Рецензия на Про 10 Скрипка Страдивариуса

Рецензент 51

Честное слово: не ожидала увидеть столь искусное произведение на Прозе. Действительно, чтение - в удовольствие лишь.
Смелая идея, требующая не только авторской фантазии, но и глубоких знаний в истории искусств, заточена в мастерски сложенный текст.
Нет ни лишних «затягиваний», ни недосказанности. Сюжетные логические переходы плавны и изящны.
Художественные сравнения – непредсказуемы и точны. Начиная от «пальцев, похожих на белых индийских змей» и заканчивая «рocкoшным coлнцeм, cвeркaющим нa нeбe кaк cпeлый плoд нa дeрeвe жизни», они филигранным кружевом сплетают воедино писательскую фантазию и воображение читателя. Автора хочется цитировать бесконечно, повторяя слова шепотом и отделяя каждое – паузой. Чувствуется льющаяся поэтичность в ритмическом строе каждого предложения.
Восхищают, завораживают обращения к мифологии. Сами по себе они обуславливают широту восприятия, придают рассказу сказочность, легендарность.
До последнего слова по-читательски наивно верила и ждала: что дальше? Хотя заведомо знала окончание. По прочтении – так редко это бывает – остается тянущее сожаление, что первое знакомство с произведением уже пройдено. И перечитываю – по несколько раз – дабы уловить еще раз то чувство первооткрывателя.
Гениально раскрытая психология гениальной трагедии гениальной личности гениального композитора. Трагедия несовершенства предмета в сопоставлении с совершенством искусства.
Уже с первой фразы чувствуется тонкая рука мастера, мэтра. Нет, не того – не лирического героя – Паоло, а мэтра литературного творчества. Остается смутно надеяться, что это произведение действительно непризнанного гения прозары, а не… одного из классиков Серебряного века.




рецензент 50

Интересно, что знаниям об особенностях творческих личностей психологи
обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков
науки и культуры, искусствоведов, которые так или иначе касались проблемы
людей искусства, к которым относится герой рассказа.
Чем объясняется финал истории?
Есть две противоположные точки зрения: талант это максимальная степень
здоровья, талант это болезнь.
Считается, что гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них
наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к
социальному поощрению и наказанию и т. д. Но стоит ли осуждать героя за
излишнюю импульсивность? Имеет ли право гений на эксцентрическое,
нестандартное поведение?
Психологическая "формула гения" может выглядеть следующим образом:
гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность
психики.
Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность
бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных
факторов может привести к одному и тому же эффекту гиперактивности
головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен
гениальности. Возможно, этим объясняется и нестандартное поведение.
Творческим личностям присущи следующие черты:
1) независимость личностные стандарты важнее стандартов группы,
неконформность оценок и суждений;
2) открытость ума готовность поверить своим и чужим фантазиям, воспр
имчивость к новому и необычному;
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям,
конструктивная активность в этих ситуациях; к сожалению наш герой,
наоборот, проявил нетерпимость к своим приемникам.
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Часто в этом ряду упоминают особенности "Я" -концепции, которая хараю
ризуется уверенностью в своих способностях и силой характера. Но герой
рассказа, наоборот, боится, что его гениальность может достигнуть какой-то
определенной точки и остановиться на ней.
Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности
творческих людей. Хотя гуманистические психологи утверждают, что творческие
люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой
адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство
экспериментальных результатов противоречит этому. Рассказ Cкрипкa
Cтрaдивaриуca, на наш взгляд,является творческим экспериментом, который
писатель проводит над своим героем. Что же мы видим, наблюдая этот
литературный опыт?
Для творчества необходимы потребность, заинтересованность, страсть, порыв,
стремление. Сама творческая активность, связанная с изменением состояния
сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения
психической регуляции и поведения. В нашем примере это нарушение принимает
крайние формы.
Несомненно, что талант, креативность это не только большой дар, но и
большое наказание.
В творческом процессе велика роль бессознательного, интуитивного. Интуиция,
образование "удивительной смеси опыта и разума" тесно связана со
способностью к творческому воображению, фантазии. Творческая личность в
основе своей чужда конформизму: именно независимость суждений позволяет ей
исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются
вступить остальные люди.
На сколько социализирован наш герой?
Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и
открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает
общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его
собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни
и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма
неоднозначными.
Нестандартность подхода к решению проблемы, необычайность, ,,дикость''
суждения как раз отличает творческую личность. К сожалению, поведение героя
в конце рассказа можно назвать "дикостью" в прямом смысле этого слова.
Творческий человек должен видеть как все люди, но мыслить совершенно
оригинально.
Именно стремление находить нестабильные, нетривиальные решения, стремление
самостоятельно, без посторонней помощи достигнуть результата, который до
того не был известен - это очень важная способность, связанная со всей
структурой личности.
 Творческих личностей не волнует соображение престижа и мнение окружающих,
они не разделяют общепринятых точек зрения, поэтому героя рассказа можно
даже назвать "отшельником".
Склонность к игре - еще одна особенность одаренного человека. Творческие
люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Они
предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира
непрерывно обновляется.
Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и
восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и
революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за
сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои "бредовые идеи",
одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.
Иррациональность нашего героя превзошла допустимые пределы, но можем ли мы
осуждать гения?


Рецензии