Письмо 78 рецензия на Иллюзию Письмо 80 ответ Паль

Казалось, что «Герцогиню…» переплюнуть невозможно… Постановка отбрасывала театр на 50 лет назад! В 50-х она имела бы своего зрителя, и шутки казались бы смешными и темп не таким вялым и спектакль не таким затянутым, и тема – не такой отвратительной…
Но «Иллюзия любви»… (Мисье Амелькар платит)
Каждый спектакль оценивается по чётко определённым критериям.
Во-первых: художественное оформление. Идея декорации украдена из «Нелегалки», но, если там красное небо - гармонировало с обстановкой, то в «Иллюзии…» голубое небо - превращало квартиру банковского служащего в концертный зал, где снимается телепрограмма «Голубой огонёк»…
Во-вторых: режиссёрские находки. Здесь можно говорить только о режиссёрских потерях…
В-третьих: музыкальное оформление. Прекрасная музыка была - белой вороной! Она резко контрастировала с тем, что происходило на сцене, подчёркивая убогость происходящего.
В-четвёртых: подбор и игра артистов. Понятно, что Амилькара в нашем театре мог сыграть только Мартынов…
В-пятых: смысловая нагрузка. О чём спектакль? Какую насущную проблему он помогает решить зрителю? Наверно, не унывать, когда тебе наставили рога, ибо даже нанятые, случайные люди, если их заставлять делать то, что ты хочешь, - могут так привыкнуть к своей роли, что решат стать твоей настоящей семьёй? Ну, прямо идиллия какая-то…
В-шестых: достоверность воплощения авторского замысла. Замысел – потерян! Автор – такого - не писал! Это психологическая драма. Где все и всё – на острие ножа! Где каждый шаг – боль, слово – внутренний, неслышимый, но во всём ощущаемый - надсадный крик! А здесь – так… Смешки, ужимочки, внешняя нервозность… Драма превратилась в комическое повествование о том, как актриса влюбилась в вора и оплатила его долги, сделав его – альфонсом… Автор бы умер, узнав, о чём он написал…
В-седьмых: эстетическое наслаждение. Уюта – не было… Был огромный концертный зал и дневное небо – в вечерний час…
В-восьмых: воспитательное, образовательное предназначение. На сколько каждый посмотревший – стал умнее, благороднее, терпимее или наоборот: нетерпимее ко злу? Всё – по нулям…
Пока в театре не будет главного режиссёра, - театр будет бросать из стороны в сторону! «Нелегалка» - подняла планку репертуара. И наконец-то театр стал привлекать зрителей, растерянных за десятилетия беспредела. Они вспомнили, что в городе есть ещё один театр, кроме Русского… Они посмотрели «Нелегалку», которой нет равных в Русском театре: ни по оформлению, ни по актёрскому составу, ни по режиссёрскому мастерству… И открыли его для себя – заново. Решили посещать его… И поэтому следующая постановка должна была быть хотя бы на этом же уровне, а может быть и выше! Но никак - не такой! Это всё равно, что в больнице, где работал Амосов, открыть операционную для сантехника дяди Васи! Который тоже проводит операции по коронарному шунтированию, да при том ещё – очень дёшево! Почти задаром… Вот только результат – вот такая иллюзия… Кто-то из зрителей, посмотрев этот шедевр, сказал мне: «Я десять лет не ходил сюда, и ещё десять – не приду!»
Бухгалтер Ольга Петровна, которая заменяет у нас худ совет, сказала, что она устала от жестокости в жизни, на телеэкранах и на сцене… Но тогда следует вопрос: зачем ставить драму? У нас гораздо больше убойных комедий. Или это делается для галочки в репертуаре? Мол, мы ставим бестселлер!!! Но где он?!!
О переделках всё уже сказали Ильф и Петров, в «12 стульях». Когда Гоголевскую «Женитьбу» играли актёры, стоя на головах… Это должно было стать аксиомой, но вероятно администрация не читает книг…
Представьте, что Яго спасает Дездемону, и сбегает с ней, увозя на другой остров… А что дальше?.. Или Ромео не выпивает яд, говоря: «Больно надо травиться!..» И тут же Джульетта просыпается, а Ромео берёт её в объятия и целует с единственной мыслью: «Не слышала ли она меня?» И сразу всё становится пошлым, обыденным, не интересным, грязным…

Письмо №80 (ответ Пальчиковскому на Иллюзию)
 Чем хуже спектакль, тем лояльнее, безобиднее ваши рецензии! Такое впечатление, что вы сострадательны только к дерьму! Вероятно, желая вырастить его до необъятных размеров…
 Ведь понятно же, что после «Нелегалки», которая начала возвращать зрителей в Украинский театр, недопустимо было приглашать режиссёра, далёкого от искусства! И истинный критик, желающий помочь театру, написал бы именно об этом! И гражданин, ратующий за развитие театрального искусства, написал бы о недопустимости привлечения посторонних к воспитательному процессу.
 И актёра, который, как истинная проститутка, согласился на все требования псевдорежиссёра, изменив и сюжет пьесы, и жанр, и переделав образ драматического героя в слюняво-меланхолический, - нужно было бы посоветовать, как истинную проститутку, - отправить на 101 километр от театра! Но вы чрезмерно добры и сердечны к ним…
 А уж администрацию, которая сначала поднимает планку, ставя спектакль на актуальную тему, а потом бездумно сводит все старания - на нет, желая сэкономить на режиссуре - надо было бы непременно помянуть «не злым добрым словом»… Но - увы, вероятно, вы злы только на одного человека в нашем театре, и это чувствуется по вашим рецензиям… И хотелось бы знать: чем он так насолил лично вам? Как обидел? Ведь вы учились на его спектаклях: «Гамлет», «Человек со звезды», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Мой бедный Марат»… Кто бы вы были, не подними он планку Русского театра на тот уровень, который вы постепенно роняете от спектакля к спектаклю. Но она – эта планка, - так высока, что даже ваши неудачи не в состоянии отвадить зрителей, привлечённых когда-то Мартыновым! Зрителей, которые полюбили театр за мартыновские спектакли, и верны ему до сих пор… Верны, и приводят сюда и детей своих, и внуков, прививая им любовь к театру и передавая её – по наследству…


Рецензии