История игрушек

Действующие лица:
Плюшевый Медвежонок; Кукла; Заводное Чудо; Свинка-Копилка.
Явление
 - Когда солнце потухло и дома начали остывать от жара накаленных крыш; когда улицы опустели, взошла луна и ночь закутала город в свой мягкий плед, пробудилась ото сна маленькая, доселе невидимая жизнь.

Явление первое
З – Просыпайтесь! Уже давно ночь, ну же! (Толкается. Все просыпаются)
К – (обиженно) О! Я так сладко спала! Тебе что, нечего делать?
З – Нет, просто во мне, в отличие от некоторых, кто из ваты, так вот внутри меня очень точный и сложный механизм.
М – (оскорбленно) Что-что? Не успели толком проснуться, а уже дискриминируют направо и налево!
З – Хм. И где же ты таких слов умных нахватался?!
М – просто надо быть понаблюдательнее, а не дрыхнуть развесив уши!
(Заводное Чудо уже было бросается с кулаками на медвежонка, но встревает Кукла)
К – Кстати о тех, кто еще спит. (Кивает в сторону Свинки-Копилки).
(Все одновременно хлопают или совершают какое-то действие, дабы разбудить ее)
С – Что? Что случилось?
К – Да вот, видишь ли, пора просыпаться, ночь…
С – Жаль, я видела чудесный сон.
З – (очень недовольно косясь на медвежонка) Тут еще кто-то очень много видел, а особенно…слышал.
М – Ты тут меньше распыляйся, а то, гляди, заржавеешь.
(Кукла кокетливо смеется, а Свинка-Копилка, прибывая еще в стадии опьянения от очень сладкого сна, спрашивает)
С – Так кто что-то видел?
М – Жизнь, я видел жизнь!
З – Он видел жизнь! Плюшевый Медвежонок видел жизнь!
К – А вдруг он действительно видел жизнь! Расскажи, Медвежонок, как она выглядит?
М – Будто вы сами никогда не видели. Куча людей толпится за витриной, кто-то куда-то спешит, кто-то наоборот, никуда не спешит, ну и прочее.
К – Да, я вот тоже видела … такую жизнь: маленький человечек шел с большим человеком. Видимо это были мама и ребенок. Они спешили. В школу, я думаю.
С – Мне снилось подобное. А потом они меня купили и каждый день этот ребенок бросал в меня монетки и скоро их стало так много! (Вздыхает и предается мечтаньям).
М – А вот как объяснить, что они становятся больше, а мы нет? Растут что ли?
С – Растут? Что ты имеешь ввиду?
М – Становятся больше!
З – Дурень, не зря ты из ваты, они же люди, а мы игрушки! И к тому же, с чего ты взял, что они (с издевкой) растут?
М – Вы что, не замечали? По этой улице ходят одни и те же люди. И со временем они увеличиваются в размерах, как цветы в тех клумбах через дорогу, только намного медленней.
К – Наверное, это интересно, быть человеком. Сначала ты такой м-а-а-ленький, а потом становишься все больше и больше. Жить, наверное, так увлекательно! Столько приключений!
С – Мы тоже можем пожить, как люди!
(Все удивленно переглядываются и с недоверием смотрят на Свинку)
С – Но нам же ничего не мешает!
З – (С издевкой) Разве только то, что мы игрушки, а так…
К – А давайте! Давайте сыграем, притворимся, что мы люди.
М – Кукла, мне странно это констатировать, но тебе не кажется, что это немного странно – игрушки играют…?
К – Что вам стоит просто притвориться? Хуже нам от этого не станет. По крайней мере, это то, что мы умеем делать лучше всего – играть роль, данную нам нашим хозяином.
З – Ладно, ладно, давай.
(Медвежонок удивленно смотрит на Заводное Чудо)
З – Соглашайся, она быстрее от нас отвяжется.
С – Притвориться-то мы притворимся, но что нам делать?
К – Ну, сначала, люди маленькие, это, кажется, называется детство. Они еще очень мало знают о жизни, впрочем, как и мы.
З – Как и мы? Да, как и мы, а ты-то, ты себя с нами не ровняй!
М – Что ты имеешь ввиду?
З – Ровным счетом ничего! Просто, я предполагаю, что далеко не юной особе захотелось вспомнить былые годы!
К – Как будто ты только из коробки вынут!
М – Не зря же мы пылимся в антикварном магазине! Все мы видели жизнь, хоть чуть-чуть, да видели.
С – Говори за себя, Медвежонок. Хотя, если ты считаешь, что стоять на каминной полке, совершенно пустой и слушать рассказы других копилок о том, что раньше в них находилось столько монет, что никому и присниться не могло, это жизнь, то может быть ты и прав. Но в таком случае мне это вовсе не по-душе. (Кукла сочувственно вздыхает, а медвежонок решает перевести тему)
М - А, собственно, как люди узнают об этом мире?
С – Ну, не знаю, как-то, да узнают. (Говорит свинка, желающая, чтобы ей больше не сыпали соль на раны)
М – А мне вот, кажется, что они узнают обо всем наблюдая, как мы и, общаясь между собой.
З – Ну в таком случае, что же нам мешает стать людьми?
М – Я думаю, это что-то физиологическое.
К – Ну вот, они общаются между собой, у них появляются друзья.
З – Что это такое?
К – Друзья – это то, с чем приятно поговорить, что-то сделать вместе. Я была другом моих хозяев. У нас была дружба.
С – Дружба – это хорошо. Я так думаю.
 
Явление второе
К – А ведь когда они становятся больше, и дружба может стать больше! Превратиться в любовь.
З – Любовь, говоришь. Как-то странно. Была дружба, а тут, гляди – любовь.
М – И ничего тут странного, просто любовь сильнее людей сближает.
С – Я недавно видела маленького человечка. У него в руках была игрушка. Ближе некуда – это любовь?
М – Может быть.
К – Нет, люди не могут любить игрушек. Они могут любить только таких же, как и они.
З – Чем мы хуже?
К – Не знаю, одна из игрушек моей прежней хозяйки говорила, что любовь – это такое чувство, которое люби могут испытывать или к себе или к таким же, как они, поэтому игрушкам не стоит любить своих хозяев.
М – Но, значит и игрушки могут любить!
К – Могут, но так нельзя, так говорила та игрушка.
М – Неправда! Раз игрушки могут любить людей, значит так надо, значит и люди могут любить игрушек!
С – Мой хозяин говорил, что нельзя привязываться к окружающим, иначе потом трудно будет расставаться с ними.
М – Но у него же была ты, значит он к тебе привязался, поэтому он тебя купил.
З – Поэтому он ее продал в этот магазин! (Кукла углубляется в воспоминания, а потом говорит)
К – А вот, говорят, первая любовь. А чем она отличается от второй любви, третьей, четвертой?
М – Во всяком случае, номером. Хотя, я не верю, что человек может любить много раз. Не может же он забыть того кого любил до этого!
С – А сколько их всего может быть. (Говорит Свинка, будто не слыша Медвежонка)
З – Сколько влезет.
(Свинка оживляется)
С – А в меня много влезет? (Начинает думать о том, что ежели в нее вмещается столько-то, то сколько это будет любви?)
К – Нет, любовь – она же неисчисляемая! Ее нельзя потрогать или понюхать, даже съесть.
С – И положить?
М (обращаясь к Кукле)– А любовь же, ты говоришь – чувство. Вот говорят же – я чувствую запах, я чувствую … много ваты внутри себя.
К – Как романтично – я чувствую любовь.


Явление третье
З – Помимо любви, в таком случае, есть еще очень много других чувств. Дружба, к примеру.
М – Наверное, бывают и какие-то нехорошие чувства.
З – С чего ты взял?
М – Вы никогда не замечали, что люди бывают не только счастливыми, но и несчастными, грустными.
К – Да, я видела. За витриной все иначе. За витриной жизнь. Там кто-то очень счастлив, а кто-то очень грустит и страдает.
С – Между прочим, могли бы не издеваться, а сказать толком, что такое это все.
М – Все это чувства. К примеру, если в тебе нет монеток, а тебе хотелось бы, чтобы они были внутри, значит тебе не слишком хорошо, следовательно плохо. Боль, страдания, нелюбовь, предательство, грусть, несчастие – это чувства. Неужели чтобы жить, нужно узнать значение всех этих слов?
З – (Косясь на Куклу) Увы, видимо так. Считайте, нам повезло, что мы игрушки.
К – Тогда почему я кукла, а мне все равно порой становится грустно, почему ты, копилка, будешь рада предать нас за пригоршню монет?!
С – А вам не кажется, что все проблемы вызваны всем добрым – любовью, дружбой.
(Все удивленно смотрят на Свинку)
М – Хотя, верно, если бы люди не общались друг с другом, то они бы не знали проблем. Не дружи они – не было бы предательства, не люби – не существовало бы и нелюбви.
К – Они бы просто чувствовали себя одиноко. Одиночество – желание, чтобы кто-нибудь был рядом.
М – Я рядом с вами, а все равно чувствую себя одиноким.
З – А может они бы и не знали, что существуют такие же как они.
К – Но они бы мечтали о том, чтобы существовали такие же, им подобные.
С – И тогда, они бы общались с нами – игрушками.
К – Но если бы люди были одинокими, то кому бы они нас дарили?
С – Себе, разумеется!
М – Люди не часто покупают игрушки для себя, обычно они покупают нас для других людей – для своих друзей, любимых. (Молчит) Знание – это тоже чувство и, увы, оно не относится к хорошим вещам. От него все страдания. Не знай они о хорошем и плохом – не было бы ни того, ни другого.
З – Кстати, лучше дарить игрушку механическую, с металлической основой. А то, гляди, то, что с ватой в середине, может быстро порваться.
К – Зато, те игрушки, у которых в середине вата, те не могут ломаться.
С – И почему вы считаете, что если бы человек был один, то это было бы плохо?
З – Иногда я думаю, что хуже: когда ты из ваты или когда ты ближайший родственник тарелки?
(Медвежонок и Свинка оскорбленно глядят на него)
К – Вот, вы опять ссоритесь, однако же мы не люди!
З – Это на нас влияет твоя дурацкая игра!
К – Жизнь вообще сложная.
М – Вот-вот, четыре игрушки пытаются в ней разобраться, а что выходит? Зато, мы открыли новое чувство!


Явление четвертое
С – А вот, если есть дружба, а есть ненависть, есть любовь, а есть нелюбовь. Есть же что-то, что противоположно самой жизни?
М – Есть. Помните, к нам в магазин приходил один человек. У него глаза были, как у куклы. Мы еще думали, что он ее купит.
К – Да, каждый день приходил, а потом вдруг перестал.
М – Помните, что о нем сказали? Они сказали, что он умер, что это была нелепая смерть.
К – То есть смерть – это когда человек умирает, то есть перестает куда-нибудь ходить?
З – Нет же, нет. Смерть – это когда человек вообще перестает что-либо делать. Он больше не живет. Механизм останавливается.
М – То есть перестает любить, ненавидеть, дружить, предавать. Лишается жизни.
С – А это плохо или хорошо?
М – Не знаю.
К – Почему?
М – Стоит ли жить если существует столько проблем, столько несчастья? Стоит ли жить если твои близкие перестают жить? Зачем жить если те, которые тебя любят завтра забудут о тебе, полюбят других?
К – Надо жить несмотря ни на что.
З – Все же живут несмотря ни на что, чем тебе это не нравится?
М – Что значит «все живут несмотря ни на что»?
З – Живут же люди, а у них столько чувств, с каждым нужно справиться, значит, несмотря ни на что.
М – А почему? Почему все живут несмотря ни на что? Почему умирают из-за чего-то? Почему мы любим и ненавидим? Ненавидим из-за любви, любим вопреки ненависти?
К – Но в том-то и чудо жизни, что мы живем несмотря ни на что! Потому, что есть ради чего жить!
М – Может не стоит знать жизни? Может лучше оставаться здесь и быть только ее наблюдателями. Пусть она проходит мимо нас.
С – Нет уж, я намерена, чтобы меня купили. Клали каждый день в меня монетки. И у меня бы их было много-много.
З – Между прочим, жадность – это тоже не лучшее качество.
К – Я хочу вступить в настоящую жизнь. Хочу узнать ее больше. Хочу, чтобы меня купили и подарили маленькому человеку, чтобы я была его первым другом, чтобы он делился со мной всеми своими горестями и радостями.
З – Я тоже совсем не против. Я не хочу наблюдать, как жизнь проходит за витриной, мимо меня. Хватит, запылился тут!
М – Это неответственно с вашей стороны. Вы сначала должны хотя бы подумать, взвесить все за и все против. Вы же прекрасно понимает – обратно ходу не будет!
С – И мы приняли решение.
М – И вы принимаете эту жизнь со всеми ее горестями и радостями?
Трое – Да!!!
М – Люди стремятся к вечному свету. Пусть. Это только хорошо. А долг каждой игрушки – заложить в каждом человеке частичку добра, разделить с ним его путь… Несмотря ни на что. … Пожалуй, стоит принять этот мир. … … … Ведь что бы было со светом, если не было бы тени?
 

Эпилог
- Взошло холодное солнце. Бледные его лучи ударились о стекло витрины и разбежались брызгами ослепляющих блик по мостовой. Этот еще только начавшийся день уже был подобен тысячам таких же дней, но не для нас…
Следующей ночью каждый из нас проснулся в своем новом доме, в доме, где мы были готовы исполнить долг каждой игрушки.
Мы стали участниками настоящей жизни. Ведь нас КУПИЛИ!!!


Рецензии