Астроном-сказочник

Пьеса для средней и старшей театральной группы.

Действующие лица:
(участников представления должно быть не менее 15 человек)
С к а з о ч н и к.
А с т р о н о м.
Участники сказки «Красная Шапочка»:
К р а с н а я Ш а п о ч к а.
М а т ь Красной Шапочки.
Б а б у ш к а.
В о л к.
Д р о в о с е к и.
Участники сказки «Курочка Ряба»:
К у р о ч к а Р я б а.
Б а б а.
Д е д.
М ы ш к а.
Участники сказки «Золушка»:
З о л у ш к а.
М а ч е х а.
Д о ч ь мачехи.
Королевский г л а ш а т а й.
Ф е я.
П р и н ц.
К о р о л ь.
К о р о л е в а.
Г о с т и бала (на усмотрение постановщика).
Участники сказки «Двенадцать месяцев»:
П а д ч е р и ц а.
М а ч е х а.
Д о ч ь мачехи.
Д в е н а д ц а т ь м е с я ц е в (братья).
Участники сказки «Колобок»:
К о л о б о к.
Б а б а.
Д е д.
З а я ц.
В о л к.
М е д в е д ь.
Л и с а.

Декорации (единые на все пять действий): на авансцене слева — стол и стул Астронома-сказочника, на нём — бумага, перо, чернильница, подзорная труба, глобус; справа: кресло Принца или два кресла для Короля и Королевы; сцена разделена на две части: в левой — жилище (дом, комната) Мамы и Красной Шапочки, Бабушки Красной Шапочки, Деда и Бабы — хозяев курочки Рябы, Мачехи Золушки и Мачехи падчерица: кровать, стол, стул, очаг (для разных картин можно менять детали, чтобы отличить одну сказку от другой), в правой стороне — лес: деревья, пни, кусты; зимний лес можно сделать следующим образом — накрыть всё кусками марли бело-голубого цвета.
Реквизит: перо, бумага, чернильница, подзорная труба, глобус; шапочка для Красной Шапочки, корзинка (в ней будут пирожки, затем фиалки, ягоды, яблоки), чепец, очки; «золотое» яйцо; Колобок на ниточке, когда Баба достала его из печи (нитка необходима для того, чтобы заставить игрушку двигаться до появления Колобка-актёра); кастрюля, «хрустальные» туфельки; вязанка хвороста, посох, букет фиалок, земляника, яблоки.

На авансцене, в левом углу стоит стол, за которым будет работать Астроном. Если есть занавес — он закрыт. Появляется С к а з о ч н и к.

С к а з о ч н и к. На свете живут всякие люди: богатые и бедные, умные и глупые, торговцы и ремесленники. И даже королей много в этом мире, а вот астрономов, тех, кто знает всё про Солнце, Луну и звёзды, — мало. А уж астрономов-сказочников вообще не бывает, потому что астрономы — люди серьёзные, а сказочники — не под стать им — очень весёлые и беззаботные. Они не смотрят на небо, а ходят по земле и собирают народную мудрость, потом слагают из неё сказки и рассказывают их людям. Но жил всё-таки на свете один Астроном, который был очень серьёзным, когда смотрел на небо, и очень весёлым, когда опускался с небес на землю. Знал он о небе и его светилах всё и видел, что люди совершенно ничего не ведают об этом чудесном мире и о жизни, которая там (указывает на небо) существует. И решил этот необычный Астроном написать для людей сказки, в которых рассказывалось бы о небесной жизни. Но как это лучше сделать, он ещё не знал.
 
Появляется А с т р о н о м. Он может задумчиво расхаживать по авансцене,
смотреть в подзорную трубу.

А с т р о н о м (задумчиво). Небо — это тайна тайн. Там столько всего таинственного и непознанного, и кажется порой, что всё сложно и непреодолимо, что познать эти тайны невозможно. Как же открыть их? Как сложное превратить в простое, чтобы людям не только было понятно, но и интересно? (Поднимает голову и смотрит вверх.) Посмотрите на небо, и вы увидите солнце. Кто не знает, что такое солнце? Наверное, нет на свете такого человека! Солнце — это дневное светило и появляется оно только после ночи. Все, даже дети, знают, что солнце движется по небосводу с востока на запад. А что, если сочинить об этом сказку? Пусть дневное светило будет маленькой девочкой, потому, что утреннее солнце действительно похоже ещё на ребёнка. А чтобы эта маленькая девочка была похожа на солнце, нужно… (задумывается) надеть на неё красную шапочку! И сделает это её мама, которая очень любит свою дочь. Мама Красной Шапочки будет в нашей сказке вся природа, та, что нас окружает. В народе ведь так и говорят — мать-природа. А теперь я сяду и запишу эту сказку, которая будет называться «Красная Шапочка». (Садится за стол. Берёт лист бумаги, обмакивает перо в чернила и пишет.)

Действие первое

Декорации к сказке «Красная Шапочка».
На сцене появляются М а т ь и К р а с н а я Ш а п о ч к а.

М а т ь. Доченька, к твоему дню рождения я сшила тебе вот эту красную шапочку. (Держит в руках красную шапочку.) Думаю, что она тебе очень подойдёт. (Надевает на дочь шапочку.) Ты в ней самая красивая, солнышко моё красное, моя Красная Шапочка!
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Спасибо. Ты тоже самая-самая, моя милая мамочка. Ты — весь мир, ты — весь мир!
А с т р о н о м (из своего угла). Думаю, что это будет понятно всем: мать-природа наделила дневное светило красивым ярким светом, чтобы оно хорошо выделялось на голубом небосводе. (Задумался.) А знают ли люди, почему солнце имеет такой цвет? (Обрадовался своей догадке.) Ну конечно же, знают! Ведь они не раз видели огонь, а солнце тоже состоит из огня, иначе оно не было бы таким жарким! Люди очень догадливые, только они мало ведают, а если бы они к своей смекалке имели ещё и большие знания, то все были бы учёными. Попробую-ка я открыть перед ними небесные законы через простые сказки. (Таинственно.) И в нашей сказке было следующее… (Начинает писать.) «Мама надела на свою дочку красную шапочку, дала ей корзину с пирожками и…»
М а т ь. Вот тебе, моё солнышко, корзинка с пирожками, снеси-ка её Бабушке.

Красная Шапочка взяла корзинку и пошла к Бабушке через лес. Мать ушла в дом.

А с т р о н о м (из своего угла). Бабушка — это уже старое, заходящее солнце. Догадаются люди об этом? Наверное, догадаются, не такие уж они глупые, чтобы не понять, что если маленькая девочка — это утреннее солнце, то старая женщина, то есть Бабушка, — это заходящее солнце. Итак, Красная Шапочка отправилась к Бабушке. Путь девочки от своего дома к дому Бабушки — это ежедневное путешествие дневного светила по небу. А что означает корзинка с пирожками, которую Красная Шапочка несла своей Бабушке? Корзинка с пирожками — это благо, которую несёт солнце каждый день. Хлеб — это великое добро, а уж сдобный пирожок — и вовсе благодать. Я думаю, что даже дети поймут это. Мне хочется, чтобы эти простые истины были понятны всем людям: лавочникам и трактирщикам, домохозяйкам и дровосекам, поварам, садовникам и королям. (Рассуждает сам с собой.) Как же написать о том, что вечером дневное светило исчезает с небосвода и не появляется до самого утра? А сделаю я вот что! Ночь я изображу Волком.

Красная Шапочка идёт по лесу, появляется В о л к.

В о л к (обращаясь к Красной Шапочке). Здравствуй, девица красная.
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Здравствуй, Серый Волк.
В о л к. Тебя как зовут?
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Мама и все в округе называют меня Красная Шапочка, солнышко земное.
В о л к. Значит, Красная Шапочка, солнышко земное. Понятно… А я — Волк. (Тихо, сам себе.) Как хочется полакомиться мне такой добычей вкусной добычей. (Красной Шапочке.) А куда ты идёшь?
К р а с н а я Ш а п о ч к а. К Бабушке и несу ей горячие пирожки.
В о л к. А где живёт твоя Бабушка?
К р а с н а я Ш а п о ч к а. За лесом.
В о л к. А ты не хотела бы со мной прогуляться?
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Простите, Серый Волк, но я очень спешу.
В о л к. Ладно, у тебя — своя дорога, у меня — своя. Ты иди этой тропкой, а я той побегу.

Волк убегает, Красная Шапочка идёт своей дорогой по лесу, собирает цветы, поёт. Делая круг, Волк оказывается возле домика Бабушки. Красная Шапочка в это время может уйти за кулисы. Комната Бабушки. Появляется Б а б у ш к а, ложится в постель. Волк стучит в дверь.

Б а б у ш к а. Кто там?
В о л к (тоненьким голосом). Это я — твоя внучка, Красная Шапочка.
Б а б у ш к а. Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется.

Входит В о л к. Подходит к Бабушке.

Здравствуй, внученька, солнышко ясное.
В о л к. Здравствуй, Бабушка. Мне кажется, что ты задержалась на этом свете.
Б а б у ш к а. Ну что ты, внученька, сейчас только обед, а моё время приходит с наступлением сумерек.
В о л к. Так это мы сейчас устроим. (Опускает полог кровати, напевает колыбельную.)
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю,
А то серенький волчок
Тебя схватит за бочок.

 Полог поднимается.

В о л к (в Бабушкином чепце и очках лежит на кровати). Теперь можно и Красную Шапочку подождать. (Задремал.)

Стук в дверь.

Ой, это же, наверное, Красная Шапочка! Я заснул и совершенно обо всём забыл! Я же теперь не Волк, злой и коварный зверь, тьма и ужас, а Бабушка, доброта и нежность, свет и любовь! А зачем это я переоделся? Совсем забыл. А-а… вспомнил! Чтобы Красная Шапочка ничего не заподозрила и не убежала. Это юное солнышко очень шустрое. Но не бывает так, чтобы солнце с наступлением сумерек возвращалось в небеса. А потому я претворюсь Бабушкой, а там…

Стук в дверь.

(Тоненьким голосом.) Кто там?
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Это я, твоя внучка, Красная Шапочка.
В о л к. Дёрни за верёвочку, дитя моё, дверь и откроется.

Входит К р а с н а я Ш а п о ч к а.

К р а с н а я Ш а п о ч к а (садится на кровать рядом с Волком). Здравствуй, Бабушка.
В о л к. Здравствуй, внученька.
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Я пирожки принесла, может, чаю попьём.
В о л к. Больна я совсем, не встаю.
К р а с н а я Ш а п о ч к а. То-то я гляжу, ты на себя не похожа.
В о л к. Нет, внученька, похожа. Всё у меня, как у твоей бабушки: и чепец, и очки.
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Бабушка, а почему у тебя такие большие уши?
В о л к. Большие, чтобы слышать хорошо. Слаба я нынче на уши стала.
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?
В о л к. А это чтобы тебя лучше видеть. Зрение у меня очень упало.
К р а с н а я Ш а п о ч к а. Бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?
В о л к. А это чудо свершилось: теперь не только мягкие пирожки могу жевать, но и твёрдые косточки!

Полог кровати падает.

А с т р о н о м. Так существует в природе — солнце вечером проглатывает тьма, поэтому в нашей сказке Волк проглотил Бабушку и внучку. А может, сделать как-нибудь иначе? Я ведь и сам боюсь кошмаров и ужасов и очень хочу, чтобы в сказках не было ничего страшного. (Грустно.) Но иначе в природе не бывает — тьма скрывает дневное светило, и от этого никуда не деться. Значит, и в сказке должно быть всё по правде, по-настоящему. (Радостно.) А если по правде, то утром солнце, как обычно, появится вновь. Но чтобы это случилось в сказке, кто-то должен освободить и Бабушку, и внучку, которых проглотил Волк. Кто же может победить зверя? Конечно же, Дровосеки! Волк спит и ничего не подозревает.

Волк сильно храпит; в лесу появляются д р о в о с е к и.

Д р о в о с е к и. Мы — дровосеки и появляемся всегда вовремя. Здесь, кажется, произошло что-то неладное. Сейчас разберёмся.

Заходят в дом и нападают на Волка. Полог опускается, когда поднимается — появляются К р а с н а я Ш а п о ч к а, Б а б у ш к а и д р о в о с е к и.

А с т р о н о м. Дровосеки разрубили Волку брюхо. Брюхо волка — это тьма, а распоротое брюхо — это рассвет. Красная Шапочка и бабушка вышли из тьмы живыми и невредимыми. Девочка вернулась домой, к Маме, чтобы утром снова пойти к Бабушке, которую нужно навещать каждый день. (Довольный самим собой.) По-моему, сказка получилась очень хорошая и, главное, понятная. В ней так просто описан дневной путь Солнца. Я не сказочник, я — Астроном, но мне так понравилось писать о небе сказки, что, пожалуй, я напишу ещё одну сказочную историю.

Действие второе

Декорации к сказке «Колобок».

С к а з о ч н и к. Астроном остался доволен собой. Ему так понравилось быть в роли Сказочника, что он решил сочинить ещё одну сказку. Целую ночь учёный смотрел на звёздное небо, где творились чудеса, а утром он написал новую сказку, очень смешную и весёлую. Хотя конец у неё тоже был немного печальный, но, так как всё повторяется вновь, то огорчаться было просто глупо. А история получилась вот какой:
А с т р о н о м (пишет). «Испекла баба румяный колобок». Теперь мне кажется, что люди сами уже смогут разбираться, кто и в каком образе выступает в сказке. Древняя природа — старая баба, а румяный да горячий Колобок — это, конечно же, Солнце. Ну что же здесь непонятного? Люди умны, и они не могут не понять таких истин.

Появляются Д е д и Б а б а.

Д е д. Испекла бы ты, Бабка, пирожок.
Б а б к а. Муки ни грамма в доме нету.
Д е д. По амбарам помети, по сусекам поскреби, может, и наскребёшь чего.
Б а б к а. По амбарам помела, по сусекам поскребла, замесила, но получился только колобок. Сейчас в печи испечётся, подрумянится.
Д е д. Скорей бы.
Б а б к а. Вот и готов наш колобок. Положу-ка я его на стол, пусть остынет.
А с т р о н о м. Итак, испекла Баба колобок. Положила его на стол, чтобы остудить, а он возьми и спрыгни.

Баба кладёт колобок на стол. Дед и Баба уходят. (Колобок дёргают за ниточку, он падает со стола и катится за кулисы, оттуда выходит Колобок-актёр и переходит на ту половину сцены, где изображен лес.)

Спрыгнул и покатился. Солнышко землю освещает, всему на свете помогает. Катится колобок, катится, а навстречу ему Заяц.

Появляется З а я ц.

(Задумался.) Знают ли люди, что на небе есть созвездие, которое называется Заяц? Наверное, нет, потому что они очень невнимательно смотрят на небо и, скорее всего, даже не знают, что такое созвездие? А созвездие — это рисунок из звёзд на небе. Так придумали древние, и нам приходится только пользоваться их изобретением. Созвездий очень много, имена у них разные и местонахождение на небе своё собственное. А наш Заяц находится рядом с созвездием охотника, которому древние дали удивительное имя Орион.

Можно сделать карты созвездий, чтобы зрителям было удобнее воспринимать то, о чём говорит Астроном.

У Ориона красивый пояс из трёх звёзд, лук и дубинка. Только он не убивает животных, и даже Заяц, ничего не опасаясь, следует всегда у его ног. Но вернёмся к сказке. Увидел Заяц Колобка и понял, что как только Колобок, то есть Солнце, появится на небе, он, небесный Заяц, сразу же исчезнет. И решил Заяц одолеть Колобка, то есть съесть.

Колобок встречается в лесу Зайцем.

З а я ц. Колобок, Колобок, я тебя съем.
К о л о б о к. Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою.
Я Колобок, Колобок,
Я от Бабушки ушёл,
Я от Дедушки ушёл,
От тебя, Косой, и подавно уйду. (Колобок уходит от Зайца).
З а я ц. Не удался мой план, но ничего, не стоит огорчаться по этому поводу. (Убегает.)
А с т р о н о м. Конечно же, гуляя по небу, созвездие Зайца ничем не угрожает дневному светилу. И катится Солнце дальше по летнему небу, пока на пути его не встретится ещё одно созвездие. Но всё по порядку — в жизни не так, как в сказке, всё по-другому, и нам пора возвращаться к сказочной истории. Катится-катится Колобок, а навстречу ему Волк.

Появляется В о л к.

Созвездие Волка тоже есть на небе, оно находится возле созвездия Центавра, или Кентавр, — это мифический герой, получеловек-полуконь. Древние считали, что он когда-то обитал на земле, и поэтому поместили его на небо, чтобы не забывать об этом. Так вот, созвездие Волка тоже встречает Солнце. Увидел Волк Колобка, и захотелось ему съесть его.

Колобок встречается с Волком.

В о л к. Колобок, Колобок, я тебя съем.
К о л о б о к. Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою.
В о л к. Ну, спой, спой.
К о л о б о к.
Я, Колобок, Колобок,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
А от тебя, Серый, и подавно уйду. (Уходит от Волка.)
В о л к. Странный какой-то этот Колобок, ну ладно, надо признать, что обхитрил он меня. Что ж, поищу кого-нибудь другого. (Уходит.)
А с т р о н о м. Не угрожает дневному светилу и созвездие Волка. Весело пробегает Солнце, славный Колобок, мимо этого созвездия, катится по небу, а навстречу ему Медведь.

Появляется М е д в е д ь.

А медведей целых два: Большая Медведица и Малая Медведица. Бродят эти Медведицы высоко, почти у самой крайней точки северного неба. Оба созвездия напоминают собой ковш, которым черпают воду. Но в Большой Медведице больше звёзд, чем в Малой, зато Малая Медведица указывает своим хвостом на самую северную звезду, которую древние называли Полярис, а мы зовём просто — Полярная звезда. Но и эти созвездия ничего не могут изменить в путешествии дневного светила по небу. А значит, в сказке можно написать так.

Колобок встречается с Медведем.

М е д в е д ь. Колобок, Колобок, я тебя съем.
К о л о б о к. Не ешь меня, Медведь, я тебе песенку спою.
Я, Колобок, Колобок,
Я от Бабушки ушёл,
Я от Дедушки ушёл,
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл,
От тебя, Косолапый, и подавно уйду. (Уходит.)
М е д в е д ь. Не удалось мне Колобка съесть, шустрый он очень, ну ничего, я себе что-нибудь другое отыщу. (Уходит.)
А с т р о н о м. И покатился Колобок дальше. Катится-катится, навстречу ему Лиса. Созвездие Лисы находится под созвездием Лебедя. Словно хитрая Лиса устремилась за улетающим лебедем и пытается схватить его за хвост. Но красивая птица поднимается всё выше и выше, пролетая над небесной рекой, которую называют Млечный Путь. Светлый рукав, растянувшийся через весь небосвод, напоминает реку, какие бывают на земле. Вот в этой реке и застряла Лиса.

Появляется Л и с а.

Увидела Лиса Колобка и заговорила сладким голосом.

Колобок встречается с Лисой.

Л и с а. Колобок, Колобок, слышала, что ты хорошо поёшь. Знаю, что пел ты и Зайцу, и Волку, и даже Медведю. Вот только для меня ты ещё не пел, а я так люблю песни, особенно в исполнении таких певцов, как ты. Спой и для меня.
К о л о б о к. А чего ж не спеть, спою.
Я, Колобок, Колобок,
Я от бабушки ушёл,
Я от дедушки ушёл,
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл,
От Медведя ушёл,
А от тебя, Лиса, и подавно уйду.
Л и с а. А давай петь вместе.
К о л о б о к. А разве мою песню можно петь хором?
Л и с а. Хором не только петь легче, но и работать.
К о л о б о к. Ну, если можно, тогда давай петь.
Л и с а. Запевай, а я тебе в нужный момент подпою.
К о л о б о к. Я, Колобок, Колобок,
Я от Бабушки ушёл,
Я от Дедушки ушёл,
Я от Зайца ушёл,
Я от Волка ушёл,
От Медведя ушёл,
А от тебя, Лиса, и подавно уйду.
Л и с а. Что-то я туга на ухо стала, совсем плохо слышу, сядь со мной рядом и спой ещё раз.
К о л о б о к (подсаживается поближе к Лисе, поёт). Я Колобок, Колобок…

Свет гаснет. Сумерки. Ни Лиса, ни Колобок больше не появляются.

А с т р о н о м. Больше он спеть ничего не успел, потому что хитрая Лиса съела Колобка. Так закончилось триумфальное шествие дневного светила по небу. После июньского солнцестояния — 22 июня дни становятся короче, потому что солнце с каждым днём появляется на небосводе всё ниже и ниже. В этот день оно пересекает на небе созвездие Лисы, которое находится на Млечном Пути. Лиса как бы съедает солнце, укорачивая его пребывание на небе. Но не грустите, если в сказке кто-то погибает, и поверьте мне на слово, что никто навсегда не исчезает. И солнышко вновь появится на небе. (Берёт глобус, рассматривает его.) Это глобус, я его смастерил сам. Он немного наклонён, но не думайте, что я ошибся в расчетах. Он выглядит так потому, что Земной шар тоже немного наклонён. Кроме того, Земля вращается вокруг Солнца! А поскольку земной шар вращается под наклоном, летом солнца много, а зимой, конечно же, мало. Происходит это по той причине, что летом дневное светило поднимается высоко над горизонтом — дни становятся длиннее и теплее. Зимой солнце путешествует низко над землёй — дни укорачиваются, а ночи, наоборот, удлиняются, и становится холодно. (Задумался.) Как об этом рассказать людям? Напишу-ка новую сказку про золотое яичко. Солнце сделаю теперь золотым яичком, а снесёт его курочка. Теперь курочка будет обозначать природу, рождающую всё. (Взял новый лист бумаги, обмакнул перо в чернила и пишет.) «Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое». Итак, природа породила солнце.

Действие третье

Декорации к сказке «Курочка Ряба».
Появляется к у р о ч к а Р я б а. Она садится в гнездо. Кудахчет.

К у р о ч к а Р я б а. Удивлю я всех, снесу золотое яичко на славу. Будет оно, как солнце, гореть и сиять, всех радовать.

Входят Д е д и Б а б а. Берут из гнезда золотое яичко.

Д е д (разглядывают). Что за чудо-чудное, что за диво-дивное. Я такого отродясь ещё не видел.
Б а б а (рассматривает яичко). Яичко-то не простое, а золотое.
А с т р о н о м. Обрадовались Дед да Баба. Но кого они обозначают в этой сказке? Старик и старуха — это род человеческий. А род человеческий очень древний, ему миллионы лет, поэтому и должен он быть в образе старых людей. (Пишет дальше.) «Взял дед яичко и стал бить.

Дед бьёт яичко.

Бил-бил — не разбил. Взяла Баба яичко.

Баба бьёт яичко.

Била, била — не разбила». По сказке Дед и Баба хотят разбить яйцо. Будет ли понятно читателям, что Солнце побуждает людей к труду? Что же тут непонятного?! С ранней весны и до поздней осени трудятся они на земле, чтобы добыть себе пропитание. Если люди не ленивы и действительно трудятся с утра до ночи, то они поймут смысл этих слов. (Пишет.) «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Вбегает М ы ш к а, крутится вокруг яйца, толкает его, яйцо падает и разбивается.

Весеннее солнышко катится по небосводу, как золотое яичко, день ото дня набирая силу и поднимаясь на небе всё выше и выше. Летом оно более щедро дарит людям золото своего волшебного света. Люди рады солнцу и, как муравьи, копошатся на земле, взращивая хлеб и плоды. И вот наступает день, когда солнце меняется: оно все ниже и ниже клонится к земле становится всё слабее и слабее. Приходит время, когда дневное светило так низко стоит над землёй, что даже мышка может задеть его своим хвостиком. А происходит это в день зимнего солнцестояния, который приходится на конец декабря. Кажется, будто с солнцем случается что-то неладное. Солнце умирает, как разбивается яйцо в сказке, извещая о конце царствования на небе и уходе в мир иной. Зимой солнце мертво, оно светит, но не греет. Тусклое светило, словно тень, ходит по небу, не принося пользы. (Пишет.) «Дед плачет, баба плачет».

Дед и Баба плачут.

Конечно же, люди печалятся в это время. Грядёт зима, скупая да морозная, и нужно ещё прожить до весны, да так, чтобы и на пропитание хватило, и на посадку осталось. Но природа-мать не может не утешить своих детей, род человеческий, и говорит она им: «Не плачьте, всё пройдёт, и снова народится молодое солнце, вырастет и станет сильным, и вы снова выйдете на поля и будете биться над урожаем». Нет, в сказке должно быть по-другому: «Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет.
К у р о ч к а Р я б а. Не плачь, Дед, не плачь, Баба, снесу я вам ещё яичко.
А с т р о н о м. Поверили Дед и Баба и успокоились.

Дед, Баба и курочка Ряба уходят.

В жизни люди не плачут, но суровые холода делают их мрачными. Только это продлится недолго. После весеннего равноденствия, а это будет 22 марта, дни станут заметно удлиняться и мир будет как бы «прогреваться», готовясь к переменам. Курочка-природа снесёт новое яичко-солнце, и всё начнётся сначала. (Рассуждая сам с собой.) Маленькой получилась эта сказка, она даже больше похожа на притчу, но это меня ничуть не удручает, я доволен тем, что так коротко и просто рассказал о таких сложных астрономических событиях.
С к а з о ч н и к. Желание писать истории о небе было настолько велико, что звездочёт уже не мыслил себе и дня без сказки. Ночью он, как обычно, смотрел на небосвод и изучал его, а днём усаживался за стол, и выходили из-под простого гусиного пера удивительные сказочные повести. И родилась однажды сказка о девочке, которую не любила мачеха и заставляла выполнять всю чёрную работу, но потом произошло чудо, и эта девочка стала настоящей принцессой. Но всё по порядку.

Действие четвёртое

Декорации к сказке «Золушка».

А с т р о н о м (пишет в своём углу). «Жила на свете девочка, славная да пригожая, послушная да работящая, но жила она у Мачехи, так как не было у неё родной матери. А Мачеха не любила её и заставляла делать всю грязную и тяжёлую работу».

Появляются М а ч е х а и З о л у ш к а.

М а ч е х а. Поздно ты встаёшь, ленивица.
З о л у ш к а. Темно ещё.
М а ч е х а. Тебе всегда темно. Приберись, кастрюли начисть, обед приготовь, зерно перебери.
З о л у ш к а. Хорошо, матушка.
М а ч е х а. И не перечь мне.
А с т р о н о м (встаёт из-за стола, рассуждает). Девочка — это зимнее солнце, а мачеха — это сама лютая зима. Зимой солнышку не пробиться сквозь чёрные тучи — злость мачехи. И как солнышко ни старается, не может оно показаться во всей своей красе и силе. А мачеха лютует и дает падчерице то одну работу, то другую, причем каждую следующую сложнее предыдущей. Но ничто не пугает бедную девочку, терпению её нет предела, а старанию нет конца. Сделает она что-то, и будто засияет всё вокруг, но нахмурится Мачеха и затмит сияние. Так и живут они: одна со свету сживает, другая всячески выжить пытается, да ещё и угодить злой Мачехе. Но так продолжается не бесконечно. Наступает день, когда всё в жизни меняется.

Появляется королевский Г л а ш а т а й.

Г л а ш а т а й. Внимание! Внимание! Королевский приказ. Все подданные короля приглашаются на бал, на котором может состояться помолвка Принца с выбранной им невестой. (Уходит.)
М а ч е х а. Какое счастье, теперь я смогу выдать своих дочерей замуж. Принц не сможет не заметить моих крошек.
З о л у ш к а. Матушка, смогу ли я попасть на королевский бал?
М а ч е х а. Нечего тебе там делать, замарашка. Там таким, как ты, не место. Занимайся работой, это для тебя и лучше, и полезнее. Перебери горох и чечевицу, вымой окна и двери. Работай-работай, а мы пойдём собираться на бал. (Уходит.)
З о л у ш к а (плачет). Мне так хочется побывать на королевском балу. Но этому никогда-никогда не сбыться.

Появляется Ф е я.

А с т р о н о м. Фея в этой сказке есть сама природа, которая не позволит, чтобы кто-то вмешивался в её законы и пытался их изменить. Никакое зло не сможет победить закон добра. Так было всегда и всегда будет. Ничто не сможет приостановить смену времён года.
Ф е я. О чём ты плачешь, добрая девочка?
З о л у ш к а. В нашем королевстве объявлен бал, крёстная, и приглашают на этот праздник всех желающих. Я бы очень хотела попасть во дворец, но моя матушка дала так много работы, что мне не управиться с ней.
Ф е я. Пусть это не печалит тебя, моя дорогая крестница, горох и чечевицу переберут за тебя птицы, которых я пришлю.
А с т р о н о м (из своего угла). Птицы всегда являлись провозвестниками весны. Они выполняли нелёгкую работу — приближали весну, поэтому птицы и переберут мешки с зерном, это значит приготовят его для посева.
З о л у ш к а. Но это ещё не всё, мне нужно вымыть все окна и двери.
Ф е я. И это не беда. Открой все окна и двери, и дождь, который я пришлю, вымоет их.
А с т р о н о м. Весенний дождь не только омывает землю, он всё обновляет. Он тоже выполняет трудную работу. Превращаясь из снежинок в тёплые капли, дождь размывает снег, обмывает деревья, он очищает всё, делая светлым и праздничным.
З о л у ш к а. Даже если вся работа будет сделана, я всё равно не смогу попасть во дворец.
Ф е я. Что смущает тебя теперь?
З о л у ш к а. У меня нет праздничного платья, а без него во дворец не пустят.
Ф е я. Не горюй, королевское платье я сделаю для тебя сама. (Прикрывает собой Золушку.)
А с т р о н о м. Фея взмахнула волшебной палочкой, и грязное, старое, рваное одеяние девушки превратилось в золотой наряд, да такой красивый, каких просто не бывает на свете.

Фея отходит от Золушки, и она предстаёт в бальном платье.

З о л у ш к а. Спасибо тебе, моя дорогая крёстная, я так благодарна тебе, что у меня нет слов, чтобы выразить свою признательность.
Ф е я. Это ещё не всё, моё дорогое дитя, чтобы доехать до дворца, тебе нужна карета.
А с т р о н о м. И в это же мгновение появилась карета, запряжённая шестёркой лошадей. Конечно же, шестёркой! Ведь солнцу быть на балу ровно шесть месяцев. Через полгода оно снова станет тусклым зимним светилом, а значит, и девушка из Принцессы превратится в замарашку, какой была, вернётся в дом своей мачехи-зимы и снова будет выполнять чёрную работу, а злая мачеха снова будет хмуриться и ругать её. Но пока до этого далеко, впереди — королевский бал, на котором обязательно должна побывать Золушка.
З о л у ш к а. Если всё есть, тогда я могу ехать, моя дорогая крёстная?
Ф е я. Ты не можешь появиться во дворце в старых башмаках.
З о л у ш к а. Но у меня нет новых. (Опечаленно.) Мне казалось, что счастье так близко, а из-за каких-то башмаков оно может раствориться, как сон.
Ф е я. Не огорчайся, милое дитя, я подарю тебе хрустальные башмачки. Лёд я превращу в горный хрусталь, и твои туфельки никогда не исчезнут. Что бы ни случилось, именно они будут указывать дорогу к тебе. (Протягивает Золушке две хрустальные туфельки.)
З о л у ш к а. Спасибо тебе, моя милая крёстная, ты — настоящая волшебница!
А с т р о н о м. Хрустальные башмачки — это зимний лед. А принадлежать они могут только Золушке, потому что она олицетворяет солнце, пусть зимнее, но всё же солнце.
Ф е я. Мне не хотелось огорчать тебя в этот день, но через шесть часов, когда на башне пробьет полночь, твой наряд исчезнет, и ты снова станешь прежней. Чтобы тебя никто не увидел замарашкой, вернись домой до положенного часа.
З о л у ш к а. Хорошо, крёстная, я выполню всё, что ты сказала.
Ф е я. Удачи тебе, моя добрая девочка.

Фея и Золушка уходят.

А с т р о н о м. Будет ли понятно, почему Золушке было отведено только шесть часов на королевском балу? Кому непонятно, я объясню. Полгода длится зима, полгода — лето, в зиму входит осень, а в лето — весна. Шесть часов на балу — это шесть месяцев царствования солнца летом, поэтому Золушке и было отведено это время. Лето — это королевский бал.

Занавес закрывается. Действие перемещается на авансцену. Королевский бал. Танцуют гости. Появляется З о л у ш к а в образе неизвестной принцессы.
Все могут перешёптываться, спрашивая друг друга: «Кто это?»


А бал только начинался. Когда Золушка вошла в зал, всё вокруг преобразилось, засияло новым светом, засверкало новыми красками. Музыка стала весёлой и удивительно красивой, а танцующие пары закружились в вихре прекраснейшего танца. Появление принцессы, которую никто не знал, — это и есть приход весны, каждый раз новой и чарующей, способной разбудить даже унылые сердца. Печальный мир, уставший от зимы, будет в этой сказке Принцем, которого пробудит, как от тяжёлого сна, новая гостья. (Оживлённо.) И тут скучающий Принц увидел гостью в золотом наряде. Он почувствовал, что и сердце у неё тоже золотое, и тут же влюбился в прекрасную принцессу. Юноша пригласил красавицу на танец и протанцевал с ней весь вечер.

К Золушке подходит П р и н ц, он танцует с ней. Может представить её своим родителям, королю и королеве. Может быть объявлена помолвка.

Шесть часов пролетели, как одна минута. И вдруг раздался первый удар часов, извещавший о наступлении полночи.

Бьют часы. З о л у ш к а убегает, теряя свой хрустальную туфельку. За ней бежит Принц. Он поднимает туфельку.

Бал лета закончился. Незаметно пролетели полгода летнего тепла. Золушка опомнилась и бросилась бежать. Принц устремился за ней, но она будто исчезла, он только увидел вдалеке бредущую по дороге бедно одетую женщину. Её плечи были понуро опущены, она совершенно не была похожа на золотую красавицу, да к тому же прихрамывала. Принц вернулся во дворец. На ступенях дворца он нашёл хрустальную туфельку и понял, что она поможет ему отыскать принцессу, которая возродила его к жизни.

Бал заканчивается. Все расходятся.

Какую нелёгкую участь я напророчил бедной девушке, но не в моих силах дать ей другую судьбу и изменить закон небес. Всем известно, что одно время года сменяет другое, и как не бывает вечной зимы, так и не бывает вечного лета, на смену одной поре непременно приходит другая. Поэтому всё должно идти своим чередом. Полгода искал принц прекрасную принцессу, полгода Золушка жила в доме своей Мачехи и работала на неё. Но всему плохому когда-то приходит конец.

Дом Мачехи. Золушка снова работает. Появляется королевский Г л а ш а т а й.

Г л а ш а т а й. Внимание! Внимание! Приказ короля! Та, кому подойдёт хрустальная туфелька, та и станет женой Принца!

Мачеха выводит своих дочерей.

М а ч е х а. Одной из моих крошек этот башмачок обязательно подойдёт.

Появляется С л у г а (или Глашатай) с туфелькой и П р и н ц. Слуга примеряет туфельку дочерям Мачехи, но она оказывается мала.

П р и н ц. Нет ли у вас ещё дочерей?
М а ч е х а. Нет, ваше высочество.
П р и н ц (замечает Золушку). А это кто?
М а ч е х а. Служанка, ваше высочество. Вы же не собираетесь жениться на служанке.

Появляется Ф е я.

Ф е я. Нет, это не служанка, это та, кто заслуживает быть настоящей принцессой. Предложите примерить эту туфельку и ей, ваше высочество.
П р и н ц (Слуге). Примерьте.

Слуга примеряет. Туфелька подходит. Золушка достаёт из кармана фартука вторую туфельку, надевает. Фея закрывает её собой, взмахивает волшебной палочкой, Золушка оборачивается принцессой.

А с т р о н о м. Фея появляется всегда вовремя. Она коснулась рукой девушки, и замарашка преобразилась. Золушка стала точь-в-точь похожей на таинственную незнакомку, которую встретил Принц на балу полгода назад.

Все уходят.

Принц женился на красавице. Он стал королём, а она — королевой. В их жизни случалось всякое: то нападут воинствующие соседи и королю приходилось уходить на войну, которая длилась до полугода, то приходила ещё какая-нибудь беда, но плохие события всегда сменялись хорошими, и в королевстве снова воцарялось счастье. Снова правило лето, которое сменяло зиму. Этот круговорот никому не изменить. Так было и всегда будет.

Появляется С к а з о ч н и к.

С к а з о ч н и к. И тут Астроному пришла на ум ещё одна история. Она быстро пронеслась в голове и показалась ему умной и полезной. Но он спросил себя…
А с т р о н о м. Не много ли сказок я написал об одном и том же? А как узнать об этом? Очень просто: распространить мои сказки по всему миру, рассыпать их, как бусины, по всему свету. Один народ встретит одну историю и запомнит, другой — другую. А так как разных народов на земле немало, то лучше написать сказок как можно больше, чтобы на каждый народ досталось хоть по одной сказочной истории.
С к а з о ч н и к. Рассудив так, Астроном приступил к написанию новой сказки. (Уходит.)

Действие пятое

Декорации к сказке «Двенадцать месяцев».

А с т р о н о м. Девочку-сироту приютила в своём доме одна вдова, но не из добрых чувств она сделала это, а из желания иметь в доме прислугу. Эта недобрая женщина заставляла падчерицу выполнять всю самую тяжёлую работу, которую родной дочери не поручила бы. Но кроткий нрав девочки-сиротки помогал ей преодолеть все трудности. Дочь вдовы ненавидела свою сводную сестру, за то, что та была очень красивая и пригожая и с каждым днём становилась ещё лучше и краше. Что может быть краше солнца? Нет ничего, а падчерица и была солнцем.

Дом Мачехи. М а ч е х а и её Д о ч ь отдыхают.
(Могут сидеть и лузгать семечки.)

И решили мать и дочь сжить сироту со света. Они морили её голодом, не позволяли ей спать, давали одну работу труднее другой. Но ничего не помогало: сирота расцветала и превращалась в красавицу. Тогда придумали мать и дочь такое, что наверняка погубило бы бедную девушку. На дворе стояла зима, и был лютый мороз. Сирота только вернулась из лесу с дровами.

Входит П а д ч е р и ц а с вязанкой хвороста.

М а ч е х а. Ты всё-таки пришла?
П а д ч е р и ц а. Я хворост принесла.
Д о ч ь. А теперь сходи в лес и принеси фиалок!

Выталкивают Падчерицу. Декорация летнего леса сменяется на декорацию зимнего леса.

А с т р о н о м (пишет в своём углу). Не успела сирота даже слова сказать, как её вытолкнули из дома. Ходила-ходила она по лесу, но никаких фиалок там не было, да и не могло быть. Домой без цветов возвращаться было нельзя, и тогда девушка решила остаться в лесу. Наступил вечер. В лесу становилось темно и страшно… Но вдруг в чаще леса увидела огонёк и пошла к нему.

Появляются д в е н а д ц а т ь м е с я ц е в.

А с т р о н о м. На лесной поляне увидела она костёр, а вокруг него странных людей: три седовласых старца сидели рядом с тремя зрелыми мужами, рядом с теми сидели трое молодых людей, а за ними — три юнца. Удивились сидящие у костра гостье и спросили её:
Я н в а р ь. Что тебя заставило в такую погоду пойти в лес?
П а д ч е р и ц а. Матушка и сестрица послали меня в лес за фиалками.
М а р т. Да какие ж фиалки могут быть в январе?
П а д ч е р и ц а. Я это знаю, но без них не могу возвратиться домой.
М а р т. Негоже меняться местами январю с мартом, но фиалок зимой не бывает. Отступи от закона, брат, сотвори чудо.
Я н в а р ь (передаёт свой посох Марту). Взмахни, Март, посохом над костром, огонь ярко вспыхнет, снег начнёт таять, и появятся на проталинах нежные фиалки.

Март взмахнул посохом. Падчерица собирает фиалки.

П а д ч е р и ц а. Спасибо вам, таинственные хозяева леса, теперь мне можно вернуться домой.

Двенадцать месяцев остаются в углу сцены (чтобы не отяжелять действие их приходом и уходом), у костра. Падчерица делает круг и оказывается в доме Мачехи.

М а ч е х а. Вернулась всё-таки и не замерзла.
П а д ч е р и ц а (еле шевеля губами от холода). Не замёрзла.
Д о ч ь. А фиалки где?
П а д ч е р и ц а (протягивая сестре цветы). Вот.
Д о ч ь (выхватив цветы). Если ты фиалки нашла, то землянику тем более отыщешь. Ступай и принеси земляники! Да чтоб вся спелая была!

Мачеха и ее Дочь вытолкнули Падчерицу за дверь. Мачеха даёт ей в руки корзинку. Зимний лес. Падчерица ходит по лесу.

А с т р о н о м (из своего угла). Долго бродила девушка по лесу. Зло кружила вьюга. Ничего не было видно, и уж, конечно же, не было в лесу никакой земляники. Но вдруг вдали заблестел огонёк. Девушка направилась к нему, а когда подошла поближе, то увидела своих старых знакомых — братьев-месяцев. Каждый сидел на своём месте, словно в этом и заключался порядок всего на свете.

Падчерица подходит к братьям-месяцам.

Я н в а р ь. Почему же ты снова оказалась в лесу? Разве не рады были твои родственники цветам?
П а д ч е р и ц а. Не знаю. А послали меня теперь за земляникой.
Я н в а р ь. Неразумные у тебя родственники. Разве не знают они, что в январе земляники не бывает?

Падчерица молчит.

Вижу, что им не земляника нужна, а тебя они со света сжить хотят, иначе бы в такой лютый холод в лес не посылали да ещё невыполнимых заданий не давали. Но жаль мне тебя, самому холодному и самому суровому. Что ж, и на сей раз уступлю я своё место брату своему младшему, Июню. (Передаёт посох Июню.)
А с т р о н о м. Самый старший снова уступил своё место брату помоложе. Взял в руки посох Июнь, взмахнул им над костром, и стал таять снег, распустились почки, потом появились листья и на землянике закраснели ягоды.

Падчерица собирает ягоды.

Собрала девушка душистые ягоды в корзинку, которую сунула ей Мачеха, поблагодарила братьев-месяцев, в пояс им поклонилась и отправилась домой.

Падчерица кланяется братьям-месяцам. Делает круг и оказывается в доме Мачехи.

Д о ч ь. Где же ты столько шлялась, негодница?

Падчерица протягивает корзинку с ягодами.

(Обращается к матери.) Посмотри, она всё-таки нашла землянику!
М а ч е х а. Если землянику нашла, то спелые яблоки тем более отыщет! Ступай и принеси нам спелых яблок. Да смотри, поспелей выбирай!

Мачеха и Дочь выталкивают Падчерицу из дому.

А с т р о н о м. И снова судьба смилостивилась над сиротой и привела её к костру братьев-месяцев.

Падчерица подходит к братьям-месяцам.

И ю н ь (указывая на Падчерицу). Посмотрите — старая знакомая.
Я н в а р ь. Почему же ты снова оказалась в лесу? Разве не обрадовались твои родные чуду среди зимы — землянике?
П а д ч е р и ц а. Не знаю, но теперь им захотелось спелых яблок.
Я н в а р ь. Зима — не время для яблок. До осени ещё девять месяцев. Но объяснять, видимо, это некому. (Обращается к Сентябрю.) Жаль мне сиротку, возьми мой посох да соверши чудо. (Передаёт посох Сентябрю.)

Сентябрь взмахивает посохом. Падчерица оказывается с корзиной яблок.

П а д ч е р и ц а. Спасибо вам, братья, за доброту вашу и помощь. (Делает круг и оказывается в доме Мачехи.)
Д о ч ь. И яблоки она принесла! Да там, в лесу, чудеса творятся. Надо пойти, может, я золота и серебра насобираю.
М а ч е х а. Ишь, умная! В лес идти собралась. Да ты одна много не унесёшь. Вдвоём идти надо!

Мачеха и Дочь одеваются и идут в лес. Плутают по лесу и исчезают (можно сделать так: братья-месяцы кружат Мачеху и Дочь и увели за кулисы).

А с т р о н о м. Зло добра не порождает, замёрзли в лесу и мать, и дочь. Так и не поняли они, что желание людей не сможет изменить законы природы. Двенадцать братьев — это двенадцать месяцев, которые следуют друг за другом, и ни один не перегоняет другого. Власть природы сильнее прихоти человека. Если закон природы человек захочет повернуть вспять, то природа может отомстить ему. Человек только считает себя царём природы, но на самом деле он слаб перед её силами. (Пишет.) Ждала-ждала сирота свою сестру и мачеху, но не дождалась да пошла их искать.

Падчерица подходит к Братьям-месяцам.

И снова оказалась Падчерица возле чудесного костра.
Я н в а р ь. Что теперь тебя привело к нам?
П а д ч е р и ц а. Матушка моя да сестрица ушли в лес за золотом и серебром. Боюсь я, что не отыщут они его и замёрзнут.
Я н в а р ь. Тех, кто нарушает закон природы, сама же природа не милует, а потому можешь не искать и не ждать свою сестру и мать. Погубила их глупость. Но не огорчайся, красна девица, заслужила ты радости, а не печали, и обручу я тебя с одним из моих братьев, молодым Мартом. Станете вы супругами, и на земле порядок будет. Коснусь я тебя своим посохом волшебным, и засияешь ты солнцем ясным. Возьмёт тебя в жёны Март, уведёт в своё царство, и будешь ты править там разумно и праведно.

Падчерица превращается в красавицу. Март берёт её за руку. Все уходят.

А с т р о н о м. Сиротка в этой сказке, как и в предыдущей, есть солнышко зимнее, и обручение её с Мартом означает возрождение красоты и силы солнца. Происходит это, как уже заметили люди, в день весеннего равноденствия, который приходится на конец марта. Мне очень хотелось, чтобы и эта сказка имела такой же счастливый конец, как и история о Золушке, ставшей принцессой. В природе всё разумно и красиво, пусть же и в сказке будет так же. (Берет листы бумаги, на которых он писал свои сказки, и уходит.)
С к а з о ч н и к. Астроном был очень доволен собой. Он понял, что сказки о небе, Солнце и звёздах сочинять очень интересно, что можно написать так обо всём на свете, главное, чтобы люди, которые будут читать или рассказывать эти сказки, понимали их смысл. Вот такой Астроном-сказочник жил когда-то на земле. Он придумал очень много сказок, которые разошлись по всему миру. Сначала их просто рассказывали, потом писатели стали записывать и перекладывать сказки на свой лад. Но, поскольку эти писатели не были ни астрономами, ни учёными, сказки у них становились всё более красивыми и длинными, а скрытая суть, заложенная астрономом, стала забываться. Так и существуют эти сказки на земле, но уже никто не знает, о каких тайнах они пытаются нам поведать. Все видят в них только зверей или людей и знают только одно: что в этих чудесных сказках добро всегда побеждает зло. А хотелось бы, чтобы люди видели в сказочных историях и то, что в них было изначально заложено.

К О Н Е Ц


Рецензии