Известно, кто новый президент рф?

 13 ноября 2005 года Президентом Путиным были проведены кадровые перестановки в Правительстве и среди его полномочных представителей в федеральных округах. Первым заместителем председателя Правительства Фрадкова был назначен бывший глава Администрации Президента Дмитрий Анатольевич Медведев. Его место в Администрации занял бывший губернатор Тюменской области Сергей Семенович Собянин. В соответствии с уставом Тюменской области, обязанности Собянина будет исполнять его бывший заместитель Сергей Сметанюк. Еще одним заместителем председателя Правительства стал министр обороны РФ Сергей Борисович Иванов, сохранивший за собой министерский пост. Сергея Кириенко на посту полномочного представителя Президента в Приволжском округе сменил бывший прокурор республики Башкортостан Александр Владимирович Коновалов, а Константина Пуликовского в качестве представителя в Дальневосточном округе – бывший глава администрации Казани Камиль Шамильевич Исхаков. При этом Кириенко был назначен главой Федерального агентства по атомной энергии РФ.
 Каковы же вероятные причины и возможные последствия данных перестановок?
 Как заявил сам Владимир Путин, решение о назначении главой Администрации президента Сергея Собянина вызвано тем, что стране необходима высокая степень координации между Администрацией и Правительством для успешного экономического развития, которое возможно в будущем благодаря ресурсам Сибири. Из этого следует, что назначение Собянина может быть расценено не как внезапное, принятое лишь с тем, чтобы заполнить пустое кресло, а как продуманный шаг, имеющий целью сделать главой Администрации человека, прекрасно знакомого с потенциалом Сибири в сфере промышленности и ресурсов. Собянин, вероятно, не сможет иметь с Путиным столь же тесных контактов, как Медведев, поскольку является представителем региональной элиты, завязанной на нефть и газ. Однако это назначение может рассматриваться как своего рода компенсация регионам за отмену «принципа второго ключа» в добывающей отрасли. Разумеется, отмена столь прибыльного для регионов правила могла привести к ослаблению позиций центра, особенно в тех субъектах федерации, где добыча нефти и газа является главным источником денег в региональный бюджет. В свете выборов 2008 года федеральному центру необходимо было найти человека, который смог бы работать с региональными элитами, от которых будет во многом зависеть судьба кандидата от власти в 2008 году. Найти на это место человека лучше Собянина было бы сложно, поскольку он имеет немалый опыт регионального лидерства и знаком с представителями местных элит.
 Последствия этого назначения могут рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, следует, вероятно, ожидать лоббирования интересов Сибири даже, вероятно, определенную экономическую помощь данному региону. Во-вторых, Собянин, наверняка, должен будет обеспечить центру лояльность со стороны регионов, их поддержку выдвиженца Кремля на выборах 2008 года. На основании этого можно сделать вывод о том, что Собянин не является фигурой, кратковременно занимающей пост. Скорее всего, глава Администрации сменится не ранее избрания нового Президента, чтобы минимизировать риск. При этом, как кажется, не стоит и преувеличивать роль нового главы Администрации в политическом процессе России. Собянин никаким образом не сможет повлиять на выбор так называемого преемника, и его роль сведется лишь к переговорам с губернаторами.
 Назначения новых полпредов Президента свидетельствуют, прежде всего, о существенном изменении роли этой должности в государственной системе России. Если ранее полномочные представители назначались с целью укрепления пресловутой вертикали власти и приведения региональных законодательств в соответствие с федеральным, то сейчас Кремль заинтересован, прежде всего, в успешных для себя выборах. Сергей Кириенко зарекомендовал себя надлежащим образом на посту полпреда, но, как и всякий менеджер, он получил в Приволжском федеральном округе свою собственную клиентелу. А этот факт шел в разрез с устремлениями центра, поскольку в Приволжском федеральном округе в ряде субъектов сильны оппозиционные настроения. Назначение Коновалова, в этом смысле, ход очень верный. С одной стороны, он блистательно проявил себя в Башкортостане как лояльный центру человек. С другой стороны, Коновалов – бывший прокурор субъекта федерации, а потому – человек, который был прочно встроен в вертикаль власти центра. Более того, в период конфликтов в Башкортостане Коновалов твердо отстаивал интересы Кремля. Связь с Башкортостаном, несомненно, упростит взаимоотношения полпреда с главами республик. Вполне ожидаемым могло бы стать назначением полпредом в Приволжский округ Рашида Нургалиева, поскольку он так же является силовиком, лоялен центру и имеет, в сравнении с Коноваловым, больший опыт именно в сфере менеджмента, однако важность поста, занимаемого Нургалиевым, не позволила центру отпустить его. В этой ситуации кандидатура Коновалова, как представляется, была наиболее удачной.
 Несколько неожиданным выглядит назначение Исхакова полпредом в Дальневосточный федеральный округ, поскольку инфраструктура округа принципиально отличается от казанской, ресурсная база иная. В силу этого непонятно, какие цели центр может преследовать здесь.
 Эти два назначения ознаменовали собой завершение процесса унификации законодательств субъектов и превращение должности полномочного представителя Президента в федеральных округах в дополнительный инструмент центра в борьбе за победу в новом электоральном цикле. Однако полпреды тоже будут лишь играть роль института, способствующего победе кандидата Кремля в конкретно взятом регионе.
 Гораздо более противоречива ситуация с назначениями заместителей председателя Правительства.
 Разумеется, версия о том, что через эти назначения Президент обозначил двух потенциальных преемников на выборы 2008 года, является очень притягательной для описания смысла подобных перестановок. В этом отношении наиболее вероятными причинами этих назначений могут считаться две.
 Первая причина. Президент Путин действительно собирается в режиме «пробного шара» проверить уровень легитимности Медведева и Иванова, рассматривая их как потенциальных преемников.
 Президентом был создан специальный Совет по реализации приоритетных национальных проектов, к предмету ведения которого были отнесены проблемы медицины, образования, науки и культуры, то есть, наиболее социально значимые компоненты национальных интересов. Что показательно, первое заседание Совета прошло под руководством Медведева. Ясно то, что сферы, которыми занимается Совет, имеют наибольшую степень «проявленности» для населения России, а потому у власти всегда будет иметься возможность приписать успешное проведение социальных реформ к заслугам Медведева, что, несомненно, поднимет его популярность в глазах общественности. Этот факт служит подтверждением предположения о преемниках еще и потому, что в самом общем виде повторяет схему 2000 года, когда Владимир Путин за короткий срок превратился из малоизвестного бюрократа в наиболее рейтингового политика страны.
 Иванов, будучи представителем силового ведомства, являет собой пример альтернативы Медведеву, а потому действия центра могут быть расценены как дальновидные, поскольку в нужный момент у Кремля будет выбор между силовиком и человеком более либерального толка в зависимости от ситуации в стране. Все это подтверждается еще и тем, что ни Медведев, ни Иванов не были назначены на пост премьер-министра. Они оба удерживаются в резерве, хотя, с этой точки зрения, позиции нынешнего председателя Правительства Фрадкова выглядят крайне не прочными.
 Если принимать данную теорию за верную, то важно отметить тот факт, что Кремль очень четко блюдет паритет между двумя претендентами. В ответ на встреченную среди населения с одобрением реформу вооруженных сил, явно поднявшую рейтинг Иванова, Кремль создал Совет по реализации приоритетных национальных проектов. Таким образом, несмотря на то, что оппозиционные Кремлю силы заявили, что старт выборам-2008 фактически дан, Путин, сохраняя интригу, не позволяет коммунистам и особенно не довольным происходящими процессами демократическим партиям сосредоточить свою критику на каком-то одном из кандидатов, в то время как сил бороться одновременно против фигур масштаба Медведева и Иванова у оппозиции попросту нет. Следовательно, маловероятным может выглядеть смена председателя Правительства ранее этого срока.
 В случае если предположение о том, что Кремль этими назначениями готовит преемника из числа заместителей председателя Правительства, верно, то необходимо признать, что ceteris paribus шансы Медведева на президентский пост выше, нежели шансы Иванова, поскольку главной электоральной базой Иванова являются военные, в то время как деятельность Медведева на посту председателя Совета будет иметь более широкий резонанс, а успешность подобной деятельности при учете властных ресурсов оставляет мало сомнений.
 В то же время очевиден факт, что именно поддержанный властью кандидат станет основным претендентом на кресло, поскольку центр упрочил свой контроль над регионами, проведя назначения, о которых говорилось выше.
 Достаточно ясен в этом смысле тот факт, что преемник ко времени выборов должен занимать место председателя Правительства. Однако в этой области Кремль неизбежно столкнется со сложной проблемой. С одной стороны, ни Иванов, ни тем более Медведев не являются политиками популистского толка, они не самые известные лица государства. Но несомненным является то, что для победы на выборах необходимо быть известным для населения. Следовательно, перед Кремлем встает необходимость назначения нового премьера в возможно короткие сроки, чтобы приписать ряд позитивных реформ председателю Правительства, как это было в 1999 году. С другой стороны, подобные шаги Кремля спровоцируют в полной мере оппозицию, и та развернет свою деятельность агитационного характера, что может привести к повторению ситуации 1996 года и серьезному расколу в обществе. Это навредит стабильности в государстве.
 Таким образом, модель 1999 года не сработает по полной, поскольку военный конфликт в Чечне перешел в латентную стадию, и представить премьера как победоносного политика уже не выйдет.
 Скорее всего, в этой крайне сложной для себя ситуации скорее консервативный Кремль, должно быть, изберет ожидание и проведет смену главы Кабинета министров не ранее 2007 года, используя в целях популяризации претендентов иные методы и ресурсы. В связи с этим вполне реальной выглядит перспектива переноса выборов в Государственную Думу на более ранний срок, дабы Кремль имел больше времени и возможностей для подготовки общественного мнения к принятию своего кандидата, в то время как в способности «Единой России» вновь получить парламентское большинство сомневаться не приходится. Разумеется, подобная перспектива пугает оппозицию, которая выступает с тезисами об антиконституционном характере действий власти, полагая, что целью Кремля является изменение текущей Конституции.
 Однако более вероятна ситуация, когда Кремль, если он вообще решится на подобные шаги, просто досрочно распустит Государственную Думу, используя один из двух механизмов, прописанных в Конституции, и назначит досрочные выборы. Идеальным вариантом является процедура, описанная в статье 117 Конституции РФ. Председатель правительства Российской Федерации ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии правительству. Государственная Дума в доверии отказывает, Президент, пользуясь свои правом, распускает ее, но имеет формальные основания и для отставки правительства. Этот сценарий позволяет Кремлю разом решить две задачи: переназначить премьера и развести выборы Президента и Государственной Думы во времени.
 Несомненно, все эти перестановки могут иметь и иной характер, преследовать иную цель. Путин может подыскивать себе преемника среди совсем других людей, вывести на политическую арену «темную лошадку». В этом случае перестановки в Правительстве приобретают иной смысл. Они могут рассматриваться в этом контексте как меры по укреплению вертикали и усилению контроля над экономикой и социальными программами страны, дабы раскрутить их в полную силу к моменту, когда появится кандидатура преемника, и помочь ему без проблем выиграть выборы. В этом случае меняется исключительно роль Медведева и Иванова, они превращаются в людей, специально подобранных Кремлем в качестве менеджеров для решения тактических задач.
 Подобная ситуация привела к тому, что на Западе все перестановки были оценены крайне негативно. Россия в ряде печатных изданий Великобритании, США и Германии сравнивалась с СССР в отношении неясности своих решений и отсутствия гласности в политике. Западные страны, разумеется, заинтересованы в предсказуемости политического процесса в России. Более предпочтительным для Запада кандидатом является Медведев, поскольку он куду как более либерален, нежели силовик Иванов.
 В заключении нужно еще раз подчеркнуть, что перестановки 13 ноября 2005 года неразрывно связаны с выборами 2008 года, были произведены Кремлем с целью мобилизации административного ресурса для победы преемника Путина на выборах, однако предугадать, станет ли этим преемником кто-то из двух заместителей председателя Правительства, или это будет «человек со стороны», на данный момент достаточно сложно.


Рецензии
Очень логичный анализ, мне интересней проблема переориентации полномочных представителей в Округах, потому что эта самая пресловутая "вертикаль власти" уже горло насквозь проткнула. И я плохо поняла смещение Кириенко. А относительно "наследников" всё провисает, потому что пока трудно поверить, что Путин ближе к делу не склонится к иным вариантам.
Спасибо за внятные рассуждения. С уважением - Эльмара

Фауст-Эль   18.01.2006 17:24     Заявить о нарушении
Вам спасибо)) Мне думается, что не склонится, поскольку слишком уж сильны противоречия меж двумя кликами у власти - либераласми и силовиками. Они не допустят того, чтобы Президент все кардинально поменял перед выборами. Но это мое скроменое мнение.

Илья Балахнин   19.01.2006 00:52   Заявить о нарушении
Посмотрим. Политики любят неожиданные повороты.

Фауст-Эль   13.02.2006 14:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.