-моему, Вы совершенно правильно поняли, что я хочу сказать.
Я тут не одинок - в истоках русской традиции критики "общепринятой" истории, например, книга Н.А. Морозова "Миражи исторических пустынь между Тигром и Ефратом".
Вы пишете: "Средняя Азия знает о Чингиз-хане и Тимуре не с подачи Европы или России." Нет же в Средней Азии никаких, кроме литературных, следов ни Чингиз-хана, ни Тимура. Так называемый мавзолей Тимура Гур-Эмир в переводе на русский просто "могила правителя" и т.д. и т.п. К выходу книжки "Азия" я делал выставку своих среднеазиатских фотографий и уточнял названия тех или иных архитектурных сооружений. Сейчас они, как правило, в двух вариантах - народное название (действительно, как я считаю, историческое) и "историческое" (данное историками на основе литературных произведений). Названия эти, естественно, не совпадают, народные названия "не помнят" великих завоевателей. Я, конечно, не вижу прямой связи между историями о Тимуре и атаками террористов, но все же для взаимопонимания между народами надо убирать мифы и легенды, некоторые из которых, кстати, были созданы по конкретным политическим заказам.
С уважением

Андрей Пустогаров   13.03.2006 10:16   Заявить о нарушении