Интересные параллели в биографиях Н. Рериха и И. Ефремова

Как рассказал болгарский журнал Терра фантастика. - София. 2000. № 1. (на болгарском языке), в 1999 году Клуб "Друзья Рериха" отметил 125-летие со дня рождения Н.К.Рериха. В апреле этого же года отмечено 25-летие Клуба фантастики им. И.А.Ефремова - этих двух первопроходцев новой Эпохи.

Оба родились в Петербурге, учились в Петербургском университете, получили образование по нескольким направлениям: Рерих прослушал курс по живописи и истории, а Ефремов - по биологии и геологии.

У обоих юношеский интерес к раскопкам и путешествиям перерос в профессиональную деятельность и удача сопутствовала их экспедициям, принесла им мировую известность.

Ефремов собрал коллекции, которые стали гордостью Палеонтологического музея в Москве. Он собрал одну из самых больших коллекций предметов труда эпохи неолита.

В 1987 году году молодой художник Николай Рерих встречается в Москве со Львом Толстым, показывает ему дипломную картину "Гонец" и получает напутствие от великого писателя: "И в области нравственных требований надо рулить всегда выше. Пусть ваш "Гонец" высоко держит руль, тогда доплывёт!".

Через полвека литературный талант только начинающего печататься Ивана Ефремова заметил и оценил другой Толстой - Алексей Николаевич - автор "Аэлиты" и "Гиперболоида инженера Гарина".

Их встреча тоже состоялась в Москве и продолжалась несколько часов. На этой встрече Ефремов, как и Рерих, получает своеобразное напутствие. Он верит в свое научное и литературное предназначение.

В личной жизни у каждого своя верная спутница. Н.К.Рерих называет Елену Ивановну "моя другиня", вдохновительница, посвящает ей картины ("Ведущая" и другие). И.А.Ефремов называет Таисию Иосифовну "мой ангел-хранитель", посвящает ей книгу "Таис Афинская".

Экспедиционные пути обоих многократно совпадают. Н.Рерих руководит экспедициями, исследующими Монголию, Манчжурию, пустыню Гоби и описывает свои экспедиции в книге "Алтай-Гималаи".

Иван Ефремов возглавляет экспедиции в Монголию, район пустыни Гоби, Китай, находит уникальные захоронения динозавров, описывает все это в книге "Дорога ветров" и в ряде рассказов.

Оба первопроходца испытывают удары тоталитарной государственной машины и "пристальное внимание" спецслужб. Рерих долго находится под ударами органов госбезопасности. Ряд его сотрудников были осуждены и расстреляны. Вся его переписка находилась под строгим наблюдением, многие его письма исчезают. Начиная с 20-годов и до 1956 года имя Н.К.Рериха запрещено упоминать. Запрет на его философские труды снимается только во время Перестройки.

Ефремову запрещают выезжать из страны, вся его переписка под строгим контролем. После опубликования романа "Час Быка" для писателя начинается особо тяжелый период. После докладной записки председателя КГБ Ю.Андропова в ЦК КПСС, в 1970 г., проводится совещание, посвященное роману "Час Быка".

Журнал "Техника - молодежи", в котором опубликован роман, изъят из библиотек. Исчезли упоминания о Ефремове. После смерти писателя в 1972 г. в его квартире был проведен двенадцатичасовый обыск. "Дело Ефремова" разрабатывалось еще 8 лет и разбухло до 40 томов.

Вероятно, в этом деле есть сведения и о нашей с Ефремовым переписке, происходившей летом 1966 г. (См. книгу: Григорий Залевский. "Парадоксы жизни. Воспоминания и размышления". Глава 7 "Сумы. Диссертация. Брежневский переворот", сс. 43-64, а также фотоприложение с изображением конверта и страницы письма И.А.Ефремова от 28 июня 1966 г.).

Трагична и судьба коллекций и картин Рериха. Во время археологических экспедиций он собрал уникальную коллекцию из каменных орудий труда эпохи неолита, а также картины старых мастеров фламандской школы. Эти собрания после 1917 года экспроприируются, а затем теряются. После смерти Святослава Николаевича Рериха в 1993 году бесценные предметы, собранные во время азиатских экспедиций, исчезают.

После выхода на экраны в начале 90-х годов фильма "Jurasic Park", в Палеонтологическом музее Москвы устраивается публичный скандал после чего исчезают уникальные скелеты динозавров, собранные Ефремовым во время геологических и палеонтологических экспедиций.

У Ефремова своя линия жизни, основанная на принципе "Лезвие бритвы" - хрупкое равновесие, тонкая линия по которой должен пройти каждый, чтобы реализовать свое предназначение. Ефремов смотрел на жизнь глазами крупного ученого и писателя, попытался показать жизнь через тысячелетия, рассмотреть наиболее острые жизненные проблемы.

Оба ученых в своем творчестве одними из первых обратились к разработке этических основ ноосверной концепции академика Вернадского, имеющей глобальное значение для судеб мира.

В романе "Лезвие бритвы" Ефремов пишет: "Океан достижений человечества в духовной области формирует представления о мире. И надо ли говорить о том, как важно, чтобы воды этого океана оставались чистыми и прозрачными. Все усилия творческих людей должны быть направлены сюда, и нужно не только создавать новое, но и не позволять уничтожать прежнее. Вот еще одна громадная задача на пользу всему миру".

Иван Антонович хорошо знал художественное, научное и литературное творчество семейства Рерихов и делал все возможное для распространения их идей в самое тяжелое инфернальное время. Он дружил и переписывался с Юрием Рерихом, неоднократно бывал у него в гостях, вплоть до неожиданной смерти, которая очень многих удивила.

Ефремов мог ставить диагнозы по ауре и этим удивлял врачей. По его мнению ничто не предвещало скоропалительной смерти Юрия Николаевича Рериха.

Одна из самых сильных и актуальных идей Ефремова - создание "Академии изучения горя и радости", которая осуществляла бы постоянную гуманитарную экспертизу всего, что предпринимает или собирается предпринять человечество.

Эта Академия, по замыслу Ефремова, должна помочь людям пройти "по лезвию бритвы", сохранив свободу самореализации и ответственность за судьбу всей планеты, не впадая в догматический тоталитаризм.

Путь к гармонии проходит через проверку нашего отношения к культуре. Рерих и Ефремов заложили фундамент строительства Храма Культуры человечества. Стремление к гармонии заложено в творчестве обоих мыслителей и является "горючим" для тех, кто хочет пройти жизнь по "лезвию бритвы".

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Болгарский журнал Терра фантастика. - София. 2000. № 1 (на болгарском языке).
2. Григорий Залевский. Парадоксы жизни. Воспоминания и размышления. - Харьков. А-С-Е "Майдан", 2005. - 264 с. с илл., Глава 12 - "Среди экстрасенсов и уфологов", СС. 98-113.
3. "Из письма писателя Ивана Ефремова". - Страница Григория Залевского на сайте "Проза.ру".
 
 

 

 


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.