Сказка про Человека

Жил да был человек с Большими Амбициями.

В детстве ему вмонтировали в голову Самую Главную Мысль: ты должен быть лучше. Лучше кого? Лучше среднего уровня. Лучше лучших. Лучше всех. Он не знал, как жить по-другому, и он чувствовал: так правильно. Говорить он начал в полгода, потому что старшие брат и сестра уже болтали взахлеб, и вскоре обогнал их. Когда для обычных детей приходит время учиться ползать, он уже ходил - ведь как, если не на своих ногах, обогнать других? Потом он выучился читать, потом – петь, а еще позже – играть на пианино, драться, говорить по-английски. Все давалось ему легко, родители называли его вундеркиндом – а он только шептал про себя: «Еще не все» - и брал новые вершины одну за другой.

Первая трудность возникла в школе, когда после недели учебы он вернулся домой в слезах.
- Что с тобой случилось? – спросила его тогда мать. И он ответил:
- Мама, Саша лучше всех решает математику, а Настя так красиво читает вслух, а Леша – самый веселый, и все его любят. Лучше кого из них мне стать сначала? –
И мать ответила:
- Лучше всех сразу. Ты же можешь. Ты должен быть самым лучшим. Вот и покажи им!
- Но как я могу одновременно стать лучше всех? – спросил он.
- Как хочешь, - ответила мать. –

Все выходные тогда он провел дома, над уроками, поминутно подбегая к зеркалу и учась улыбаться, и разговаривая с собой, чтобы сделаться веселым и интересным.

Но на вторую неделю появилась новая неприятность.
- Мама, у Лены в прописи буквы кругленькие и красивые, а у Верочки – большие и понятные. Как мне писать, чтобы быть лучше?
- Красиво и понятно, - упростила мать, и он впервые задумался об идеалах (а он был уже очень начитанным и, конечно, знал, что это такое). И тогда он почувствовал, что идеалы – только преграда, и лучше видеть не только достоинства, но и недостатки, чтобы проще было быть лучше.

По выходным у него совсем не оставалось времени – полдня он учился, чтобы лучше всех все знать, а еще полдня бегал во дворе с друзьями, чтобы лучше всех уметь общаться.
Он посещал больше всех кружков, знал все и даже больше по каждому предмету, блестяще писал контрольные и занимал первые места на олимпиадах. Он полюбил цифру I, значившуюся во всех его дипломах. Эта цифра снова и снова шептала ему: ты – лучший.

Когда он учился в седьмом классе, к нему подошли двое одиннадцатиклассников.
- Хочешь покурить? – предложил один из них.
- Зачем? – удивился он, отметив тут же про себя, что никто из его ровесников не курит.
- Потому, что курят только взрослые. Хочешь быть как взрослый? -
«Как взрослый – значит, лучше одноклассников!» - подумал он и согласился. Курить ему не понравилось, но он очень гордился собой, даже когда мать ударила его по губам, узнав обо всем. «Она не курит. Она боится, что я стал лучше нее», - подумал тогда он.

Но через месяц на итоговой линейке объявили об исключении тех двоих старшеклассников, что подошли к нему, за курение возле школы и хулиганство. «Значит, курят вовсе не лучшие!» - догадался он и немедля бросил.

Он стал зависим от общественного мнения. Стоило ему услышать о ком-то «Он лучше всех делает то-то» - и он тотчас же брался за это дело, чтобы справиться с ним еще лучше.
Он поступил в самый престижный вуз своего города, а на третьем курсе начал получать второе образование. Он знал семь языков и учил восьмой. Он был самым успешным, самым спортивным, самым эрудированным, самым модным и почти не уставал: «ты – лучший»
волшебной мантрой звучало в ушах, не давая остановиться, двигая вперед. Он решил, что третье образование он будет получать в столице – что может быть лучше?

И вот однажды ночью он сидел и читал, сколько белков содержится в рыбе, готовясь к экзамену. Каждые полчаса ему звонили его друзья, и каждому он был обязан сказать пару теплых слов – он ведь был для них ЛУЧШИМ другом.

«А для себя ты кто?» - внезапно пришла в голову крамольная мысль. И еще одна, похожая: «Что ты сделал для себя?»

- Стал лучшим! – упрямо повторил он, но от этого не стало легче. Он еще раз пробежал глазами страницу – и понял, что ему совсем неинтересно, сколько белков содержится в рыбе. И все то, чем он занимался до того, ему было так же неинтересно.

- Что и кому я доказывал? – закричал тогда он. – Разве я еще не доказал себе, что я – лучший, и не имею права заняться наконец тем, чего хочу на самом деле? –

И тогда отражение в зеркале, улыбнувшись, ответило ему:
- Ты доказал это, уже родившись на свет. Ты у себя уже самый лучший. Потому что – единственный. –

Услышав это, он отбросил в сторону учебники и телефон, оделся и вышел на улицу. И там, дойдя до мусорного бака, выбросил в него свои Большие Амбиции. Теперь он был просто Человеком.

И ему надо было заново учиться мечтать.

Но это уже совсем другая сказка.


Рецензии