Дом, где никто не живет

** Душа – самое ценное, что
 достанется после нас миру.

*** В самом сердце Москвы есть дома, которые застыли на границе между прошлым и Вечностью.


 Дом, где никто не живет

Солнце осеннее село за тучу,
Долгой недели усталый вечер.
Окна высоток поджёг, как свечи,
Самый последний упрямый лучик.

Улицы города дышат движением,
В память врезаясь обрывками фраз,
Запоминая сотнями глаз
В стёклах витрин своё отражение.

Город откроет, звеня ключами,
Двери тяжелые тесных квартир,
Чей абажуров загадочный мир
Ламп электрических свет смягчает.

Вечер зажжётся мозаикой яркой
Окон, где тысячи судеб кроются;
Лица парадные рядом покоятся
И на хозяев смотрят украдкой.

Прячут глаза, а стенами слушают
То, о чём знать никому не положено, -
Мыслей поток о событиях, прожитых
Теми, кто с городом делится душами.

Теми, кто сном засыпает вечным,
Чтобы однажды проснуться снова.
Нет лишь у камня свойства такого:
Мертвому стать после смерти нечем.

Окна домов, где никто не живёт, -
Правильной формы отверстия в стенах.
Крыши в полыни, сухой, словно сено,
Пыль городская – серый налёт.

Камень снаружи, тревога внутри,
Тени эмоций, отзвуки речи…
Время тягучее давит на плечи,
В двориках тесных гася фонари.

Комнаты помнят хозяйские лица,
Те, что на стенке, бывало, висели;
Свет абажурный, гостей, новоселье…
Счастье домашнее комнатам снится.

Ночь беспокойная тянется нитями,
Дрёмы сетями город опутали…
Стрелка часов отрывает минутами
Время, под стрелки соседней прикрытием.

Может быть, ночью немой и глубокой,
Стрелки бесстрастной считая удары,
Комнаты плачут… и в свете фонарном
Тихо горюют о чем-то далёком.

Тяжкого дом вдруг не сдержит вздоха -
И в тишине послышится скрежет…
Но чуть заметно рассвет забрезжит
В эту минуту где-то к востоку.

Дом встрепенется… и бережно впустит
В окна прохладный, ласковый ветер.
Так ведь всегда бывает на свете –
Лёгкость приходит на смену грусти.

И побегут веселей по кругу
Обе ночные сообщницы-стрелки,
На миллионы осколков мелких
Горе и боль разбив друг за другом.

Утро наступит… и из-за тучи
Блекнуть заставив свет фонарей
Легче пушинки и шёлка нежней,
Выглянет первый солнечный лучик.

Город умоется светом новым,
И необычно красивая птица
Вдруг прилетит и, кружась, приземлится
Прямо в окошко пустого дома.

И запоёт она дивную песню –
Песню о том, что на свете есть Небо.
Пусть в своей жизни ты много где не был,
Знай, что под Небом живём мы все вместе.

Песню о том, что на свете есть Солнце,
Что для всех нас одинаково светит;
Каждого Солнце однажды заметит,
К каждому сверху заглянет в оконце.

Песню о том, что на свете есть Счастье -
Счастье, которого каждый достоен.
Только непросто мир наш устроен:
Много в нём горя, бед и ненастья.



Надо за счастье, не труся, бороться,
Верить в добро и добром делиться;
Помнить о Небе, помнить о Птице –
Пусть всё плохое из сердца сотрётся.

Не признавая слова «конец»,
Смело идти по жизни вперёд –
И даже в душе, где никто не живёт,
Петь будет птицы красивой птенец.

 ***

 10 октября – 30 ноября 2005
 


Рецензии
Слегка видоизмененный и урезанный вариант:

Мои впечатления от стихотворения «Дом, где никто не живет».

Сразу предупреждаю, что не претендую на звание «Критик года», «Мисс объективность» и пр. Я пишу о своем «Доме, где никто не живет»; о том, каким я воспринимаю это стихотворение.
Возможно, ты вкладывала в него в него другой смысл. Что ж, всему виной потеря информации в процессе коммуникации *:)))

И еще: отдельно разберу звучание и смысл. Вне зависимости их друг от друга (но все-таки не забывая об их связи).

Если умными словами говорить, то… Нет, не хочу умными словами! *:)
В твоем стихотворении 83 строки из 84-х начинаются ударным слогом (кроме единственной, как раз 83-ей по счету: «И даже в душе, где никто не живет»). И это есть дактиль *:) Сразу же говорит о серьезности твоих намерений и сходу обращает на себя внимание читателя.
Ударный первый слог сообщает о том, что мы должны серьезно отнестись к стихотворению, читать и думать. Читать внимательно.
Ударный первый слог не дает нам времени привыкнуть к стиху, он стремительно обрушивается на нас огромной океанской волной.
Я тут про дактиль упомянула. На самом деле у тебя какой-то смешанный стиль. Я не знаю, как его охарактеризовать, т. к. сама в этом не разбираюсь. Может это вольный стих, а может и нет…
Посчитала, сколько гласных в каждой строке. Еще сильнее убедилась в том, что ритм весьма рваный. Приходится на ходу перестраиваться. Из-за этого возникают трудности при чтении. Плавности нет (другой вопрос, нужна или она).
Я вот склоняюсь к равному количеству гласных в рифмующихся строках. Мне кажется, что от этого стих ровнее становится.
В основном последний слог в строке у тебя безударный. Но встречаются и сильные окончания. И в это м смысле наиболее показательным является последнее четверостишие:

Не признавая слова «конец»,
Смело идти по жизни вперёд –
И даже в душе, где никто не живёт,
Петь будет птицы красивой птенец.

«Живёт» («ё» вообще всегда ударная) и «птенец» завершают стихотворение. Оно не остается недосказанным. Нам как будто говорят:
- Всё, ребята, почитали и хватит. Теперь пора действовать.
И это не намек.
Ну что ж, время «смело идти по жизни вперед»! Навстречу своему Счастью (именно с большой буквы).

А теперь подробнее:

Чей абажуров загадочный мир
Ламп электрических свет смягчает.

- сложное для восприятия предложение, т. к. мы имеем сочетание мир – свет – смягчает. Пока не прочитаешь глагол (а он стоит на последнем месте во всем четверостишии), не поймешь, о чем речь.


Лица парадные рядом покоятся
И на хозяев смотрят украдкой.

- в повествовании про лица (хоть и в переносном значении) слово "покоятся" как-то не воспринимается.


Мыслей поток о событиях, прожитых
Теми, кто с городом делится душами.

- не уверена, но, по-моему, события могут быть пережиты, а не прожиты. Но ради звучания стиха, вероятно, можно и не придираться *:)


Теми, кто сном засыпает вечным,
Чтобы однажды проснуться снова.

- веришь в переселение душ? Или это для красоты?


Нет лишь у камня свойства такого:
Мертвому стать после смерти нечем.

- не должна быть предвзятой, но: мертвые во 2-й раз не умирают. Если, конечно, это не horror. Здесь уместнее было бы указать на то, что мертвый не сможет умереть вновь, а следовательно, переродиться. Он вынужден навеки оставаться в своеобразном чистилище, на границе состояний: вроде бы и не живой, но и не переправившийся через реку забвения.


Окна домов, где никто не живёт, -
Правильной формы отверстия в стенах.
Крыши в полыни, сухой, словно сено,
Пыль городская – серый налёт.

- про это и следующее четверостишие: хорошее описание. Мне понравилось. Правда, часто используется данная тема: читателя убеждают в том, что камень (яркое олицетворение бесчувственности) тоже имеет душу. В разных значениях. Говоря о людях, о природе, о творениях человека.


Комнаты помнят хозяйские лица,
Те, что на стенке, бывало, висели

- у меня во время 3-го (или 4-го?) прочтения пошли ассоциации с ужастиками. Просто недавно прочла «1408» Кинга, а там как раз картины значительную роль играют в повествовании.


Ночь беспокойная тянется нитями,
Дрёмы сетями город опутали…
Стрелка часов отрывает минутами
Время, под стрелки соседней прикрытием.

- меня очень радует. Здорово! Опять, правда, ассоциации со смертью (вернее, с романом «Нити смерти»). Но ночь, она ведь с разрушением и разложением часто связана (если не всегда). Вообще все четверостишие блестящее. Кроме слова «дрёмы». Оно из колыбельной как будто. Слегка нарушает восприятие. Отвлекает от фантастичного. Т. к. это четверостишие именно фантастичным мне видится.


Может быть, ночью немой и глубокой,
Стрелки бесстрастной считая удары,
Комнаты плачут… и в свете фонарном
Тихо горюют о чем-то далёком.

- в домах, о которых ты пишешь, сохранились часы? Это феномен!
Хотя всякое может быть…


Тяжкого дом вдруг не сдержит вздоха -
И в тишине послышится скрежет…
Но чуть заметно рассвет забрезжит
В эту минуту где-то к востоку.

- ну это четверостишие стремительное! Только начнешь по-настоящему нервничать, осознавая, что дом – живое существо (к тому же 4 предыдущих четверостишия плавно тебя к этому вели), как приходит успокоение со вздохом облегчения: рассвет. Теперь власть у Добра. Зло может отдохнуть до заката. Хе-хе *:)


Дом встрепенется… и бережно впустит
В окна прохладный, ласковый ветер.
Так ведь всегда бывает на свете –
Лёгкость приходит на смену грусти.

- а здесь убеждаемся, что дом-то на самом деле не Зло, а Добро: он «бережный», ветер с ним «ласков». Образ дедушки-дома напоминает о более широком понятии дома вообще (не здания!!!!!). Испытываешь те же чувства, что и от слов «родительский дом», «мой дом», «home, sweet home» и т. д. Здесь все ясно.
О последней строке писать не буду. Просто, по-моему, это вынужденная фраза (если можно так выразиться).


И побегут веселей по кругу
Обе ночные сообщницы-стрелки,
На миллионы осколков мелких
Горе и боль разбив друг за другом.

- стрелки двуличные! А что, интересно, будет следующей ночью? Горе и боль склеятся? Скорее всего. Что же делать-то?!
Это четверостишие рассказывает о том, что уже, в общем-то, все хорошо: горя и боли нет. но мы видим непостоянство данного состояния. И вот это понимание неизбежности угнетает. Оно не позволяет в полной мере насладиться сиюминутной радостью. Как жаль…


Утро наступит… и из-за тучи
Блекнуть заставив свет фонарей
Легче пушинки и шёлка нежней,
Выглянет первый солнечный лучик.

- скорее не нравится, чем нравится. Я осенний лучик не таким вижу. Но это, опять же, «на вкус и цвет…».


Город умоется светом новым,
И необычно красивая птица

- просто затертое это слово, «красивый». Однако данный факт не запрещает это слово использовать *:)
Все мы во власти предубеждений. К сожалению.


И запоёт она дивную песню –
Песню о том, что на свете есть Небо.
Пусть в своей жизни ты много где не был,
Знай, что под Небом живём мы все вместе.

- вот это четверостишие претендует на главный приз. Небо у каждого свое, но оно одно на всех. Умей ценить себя и умей ценить других. Уважай людей и их чувства. «Каждый имеет право на жизнь», - так я написала в чат. Вот что я читаю между строк этого четверостишия. А еще небо – это символ свободы. Безграничное и всеобъемлющее. Мы свободные люди. Кто-то абсолютно, кто-то только в душе, но каждый должен чувствовать себя свободным. Иначе жизнь утратит свое значение. А в голове поселится назойливый вопрос: а зачем тогда она вообще нужна, такая жизнь?
У меня еще много соображений на этот счет, но они уходят в сторону от стихотворения, поэтому считаю, что излагать все свои мысли мне сейчас необязательно.


Песню о том, что на свете есть Солнце,
Что для всех нас одинаково светит;
Каждого Солнце однажды заметит,
К каждому сверху заглянет в оконце.

- продолжение предыдущей мысли.


К каждому сверху заглянет в оконце.

- вот это мне не нравится. Это утопия. Ты знаешь, что пишешь неправду, но все равно это делаешь. Зачем?
Хотя, с другой стороны, это «ложь во благо», правильно? Ведь она дает нам веру. А вера – это сила духа. Ну ты сама знаешь.
«Оконце» - слишком уничижительно. Но, опять же, рифма-то нужна. Приходится писать «оконце».
Эх! Бесит меня это слово… Оно сразу на деревню переключает: избушки, оконца. А у нас тут город! Дома хоть и старые, но из камня и, судя по всему, далеко не избушки.
Не знаю, о каком доме (домах) ты пишешь, но мне он представляется построенным в сталинском стиле. Вот это действительно образец маргинальности. Он сам по себе. Угрюмый и крепкий, словно скала, он живет своей жизнью. Глядя именно на такой дом, можно поверить в то, что и у камня может быть душа.


Счастье, которого каждый достоин.
Только непросто мир наш устроен:
Много в нём горя, бед и ненастья.

- опять же подтверждение высказывания о Небе. + по традиции упоминаешь 3 «персонажа»-довода: Небо, Солнце, Счастье (могут быть и другие варианты, но количество их неизменно). Число 3 можно считать совершенным в этом плане: если написать только 2 довода, получится неубедительно (мало фактов; об одном я даже и не говорю). Если упомянуть о 4, то момент окажется затянутым и скучным. Единственный минус – свежести нет. Кстати, я тоже часто использую этот прием. Ну хочется ведь! *:) Что ж поделать, если стих выходит с душкОм.
Последние 2 строки подрезают крылья. В двух отношениях:
1. Птица поет о Счастье, дарит нам «ложь во благо», но ты все ее альтруистские старания сводишь на «нет». Грубо получается. Падать с таким ощутимым ускорением больно.
2. Просто сами по себе 2 последние строки упрощены. У меня такие постоянно «выдумываются». Не люблю их, но часто оставляю. Рамки сковывают мои мысли: опять эта злобная рифма! *:)


последние 2 четверостишия подробно разбирать не хочу. Чувствуется усталость от стиха. Желание уже закончить его наконец-то + чтобы в финале были воодушевляющие строки. Не знаю, оправдан ли этот ход. Я в плане эмоций от этих 8 строк ничего не получила.
Ну, 2 последние строки удачные (правда, здесь опять взгляд к слову «красивый» прилипает).
В душе будет петь птенец…
Во-первых, упоминание о птенце очень важно для концовки. Это же центр мироздания – человеческая душа! И птенец – символ новой жизни, лучшей жизни, надежд на «светлое будущее».
Во-вторых, все по правилам: завершила на оптимистичной ноте.
Но не выбивается ли она из основной мелодии?..

КОНЕЦ *:)

Ольга Рудакова   03.01.2006 17:04     Заявить о нарушении
И всё-таки не могу не попытаться расставить точки над «i».
Во-первых, насчет размера, ударности-безударности и т.д. Когда хочешь написать стихотворение, иногда сложно выбрать «формат», или, я бы еще сказала, «шаблон», которому будешь следовать (или это и называется «размер»? :о)) В общем, ты меня поняла.:o) Так вот, иногда это приходит с первой строчкой, а может, и не с первой – если начинаешь сочинять с середины.. В данном случае мне было трудно определиться, какая строка с какой будет рифмоваться. Вариант 1-4, 2-3 для меня необычен и кажется почему-то нетрадиционным, да и воспринимается он, пожалуй, тяжеловато… Но это был своего рода эксперимент, и просто случайно вышло, что форма вроде как соответствует духу стихотворения, нет плавности (нужна ли она? - не знаю, наверное, если бы был второй вариант, можно было бы сравнить и сказать :о)), - ритм рваный, каждое четверостишье стоит особняком (ха-ха, дом, особняк..)), начало с ударного слога, ну и так далее… Я не очень разбираюсь в эффектах, которые оказывает на читателя форма стихотворения. Это можно почувствовать, когда всё уже готово, но сложно предугадать, когда еще только сочиняешь произведение, когда нет завершенности и даже не очень представляешь, чем это всё, собственно, закончится. Писать стихи сложно.:о)

(Что-то я уже сама не очень понимаю, что я хотела этим сказать… Перейдем, пожалуй, к деталям. :о))

***
Теми, кто сном засыпает вечным,
Чтобы однажды проснуться снова.

Ага, переселение душ. Не скажу, что свято верю, но возможность такую допускаю.:о)

***
Нет лишь у камня свойства такого:
Мертвому стать после смерти нечем.

Дома сделаны из мертвого материала, но они живые, следовательно, могли бы и переродиться после смерти, но не перерождаются, потому что, опять-таки, сделаны из мертвого материала… Как-то так. Но с твоей мыслью о чистилище и границе состояний тоже согласна.)

***
Далее - Стивен Кинг нам в помощь )))

***
Может быть, ночью немой и глубокой,
Стрелки бесстрастной считая удары,
Комнаты плачут… и в свете фонарном
Тихо горюют о чем-то далёком.

Часы мне представлялись на фонарном столбе на улице. Такие около метро часто есть, но тут они более старинные, с такими витыми стрелками, и фонарь старинный тоже. Ассоциируется с Питером или со старыми районами Москвы (Новослободская). Чугунные ограды, выкрашенные черным, высокие фонарные столбы – ну и часы… Тикают…

***
Тяжкого дом вдруг не сдержит вздоха -
И в тишине послышится скрежет…
Но чуть заметно рассвет забрезжит
В эту минуту где-то к востоку.

Хотела между скрежетом и рассветом сделать пробельную строку. Не сделала. Может, стоит все-таки?..

***
А дом мне представляется пятиэтажкой такой старенькой. Хотя что там представляется – я его видела.:о)) Насчет оконца: да, выпадение из стиля, мне тоже не нравится, но «в оправдание» сказала бы: не все в городе живут, а вот под Небом – да, все. У кого-то, может, самое что ни на есть оконце.. А может, вообще шалаш. )))

***
Песню о том, что на свете есть Счастье -
Счастье, которого каждый достоин.
Только непросто мир наш устроен:
Много в нём горя, бед и ненастья.

Тоже разделила бы пополам. А «упрощенность» получилась из-за шаблонной рифмы «счастье-ненастье», которой я недовольна очень, но больше ничего, увы, не придумалось.

А концовку я раньше придумала, чем четверостишье про Счастье. Наверное, она и правда выбивается из основной мелодии… А может, всё основное как раз таки ближе к концу.:о)

На самом деле случилось так, что стихотворение писалось мной в два этапа. Первый – депрессивный, как раз тогда и был увиден в центре Москвы этот дом с пустыми окнами, полынью на крыше и тесным двориком. За пару дней я придумала девять четверостиший, а потом – всё… Депрессняк закончился, и это дело было отложено в долгий ящик.:о) Потом я больше месяца ходила и думала о том, что нехорошо вот так вот оставлять произведение незаконченным, надо бы вернуться… вернулась, но уже совершенно с другим настроением. Было сложно подстроиться под тот дух, про стрелки написать, про комнаты плачущие… Хотелось быстрее к рассвету, ветерку и птице.:о) Как могла – справилась, дописала до конца. Но не скажу, что люблю это произведение. Пусть другие будут не такими.. топорными. Так, по-моему…

Еще раз спасибо тебе за рецензию.

Теперь я знаю (хотя бы примерно), как выглядит дактиль.:о)
Хотя скорее всего писать всё равно буду в «вольном»…

;о)

Алла Михальчик   20.01.2006 14:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.