Комментарии к статье Владимира Легойды

Ссылка на оригинал статьи: http://www.zavet.ru/somn-foma1.htm
"СТРАНА ГЛУХИХ"
Владимир ЛЕГОЙДА, статья из журнала "ФОМА"

[Комментарии в квадратных скобках - Алексий Шиц.
Заголовок статьи ввел меня в заблуждение. При виде кавычек я сразу подумал, что речь пойдет о моем любимом фильме, а не о том, что в России не слышат Глас Божий, несмотря на усилия проповедников. Стало интересно, чего же церковные кинокритики про "Страну глухих" напишут. Однако, облом. Из всего фильма рассмотрен только один эпизод, который к тому же автор статьи грубо вырвал из контекста и нагло переврал. Короче, провозгласил одну тему, написал на другую, попутно приплел третью. Видимо у православных попов есть традиция - начинать "за здравие", а заканчивать "за упокой". И наоборот.]

Один из самых естественных вопросов сомневающегося - почему существует ад? Если Бог есть Любовь, почему Он обрекает грешников на вечные мучения?

[Заранее предполагается, что "сомневающийся" верит и в существование ада, и в то, что "Бог есть Любовь", и в то, что Бог вообще есть (и будет есть!). Лично у меня такой вопрос - если статья написана про фильм "Страна глухих", причем здесь ад?]

Ответ на этот кажущийся неразрешимым вопрос на самом деле не так сложен. Самое главное здесь вот что: христианство пришло в мир вовсе не с вестью о том, что существует ад. Нет. Ад - темное царство мертвых - известен почти всем дохристианским культурам. Своим же Воскресением Христос открыл людям тайну жизни, а не смерти - тайну Рая.

[О, как! А как же притча о богаче и Лазаре? (От Луки 16:23) Куда был выброшен раб, который зарыл свой талант в землю? (От Матфея 25:30) Что за озеро огненное и серное, куда будут выброшены дьявол и те, кто не записан в книге жизни? (Откровение 20:10, 15) Это все из Нового Завета, между прочим. Можно еще кучу цитат привести. В этом отношении христианство ничем не лучше любой другой религии. У викингов, например, свой рай - Вальхалла и свой ад - Хель (похоже на английское слово Hell). У иранцев, приверженцев Зороастра и Митры - также. Еще раньше Христа египетский бог Осирис открыл людям "тайну Рая", тоже своим воскресением. Кстати, не у всех "дохристианских культур" царство мертвых - это непременно ад. Ни у шаманов, ни у шумеров, ни у древних греков, ни у древних славян. Хотя и там злодеи, как правило, получали после смерти по заслугам. Кельты вообще обходились без загробного мира, подобно буддистам с индусами. С их точки зрения, после смерти наступает реинкарнация. Говорить можно сколько угодно. Но какое имеет отношение жизнь после смерти к фильму "Страна глухих"? ]

К сожалению, наши представления об аде и рае далеки от христианских. Слово "ад" у многих современников вызывает в памяти картинки из журнала "Крокодил" советских времен: сковородки, бока которых жадно лижут языки адского пламени; грешники, страдающие в кипящем масле на этих сковородках, и рогатые черти, немилосердно тычущие грешников. Смею утверждать, что картины эти, при всей своей наглядности, имеют мало общего с христианским пониманием вечных мук.

[Странно, но подобные картины, я видел и у христианских художников времен средневековья. Правда, без юмористического подтекста. Возьмем, к примеру, триптих Иеронима Босха Сад земных наслаждений, правую створку под названием "Ад". Жутко, не правда ли? Подобные картины были и ранее. "Альтернативный" взгляд на адские муки высказал Ф. М. Достоевский в романе "Братья Карамазовы" словами старца Зосимы. Именно это понимание Владимир Легойда и выдает за общехристианское, хотя великий русский писатель до конца жизни оставался сомневающимся. И, вообще, должен отметить, что до сих пор ничего не сказано про "Страну глухих".]

И если говорить об образах, то я бы предложил обратиться к... современному отечественному кино! В одной из последних картин Валерия Тодоровского "Страна глухих" есть сцена, прекрасно передающая христианский нерв ощущения ада.

[Ура! Наконец-то Владимир Легойда упомянул фильм! Уже не спрашиваю о том, что такое "христианский нерв ощущения ада" и чем он отличается от обычного человеческого нерва. Уже не спрашиваю, каким образом можно передать этот самый "нерв". Я доволен тем, что автор статьи хотя бы не переврал имя и фамилию режиссера. Еще бы вспомнил, кто автор повести, по которой снят фильм.]

Для тех, кто не видел фильм, поясню: главная героиня - молодая девушка. Ее любимый парень - азартный игрок - должен огромную сумму денег. Рискуя жизнью, девушка собирает для любимого необходимую сумму, но он (игрок же!) перед тем, как вернуть долг, решает еще раз попытать счастья. И... вновь проигрывает все до копейки.

[Это вот такое типа краткое содержание. Кстати, мог бы назвать героев по именам (девушку зовут Рита, ее любимого - Алеша), они по фильму известны. Всех остальных персонажей Владимир Легойда просто выбросил, словно они эпизодические. Забыл трогательную подругу главной героини, глухую танцовщицу со странным именем Яя. Хотя именно она вывела из бандитского притона Риту, оставленную там любимым в качестве "залога". Видимо, Яя не вписывается в истинно православное понимание фильма. Ненавидит "всех мужчин", любит только Риту, мечтает о счастливой Стране Глухих и стремится добыть любыми средствами деньги на билет, чтобы попасть туда. Какой ужас! По мнению Владимира Легойды, лучше нести пожертвования в Церковь, чтобы после смерти попасть в Царствие Небесное, что ли? За бортом оказывается и не менее трогательный персонаж - глухой бандит по кличке Свинья, безнадежно влюбленный в Риту, которая работает у него "ушами". В итоге читателю так и не ясно происхождение названия фильма. Не ясно, через что пришлось пройти девушке, чтобы собрать сумму денег, для уплаты долга ее парня, игрока.]

А дальше потрясающая по силе и проникновенности сцена: ни одного упрека, ни одного слова обвинения. Все, что пытается сделать девушка - это успокоить любимого. Она говорит, что он не должен расстраиваться, что деньги - это не главное, что она еще заработает. Главное, они любят друг друга, поэтому все будет хорошо.

[Ничего про деньги она не говорила. Пыталась успокоить парня - да. "Я люблю тебя. Все будет хорошо", - такие были ее слова. Без "поэтому", без "главное". Легойда пытается представить Риту в роли проповедницы, читающей мораль. На самом деле девушка была в полной растерянности от поведения Алексея и не могла найти нужные слова. Когда тот сказал ей, что не надо было давать ему денег, Рита в отчаянии просила у него прощения и кричала, что сама во всем виновата. Забыла, что Алексей тогда чуть ли не силой вырвал у нее из рук сумку с деньгами, да еще прикрикнул: "Я же не спрашиваю, откуда у тебя эти деньги!". Воистину любовь слепа и глуха.]

В ответ парень "взрывается" и начинает гнать от себя девушку. Он кричит, что не может находиться рядом с ней, что ему больно от осознания того, что он - последняя сволочь - проиграл заработанные ей деньги, а в ответ от нее - ни слова упрека, а только обещание любить его, что бы он ни натворил. Но такая любовь выше его сил, так как он не может быть с ней, ощущая свою подлость! Ему БОЛЬНО ОТ ЕЕ ДОБРОТЫ, и он ее прогоняет.

[Автор статьи опять все переврал. Алексей не называл себя "последней сволочью". Несколько мгновений считал себя виноватым - да. Шептал: "Со мной нельзя. Я - конченый человек". "Взрыв" произошел в момент, когда Рита стала просить у него прощения, сопровождая по привычке речь жестами "языка глухих", которым научилась у Яи. Алексей в ответ назвал ее "сумасшедшей", потом - "святой". Для парня эти слова обозначают одно и то же. А наивный Легойда решил, что он раскаивается и "ощущает свою подлость". Как бы не так! Алексею обвиняет именно Риту в том, что она специально внушает ему "бесконечное чувство вины". Еще раньше спрашивал: "Тебе нравится меня унижать?". Про себя же говорит: "Я - нормальный живой человек".]

Конечно, дальше ему станет только ЕЩЕ БОЛЬНЕЕ. Прогнав любимую, он будет всю жизнь мучиться, потому что такая любовь - одна и на всю жизнь. Но, согласитесь, трудно в этой ситуации обвинить девушку, упрекнуть ее в том, что именно она обрекает парня на мучения...

[Не факт. В фильме это не показано. На прощание Алексей сказал, что ему нравится такая жизнь. Понятное дело, что для парня азартные игры стали наркотиком. Никакой ад здесь совершенно не причем. Это - жестокая правда жизни. Рита пыталась "спасти" Алешу, любила таким, какой он есть. Но даже самопожертвованием она не смогла вытащить парня из того, что стало для него нормальной средой. Впрочем, каждый сам выбирает свою дорогу. Кто здесь виноват? Никто.]

Этот образ, на мой взгляд, вполне по-христиански описывает ощущения души грешника, встречающей Бога - Того, Кто есть Любовь. Любовь, которая обжигает, но без которой нет жизни. Так человек, просидевший долгое время в темной комнате и отказывавшийся выходить к свету, неизбежно слепнет, когда солнечные лучи впервые касаются его лица. И кто виноват, что на постоянный призыв выйти на улицу, к свету, он отвечал отказом?.. А глаза, тем временем, потеряли способность воспринимать свет, то есть жизнь. Поэтому именно сам человек обрекает себя на вечную тьму, вечное мучение.

[Встречается как-то душа грешника с Богом, Который есть Любовь, которая обжигает. И чувствует душа, что кранты ей, ибо обожгут ее так, что мало не покажется. Как образ в принципе может описывать ощущения, по-христиански или нет, один Владимир Легойда с его Богом ведают. После темноты глаза действительно не сразу привыкают к свету. Но сколько надо просидеть в темнице, чтобы ослепнуть, когда "солнечные лучи впервые касаются лица"? Кстати, а как звучал "постоянный призыв выйти на улицу"? "Леопольд, выходи! Выходи, подлый трус!"? Далее. Если смотреть прямо на солнце или включенную лампу, разве можно что-то увидеть? Могут ли глаза воспринимать свет как таковой, а не отраженный от окружающих предметов? А с каких таких пор свет вдруг сам стал жизнью? А у тех, кто пребывает в "вечной тьме", совсем нет никаких радостей? Только "вечное мучение"? Вот так ушли от "Страны глухих" и пришли к полной слепоте! Кстати, помнит ли автор статьи, чем фильм закончился?]

И все же, повторю еще раз, христианство - это Благая Весть (по-гречески - Евангелие) о Жизни, а не смерти. И все, что требуется от нас, - это открыть дверь и выйти к свету, пока не поздно. Время у нас еще есть.

[Здравствуй, жопа, Новый Год! Христианство - оказывается и не религия вовсе. Выше говорилось, что христианство пришло с вестью, а теперь оно само - Благая Весть (для кого - и не очень благая). Обратите внимание, что Жизнь теперь - имя собственное и пишется с большой буквы. От нас больше не требуется выполнять какие-то заповеди, от чего-то отказываться, над собой работать, учить других своим примером. Сейчас достаточно открыть дверь (входную или ту, что на балкон?) и выйти к свету (и зайти к Свете?), пока не стемнело. Время еще есть, деньги еще есть, в гости есть куда пойти. Айда к Светлане на хату, пока она одна!]


Рецензии
Выражаю благодарность автору оригинальной статьи за то, что побудил меня в очередной пересмотреть замечательный фильм "Страна глухих". А также за то, что развеял сомнения по поводу деятельности РПЦ в области промывки мозгов.

Алексий Шиц   19.12.2005 10:08     Заявить о нарушении