Наследники Латунского о фильме Мастер и Маргарита
Удивительно не это. Штампующиеся на конвейере сериалы - что с них взять? Обсуждать героев, типажи, попадание в роль - даже смешно, право.
Удивительно другое. Деятели кино, театра, всевозможных исскуств и прочие околокультурные типажи считают чуть ли не своим долгом лягнуть фильм Бортко - дескать, и актеры не те, и спецэффекты слабоваты, и музыка не соответствует духу "М&М"...
Вам эти граждане никого не напоминают? В смысле - тех массолитовцев, что сумрачными рядами шли за гробом Берлиоза, размышляя: куда же подевалась голова?!
Я не в том плане, что не худо бы и им голову оторвать - тут даже Бегемот не управится с легионом латунских и лавровичей. Да и зачем, собственно?
Всякий имеет право на собственное мнение, и, тем паче - прислушиваться или нет к голосам критиканов. Да и претензии их, если разобраться, весьма спорны.
В основном обсуждают подбор актеров.
Так, актрисе Ковальчук (Маргарита) ставят в упрек ее предыдущую работу в "Тайнах следствия" - мол, не может актриса, снявшаяся в ментовском сериале, играть ведьмообразную Маргариту. Еще и Роман Виктюк заявил, что "не может быть такая Маргарита, которая смотрит на Мастера, а в каждом глазу у нее - рубль, т.к. она высчитывает, сколько получит за съемочный день".
Ну, глазища-то у Маргариты действительно по рублю, но прагматизма я там что-то не узрел... наоборот, порой даже жутковато было от "ведьмацкого" взгляда. И красота Ковальчук угодила в "десяточку", если брать 30-е года. Чем-то веет от тех времен, это точно.
Мастер (Галибин) в своей роли тоже органичен, а то что в некоторых ракурсах до боли напоминает Булгакова - так это скорее плюс. Роман-то во многом автобиографичен!
Басилашвили в роли Воланда вызвал немало критики, свести которую можно к утверждению: слишком пожилой артист, слишком уставший. Уважаемые латунские, а с чего вы взяли, что эта роль предполагает суетливое мельтешение и внешний демонизм?
Басилашвили внушителен, даже несколько тяжеловесен (в особенности - голос), и действительно выглядит несколько уставшим. Но ведь над героем довлеют века и тысячелетия! Что ему судьбы жалких людишек? И Москва 30-х - всего лишь крошечный эпизод в путешествиях Воланда.
В Басилашвили есть несомненная мощь и скрытая сила, которая проявляется в нескольких эпизодах - но именно там, где следует. Хорошая трактовка роли.
Абдулова (Коровьев) тоже упрекают - мол, время этой роли для него ушло. Не скрою, до начала фильма, я тоже опасался - как Абдулов будет выглядеть в одной из главных ролей. Сомнения рассеялись в первой же серии - органичен, и весьма!
Единственный эпизод, когда Абдулов выбился из образа - бал сатаны. Слишком много неуместных подколов в адрес Маргариты (мол, еще не поздно отказаться) - налицо диссонанс. Но уже в следующей серии все вернулось на круги своя. Может на актера подействовало сонмище обнаженных женщин? Зрелище - не для слабонервных мужчин...
Хорош, ай как хорош Азазелло! Я просто наслаждался игрой актера!
Главным предметом критики для большинства стал Кот.
Мол, "плюшевый", несовременный, кукла из провинциального ТЮЗа, так сказать...
Да-а, тут крыть особо нечем. Слабенький котик - если говорить о зрелищности. Но меня больше смутило другое: несоответствие внешнего образа Бегемота его голосу!
Что-то было не так... то ли голос излишне динамичный... м-да.
Замечательны эпизодические роли - Римский, Варенуха, Лиходеев и прочие москвичи, каковых испортил не только "квартирный вопрос", но и прочие прелести советского жития-бытия.
А теперь - в Ершалаим.
Еще до показа фильма, рассматривая выложенные в сети фото, я задавался вопросом: насколько Лавров соответствует роли Пилата?
Оказалось, что безмолвные фотографии не дают полного впечатления. Как раз голос актера стал отражением роли прокуратора, и порой даже лучше, чем зрительный образ.
Превосходно исполнена роль Афрания. Шикарнен Гафт в роли Каиафы.
Безруков - с ролью справился, что бы там не говорили. По крайней мере, не было ощущения фальши или переигранности. А стремиться к совершенству, как известно, можно до бесконечности.
Кто разочаровал, так это Нагиев. Если его в роли Иуды еще хоть как-то выручал грим, борода и исторический реквизит, то Майгель - пусть и в кратком эпизоде - ну, никакой! Или быстро пристрелили?!
По моему субъективному мнению, не дотянул роль и Галкин. Да, выглядел он как пролетарский поэт той поры, но как начнет говорить - фальшь так и прет! Повторюсь - по моему субъективному мнению.
Что еще поразило в фильме (если сравнивать с книгой) - зримое присутствие НКВД. Их много, ох, много - этих чекистов!
В романе Булгакова они-то тоже есть, но легкость фраз и полунамеков - это вам не бравые ребятки под началом Гафта! Персонаж последнего - домысел Бортко, но удачный, как нельзя лучше вписывающийся в ту эпоху.
О бережном отношении к булгаковскому тексту.
Те, кто перечитывал роман не раз, почти "помнят его наизусть".
Бортко следит за соответствием фраз и реплик оригиналу.
И это хорошо.
Да, иногда режет слух отсутствие некоторых диалогов, но, с одной стороны нельзя объять необъятное (тем самым затягивая фильм), а с другой - некоторые фразы для большинства зрителей будут требовать дополнительной расшифровки. Жалко, но сократили...
И последнее.
Возобновились разговоры о фильме "М&М", который в начале 90-х снял Юрий Кара (фильм на экраны так и не вышел - "таинственная" история с пропажей пленки и т.д).
По одному из российских каналов даже показали отрывки из фильма.
Судить по кусочкам - дело неблагодарное, но - по моему субъективному мнению, - фильм слабее того, что увидели мы.
Возможно - не в абсолютном сравнении: подбор актеров там тоже заслуживает всяческого уважения (Гафт, Ульянов, Бурляев, Никоненко и др.). Дело в другом.
Дело в нас сегодняшних, и в восприятии нами стилистики конца 80-х - начала 90-х годов уже прошлого века.
Смутное время, надрыв, потеря веры в незыблемые идеалы, и - завывающий ветер перемен, рвущий в клочья эстетику советской империи...
Все это видно даже по фрагментам фильма Кары, и сейчас воспринимается совсем по-другому.
Впрочем, когда же было и снимать "М&М", если не в те годы?
Если Воланд со свитой и посещал Москву еще раз - то именно тогда.
Смутное время, эпоха перемен.
Страна, так и не дождавшаяся подлинного Мастера...
январь-2006
Свидетельство о публикации №206011000118
Вадим Гарин 28.02.2023 10:59 Заявить о нарушении