Садко

 В некотором царстве, в некотором государстве жил – был мужичок оборотистый, по имени Садко. Так и прозябал бы всю жизнь в какой–нибудь «дыре» половым безвестным в трактире, ключником мелким у хозяина или рядовым стряпчим в управе казенной, но на его счастье задули над тем царством «западные ветры перемен». Ох и обрадовался народ: загулял пьяно, весело, загудел разудалыми плясками, веселыми песнями: все надеялись, в соответствии с царскими реформами новыми, стать купцами, чиновниками, помещиками. А кто ковать-лудить-пахать будет - как-то не задумывались. На «дядю» надеялись. Это потом они поняли, какого «добра-мусора» эти ветры «надули», да со дна морского штормами, какую «муть-грязь» подняли. Но было уже поздно. «Славно пели, веселились, посчитали – прослезились»! Однако, были и такие удальцы, которым повезло бесплатно поймать «за хвост Птицу Удачи», да за одно, прихватить безнаказанно немало добра у всех разинь- окружающих, пока те дурни в ладошки стукали, ушами хлопали.
 Попал наш герой, подхваченный тем вихрем, неизвестно какими путями – тропами, в богатый город Новгород. Парниша оказался не промах – «себе на уме». Организовал, «на скору руку, легкую ногу», свою артель, по - заграничному – «фирму». … «Золатые горы» называлась. … И давай он местных купцов, горожан обхаживать, уговаривать, чтобы те ему товара, ну там мехов, золотишка, харчей каких, в долг подкинули, для торговли за море. … По-нынешнему, значиться - «окучивать лохов ушастых на бартер», чтобы потом «срубить» урожай «бабок» невиданный в свой «лопатник»! … Поверили ему купцы бородатые, снарядили корабли огромные, соболями, каменьями драгоценными, икрой, доверху набитые. Обещал он клятвенно, крестясь на иконостас древний, отбивая поклоны низкие, продать все с большой для «спонсоров» выгодой, вернуться с огромной прибылью, рассчитаться по долгам с процентами, порадовать местный люд диковинками заграничными. … Иконки, кстати, тоже не забыл предусмотрительно прихватить с собой в путешествие. Мол, в дороге, они ему душу согреют, утолят тоску по матушке-родине, силы придадут, от грабителей-разбойников охранять будут. … Для пущей убедительности, чтоб было всё «по закону», оставил расписки гербовые, «честное, благородное слово», бумажки разноцветные со своим портретом улыбающимся. Может, кто и видывал те бумаженции макулатурные, а кому-то «посчастливилось» и в руках подержать недолечко. … Ох, «везунчики», завидую вам «черной завистью». … Ну, там еще цифры всякие, смело, нарисованы, но нолей - больше всего. Не поскупился наш герой, проявил щедрость невиданную! И главное – ТРИ буквы. А какие? Тут, вот какая закавыка грамматическая получается: литеры разные постоянно меняются, но как их не переставляй-прилепляй, слово одно и тоже всегда получается! Такое колдовство коварное. Гипноз, наверное? Это уж потом все поняли, как их «обмишурили». Уверяю вас, словечко всем знакомое, однако по причине этической, «смысл» его здесь вслух не упоминается, но догадаться труда большого не составит. … С тем и отбыл наш молодец за сине море.
 Много ли зим – весен с тех пор минуло, сие нам не ведомо. Но с того времени, ни товара, ни денег, ни самого Садко новгородцы больше не видели. Исчез, растворился, как синий туман утром солнечным! … Да только слухами земля полниться. Сказывают, что продал он все выгодно, иконки святые на аукционе «толкнул» удачно, получил прибыль немалую, построил себе за морем палаты белокаменные. «Крутит» денежки, «грязь отстирывает», «отжимает» проценты приличные, сам «отмывается». Формирует «образ» филантропа-мецената щедрого. И «мыло» глаза не жжет! Живет – поживает, мед – пиво попивает, да над купцами – простаками посмеивается. … Вот такая «банно-прачечно-мыльная опера» со счастливым финалом получается. … Настало время рыдать от умиления!
 Пробовали новгородцы «бить челом» заморскому государю, посылали депутации разные, бумаги судебные, в доказательство – расписки гербовые. Чтоб, значит, взыскать с проходимца положенное, или в темницу заточить на родине. Не тут то было! Забугорный царь сам промышлял обманом, да грабежами. А как известно, «ворон ворону глаз не выклюет». Объявил он Садко «узником совести», «политическим беженцем», «борцом за прогресс, свободу и демократию». Даровал ему охранную грамоту и вид на жительство.
- Что, съели? То-то, же!
Рассудил «здраво»:
- Зачем он новгородцам? А мне этот прохвост на что–то и сгодиться. Да и иноверцы, впредь сговорчивее будут. Больно уж строптивы, в последнее время, стали! Теперь имеется чем «к стенке» припереть супостатов!
 «Дурной пример заразителен». Потянулись по проторенной дорожке в края дальние всякие иваны, романы, асланы «не помнящие родства», растаскивающие чужие богатства, грабящие свой народ, разоряющие Землю, что их взрастила. Знают - «Там» защитят, пригреют, приголубят, в обиду не дадут. Всем, особенно у кого «кошелек тугой», место найдется. Невдомек им только, что, «кто платит, тот и заказывает музыку». Плакать захочется, выть от тоски, безысходности, но заставят танцевать – будете отбивать чечетку под чужую дудку, как миленькие. А расплачиваться по «счетам», господа, все равно рано или поздно придется. Не вам, так вашим потомкам. И какова цена будет, одному Господу Богу известно. Дело тут даже не в сроке тюремном, страхе или мести. Можно нанять охрану огромную, купить автомобиль бронированный, построить замок неприступный, сменить лицо, на островах необитаемых схорониться, на старости лет жертвовать, проявлять показную благотворительность…. Людей обмануть труда большого не составит, но «ЕГО» - нельзя! От «НЕГО» - нигде не спрячешься! Все можете купить с деньжищами огромными, а здесь – АБ-СО-ЛЮТ-НО БЕССИЛЬНЫ! Не спасут никакие миллиарды. В этом и вся трагедия, и справедливость, и неотвратимость! Вот это, по-настоящему, страшно!
 Да, забыл вот еще что! Ведь знаю: читатель любопытный все равно не успокоится, ночами бессонными мучиться будет вопросами неразрешимыми-каверзными:
- А с чем, новгородцы-то остались?
- Для тех, кто сказочку читал невнимательно, повторю еще раз: с «их» «благородным, честным словом» и портретами! Их сейчас в каждом газетном листке печатают. Вот вам – крест, не обманываю…
- Что же, местным жителям делать?
- Впредь, умнее будут! А может, и не будут… Так что, не стесняйтесь, вволю угощайтесь! … Кончится? … Ещё подкинут – алфавит большой, слов «добрых» на всех хватит….

 


Рецензии