О чём свидетельствуют итоги конкурса - Евгений Щедрин

О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ИТОГИ КОНКУРСА
«СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ»

Не о многом. И не только потому, что в нем приняло участие слишком малое число участников (47). Еще и потому, что конкурс был проведен в спешке и с условием представления только тех сочинений, которые еще не публиковались на сайте Proza.ru. Полагаю, что многие авторы, в особенности наиболее квалифицированные, попросту не смогли принять в нем участие.
И все же, с точки зрения качества представленных работ, формально итоги конкурса характеризуются, на мой взгляд, нормальным соотношением сочинений низкого, среднего и высокого уровня. По моим оценкам, работ низкого качества (с оценкой от «0» до «3» баллов) представлено 32, среднего уровня (с оценкой от «4» до «7» баллов) - 9, высокого уровня (с оценкой от «8» до «10» баллов) - 6, из них 3 работы с высшей оценкой. Среди последних особо выделяется своей талантливостью и заслуживает чего-то вроде гран-при, автор рассказа «Найда» (№ 40).
 Пожалуй, единственный положительный вывод, который позволяет сделать проведенный конкурс, то, что среди авторов Proza.ru, в своем большинстве юных, определенно имеется четкое представление о том, что такое «реалистическая проза». Будем надеяться, что верная и справедливая оценка лучших из представленных на конкурс рассказов будет способствовать росту интереса читателей и начинающих авторов именно к такой прозе.
Вместе с тем, подавляющее большинство участников конкурса, как и всего контингента авторов Proza.ru, демонстрирует весьма примитивные представления о том, что такое вообще «художественная проза». И это проявляется во всем, начиная с развертывания темы и идеи в композиции и тексте произведения, кончая грамматикой и синтаксическим построением фраз. Впечатление такое, будто в книжки не заглядывали, школьных уроков литературы не посещали и потому не имеют никаких «точек отсчета», ниже которых опускаться недопустимо. Получается эффект варварской безграмотной графомании. Ну, ладно бы такому быть на общих топиках сайта! Там основная преследуемая цель это, по-видимому, обыкновенное общение, только оформляемое «красиво» и «престижно» общностью якобы литературно-творческого хобби. Но представить свое сочинение на конкурс - это уже поступок иного рода, явно претенциозный, требующий воленс-ноленс достаточно жесткой самооценки. Следовательно, наш обширный авторский контингент действительно страдает неведением своей литературной немощи.
Самое печальное в этой распространенной болезни - отсутствие проблемного взгляда на современную действительность, инфантильное невиденье или, быть может, сознательное игнорирование острых проблем реального бытия. Это проявляется даже в тех случаях, когда автор заявляет вроде бы актуальную тему (рассказы «Война», «Общество», «Банкомат», «Тюменки», «Мифы и реальность» и др.), но так и не раскрывает (не владея?) ее общественно значимой сути. Отсюда часто в прозе почти нет экзистенциальности, при чтении не возникает ощущения подлинного погружения в реальность, которая веселит или печалит, ободряет или страшит, влечет к себе или отталкивает, без чего нет подлинного реализма. Читательское восприятие остается умозрительным, отстраненным от описываемых образов и событий.
 Эта безыдейность, «размагниченность» замысла произведения не может не ощущаться самим автором. Он ищет какой-либо компенсации недостатка общественной остроты. Находят ее в пошлости и ненормативной лексике (например, в рассказах «Старатель», «Философия любви», «Прожигая жизнь»), а чаще - в анекдотичности композиции (рассказы «На нужды местной школы», «Настоящий пес», «Письмо подруге», «Арбузы», «Пианист», «В библиотеке» и многие другие).
В анекдотичности самой по себе нет, конечно, ничего противоречащего реализму. Анекдотично по существу, по своему содержанию многие рассказы Чехова, Аверченко, Зощенко, Булгакова и других видных писателей. Тем не менее, они - не анекдоты. Но композиция повествования у них предельно далека от анекдота.
Анекдот, строго говоря, является особым жанром словесности (городского фольклора), и его только с очень большой натяжной можно отнести к художественной литературе. Формально композиционная особенность современного анекдота - полное совпадение кульминации действия с развязкой сюжета и, следовательно, раскрытие смысла повествуемого только непосредственно в конце рассказа. Для художественной прозы (рассказа, новеллы) такое построение подобно яду, убивающему все живое в намерениях автора, прежде всего его желание «погрузить» читателя в атмосферу происходящего, в психологию персонажей, в саму жизнь и - в конечном счете - в свое мироощущение.

Для того, чтобы литературные конкурсы на Proza.ru были интереснее, может быть, стоит вводить более определенные и строгие критерии отбора участвующих в них произведений. Но при этом нужно, на наш взгляд, допустить к участию в конкурсе и уже опубликованные работы (например, за последние 3 или 4 месяца). Это существенно поднимет его качественный уровень. Кроме того, у всех участников сайта Proza.ru появится возможность взвешенно сопоставить оценку конкурсного жюри с теми оценками, которые были даны публикациям в обычных рецензиях.

 Евгений Щедрин.


Рецензии
Спасибо большое за такую оценку моего рассказа.Меня привлекают необычные люди, странные судьбы.И Ваша рецензия поддержала меня. Спасибо ещё раз.
С НОВЫМ ГОДОМ!
Счастья Вам!
С благодарностью, Гал Харб.

Гал Харб   06.01.2006 00:45     Заявить о нарушении
Я рад, что хоть такой малостью помог Вам. По моему убеждению, Ваш рассказ - лучий из трех, которым я выставил по 10 баллов. Он во всех отношениях стройней, свежей. А главное - он психологически емок, превосходя в этом другой рассказ о собачей жизни, тоже недурной.
Успехов Вам и прочих добрых пожеланий.


Е.Щедрин   07.01.2006 02:44   Заявить о нарушении
Спасибо :)

Гал Харб   07.01.2006 23:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.