Пепси из учительской

 
 


«Пепси» из учительской
 
 После бестолковой, как впрочем, всегда, новогодней ночи, в первый день наступившего двадцать первого века мы с дочерью погуляли по лесопарку и вернулись домой к экрану телевизора, смотреть «Сибирского цирюльника». Удобное кресло, фрукты, торт и кофе способствовали такому кайфу перед большим экраном «Сони», что я заранее прощал моей дочери её детские вопросы, приставания. Хотелось быть добрым, великодушным, мудрым, терпеливым, одним словом: «образцово-показательным» отцом.
 В начале нашего семейного просмотра проскочила реклама про то, как учитель ругается на своих учеников, утащивших упаковку «Пепси» из учительской. Правда ведь, что мы воспринимаем эти рекламные ролики, совершенно не вникая в их смысл. Ну, о чем они могут заставить задуматься нормального взрослого человека? Они же не предназначены для работы мысли. Вся эта реклама основана на животных инстинктах: увидел что-то знакомое - купи.
 Но, оказывается, что это правило существует только для усредненно-нормальных и взрослых. А моя дочь ещё не взрослая, и мыслит она не нормально, как все, а значительно глубже. Я понял это, когда она задала неожиданный вопрос: «А откуда это вдруг «Пепси» оказались в учительской? Значит, учителя уже стали молодым поколением, которое выбирает «Пепси»? Они, выходит, наконец-то оторвались от своих граненых стаканов в серебряных подстаканниках, и от второсортного чая из пачки со слоном?»
 Ох, уж эти мне детские вопросы? Разве об этом рекламный ролик?
 Хотя, почему не об этом? И об этом тоже. Это просто не запрограммированный, а свободный взгляд, который у молодёжи есть, а у нас либо притупился, либо его и не было никогда ввиду казарменного «советского» воспитания и образования. Я хвалю мою дочь за такой свежий взгляд на надоевший всем рекламный сюжет и подтверждаю, что выбравшие «Пепси» учителя, конечно, принадлежат к новому поколению, мыслят они уже по-новому.
 А она не унимается и говорит, что раз они уже новое поколение, то и преподавать должны не так, как учил их Луначарский и Суслов, а по другому. Вот приучили наших учителей хвалить Базарова из Тургеневских «Отцов и детей», так они до сих пор заставляют школьников считать этого нигилиста прогрессивным человеком, надеждой на будущее России. На самом деле - он бездельник, недоучка, мужлан и невежа, да к тому же все устремления имеет лишь на разрушение. А вот «поколение отцов» учителя призывают нас считать отсталыми, заскорузлыми, хотя «отцы» и добры, и благородны, и очень высоко образованы (вон, Пал Петрович Кирсанов – Пажеский корпус закончил: это же, как Оксфорд и Кембридж вместе взятые!), но вина их в том, что они консервативны, порядочны, трудолюбивы, никакого нигилизма и революций не признают. Учителя просто попались в несложный Тургеневский силок. Самостоятельно просчитать и понять идею романа им запрещали, а потом они потеряли нюх и вкус к такому пониманию. И Некрасов, у них - революционер, а не борец с мировым злом. И это потому же, что даже в мыслях «шаг в сторону – побег». Лесковская Катерина Измайлова, по их канонам, в знак протеста против класса и морали мироедов действовала, и нам надо бы простить её бедную за любовь отчаянную да искренность, а то, что руки у неё по локоть в крови, так это лишь мелкие недочеты. С такой вот школьной программой и в третье тысячелетие въезжаем, на коммунистической лошадке.
 «Наверное, кроме «Пепси» учителя должны и по другим направлениям изменяться, и они обязательно это сделают»,- успокаиваю я дочь.
 Тем временем на экране появляется «Сибирский цирюльник».
 Фильм большой, сюжетная линия разворачивается медленно, и поэтому я успеваю, и смотреть фильм, и отвечать на детские вопросы. А они сыплются на мою родительскую голову беспрерывно. И про прагматичных до бесстыдства американцев, и об удалых и отчаянных до глупости - русских. Я всё с большей гордостью и пафосом вещаю о широте и богатстве нашей страны, о замечательных народных традициях.
 Про главного героя - я, не дожидаясь вопросов, взахлёб рассказываю дочери. Преобразившись сам в Толстого-Меньшикова, я поясняю ей все нюансы юнкерской службы, учебы и дружбы, неожиданной влюбленности в прекрасную незнакомку, и соперничества на балу. Рассказывал, почему непреднамеренная и, на первый взгляд, безобидная интимная подробность в отношении дамы, была воспринята как оскорбление и послужила поводом к дуэли. Боже мой! Как красива эта дуэль, какой высоты чувства благородства, собственного достоинства и чести проявились в этом поединке за доброе имя женщины! Как понятны и возвышенны мысли, чувства и действия дуэлянтов уже после дуэли! Просто великолепен командир их учебной роты – капитант Мокин - все понимающий, по родительски переживающий за своих мальчишек, рискующий своей репутацией и карьерой, но защищающий их до последнего. Вот он, учитель жизни, благодаря которому, из мальчишек вырастают настоящие офицеры, гордость и честь нации! Мы со щемящим чувством досады, видим этого, уже разжалованного, ротного на вокзале, отдающего честь лучшему своему ученику, закованному в кандалы. В таких героях мы видим вершины русского характера, всю природную мощь России.
 Изорваный жизнью, растоптанный немилосердной судьбой, Андрей в финале фильма через тайгу прорывается подобно зверю дикому, чтобы лишь взглянуть на свою любовь – прекрасную незнакомку, роковую и желанную. Но, увидев, остановился, запрещая себе даже шевельнуться, взглядом провожая её - навсегда. Вот это характер!
 А ещё своей дочери я рассказываю о потрясающей силы, образе Дуняши, безнадежно и преданно любящей Андрея, и только лишь на каторге нашедшей своё с ним счастье. Она деликатна и решительна, великодушна и отважна - до дрожащего серпа в руке.
 После такого фильма хочется быть русским, вот тем мальчишкой, уронившим слезу. Он не пикнул, и стоял, уткнувшись в мамкину юбку столько, сколько мать - Дуняша велела.
 У дочери возник ещё один нестандартный вопрос: «Кем в жизни стали эти мальчишки-юнкера, красотой и молодостью которых так восхищается на Масленнице младшая дочка Михалкова?»
 Я не задумывался над этим, и начинаю считать годы и события. Получается, что оставшиеся учиться дальше юнкера-однокурсники Андрея Толстого, наверное, уже в качестве штабс-капитанов воевали в Манчжурии и Порт-Артуре, к Первой мировой войне они уже стали полковниками, и водили свои полки и дивизии в Брусиловский прорыв. А к Октябрьской революции они оказались белогвардейскими генералами, продолжавшими сражаться за Веру, Царя и Отечество. Жизнь свою они закончили либо, утонув в Сиваше, либо под пулями чекистов в захлёбывающемся кровью Севастополе, а может быть, роняя старческую слезу на красивые, но бессердечные и чужие Парижские бульвары. Изменить присяге, стать командирами Красной армии они бы просто не смогли. Потому, что чарку за них поднимал в Кремле сам царь самадержец Александр Третий, а приветствовал их юный царевич, создавший такую трогательную обстановку на параде, что все они с того момента стали ему старшими братьями. Такие офицеры будут верны монархии до гроба.
 Этот патриотический дух и возвышающую обстановку, но уже по эту сторону экрана почувствовала и моя дочь, заявив, что с таким царем во главе страны, и она хотела бы жить. Я – тоже.
 Я не могу остановиться, и после окончания фильма - рассказываю своей дочери все значения деталей, нюансов, условностей того времени, подтекстов и двусмысленностей. Я рассказываю об этом фильме, как образце искусства, воспитывающем в нас – зрителях - высокие понятия чести и достоинства, настоящего благородства и патриотизма, силы воли и стойкости к жизненным невзгодам. Он учит доброте, порядочности, верной дружбе, чувству долга и ответственности.
 И вдруг моя дочь заявляет, что всё это ей – понятно, и фильм ей понравился, и мои пояснения и комментарии тоже. Но она просит меня вернуться к обсуждению того самого рекламного ролика о краже «Пепси» из учительской.
 Я, конечно, возмущаюсь: «Как можно сопоставить это серьёзнейшее явление искусства и ничтожный рекламный ролик?»
 Тут уже она успокаивает меня и поясняет, что по её мнению, в этих, столь разных фильмах есть нечто общее – это вопрос о чести. Ведь «Пепси» весь класс сообща из учительской украл, бутылки видны в сумках у каждого ученика, а в краже-то сознался честно - лишь один. Остальные одноклассники-подельники - подло и бессовестно всю вину сваливают на него. Они все ведут себя бесчестно, и весь мир либо не замечает этого, либо оправдывает и поддерживает негодяев. Только, это вам не «Сибирский цирюльник», который честь и благородство воспитывает один раз в году. Этот ролик с кражей «Пепси» крутится по всем каналам, и изо дня в день. Как прививка бесчестия. И современные школьники уже за доблесть почитают не отвечать, а «отмазаться». И на уроках, и на переменах. Расколотил стеклянную вазу в классе и кричит: «Это не я, Марь Ванна, это меня Колька под руку толкнул».
 Чешу затылок – прав ребенок. И на тот противный мелкий рекламный ролик она вновь с неожиданной стороны посмотрела.
 «Я так думаю - отвечаю дочери - что это они - хозяева телевидения, конечно, неправильно делают, что таким образом бесчестный поступок тиражируют, но это же не специально делается, это они подсмеиваются над ситуацией, может быть, очень тонко иронизируют. Да и потом, ну кто они есть, герои этой рекламы - это же мальчишки: чувства собственного достоинства, чести и порядочности, они еще не обрели. Вот в «Цирюльнике» такими высокими человеческими качествами обладают настоящие русские офицеры. Они то и есть для нас настоящий образец, пример для подражания. Особенно высоко ценилась честь - русскими морскими офицерами, они всегда были эталоном…
 «Ну да! – вновь перебивает меня дочь, - Это особенно видно было в августе прошлого, двухтысячного года, когда эти морские офицеры нам сказки рассказывали про то, как американская лодочка бежала, хвостиком махнула, и самая мощная наша подлодка «Курск» - лучший подводный крейсер страны - от этого хвостика – топором, да на дно брякнулась, и сотню жизней человеческих унесла. А морской офицер, или даже адмирал, на весь мир кричит: «Это не я Марь Ванна! Это меня Билли под руку толкнул». Да если и толкнул, а сам почесался и уплыл, так не позорься, честь имей, на себя вину принять, а не сваливать на виртуального соседа по парте».
 Что мне дочке на это возразить?
 Наверное, в новом столетии вместо «Иронии судьбы» нам надо будет каждый Новый год «Сибирского цирюльника» смотреть. И рекламу «Пепси»…
 
 


Рецензии
С большим удовольствием прочитала Ваш рассказ. Действительно, молодое поколение видит под другим углом то, что при акцентировании замечаешь и сам и удивляешься - как это я пропустил?
Фильм Михалкова я тоже очень люблю - такая искренность чувств!
Вами поднята очень важная проблема - воспитание детей на проходном материале. И правда - эта реклама так навязла в зубах, что ее не замечаешь, как капель воды в дождливую погоду. А ведь воздействие часто мелькающих на экране сюжетов очччень даже действенно.
Наверное, просто придется еще бОльшую заботу о воспитании детей возложить на себя нам - родителям, чтобы потом было кем гордиться и на кого радоваться в старости.
С уважением и пожеланием успехов. Татьяна.

Татьяна Хожан   26.07.2006 23:30     Заявить о нарушении
Татьяна, здравствуйте! Спасибо за внимание. Я совсем уж забросил страничку: лето, каникулы. А тут две Ваших рецензии. На одну отвечу сразу. Этот рассказ из моего родительского опыта. Но из опыта педагога я вижу ещё большую потребность общаться, делиться с молодым поколением. И потребность эта не только моя, но и их. Они не меньше нашего нуждаются в общении, но умном, точном, честном. Фальшь или назидание они учуят в секунду и отвернутся. Наша ответственность и очень мудрое поведение - залог не только родительской гордости и радости в старости, но просто единственная надежда на достойное дальнейшее существование страны, нашего социума(ух! как я высокопарно загнул!) Пока власти и начальству этого не надо. Лишь когда жареный петух очень смачно врежет в задницу, тогда самые хитрые выходят с обращением к народу "братья и сестры!" Ах! Как их хочется в этот момент послать! А до этого момента глаза бы их не видели. Но это их, а не страну и не наших детей. С детьми нигилизм и безответственность недопустимы. Проповедовать это бесполезно, а неукоснительно следовать тяжело. Что победит? Лень и русский авось или всё таки разум и желание выжить нации?
Очень рад, что и Вас зацепила эта работа.
С ув. М.А.

Михаил Аллилуев   28.07.2006 14:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.