Черный квадрат и теория света

леонид луговых

Черный квадрат и теория света

Черный квадрат – знак супрематизма. Черное поглощает свет, белое его отражает. В контексте светопоглощения черный квадрат можно рассматривать как бинарную систему. Если изобразительное искусство рассматривать как бинарную систему, то можно выделить два начала: знаковое и натуралистическое. Знаковое начало информативно. Натуралистическое начало создает иллюзию натуры, ее точное механическое световоспроизведение.
Информативность в изобразительном искусстве со временем оформилась в концептуализм. Этот текст также можно воспринимать как продукт концептуального искусства, если придать ему соответствующую форму.
Современная техника достигла в области механического световоспроизведения больших успехов. Использование новых цифровых технологий, основанных на бинарном счете, открывает большие технические возможности для создания художественных образов. Создание художественных образов – первый уровень абстрагирования. При абстрагировании натуры можно выделить семь уровней. Нулевой (и он же седьмой) уровень абстрагирования – механическое световоспроизведение. Следующий уровень – абстрагирование до художественного образа. Далее: абстрагирование на уровне символа, на уровне иероглифа, на уровне алфавита и на уровне бинома. Последний абсолютный уровень абстрагирования – это механическая фиксация следов определенного процесса (возможно, художественной деятельности). Абсолютный уровень абстрагирования в массовом восприятии соответствует абстрактному искусству. Это картины, выражающие внутреннее состояние автора, которые напоминают фотографии физических, биологических или геологических процессов.
Обобщение натуры до художественного образа выражает авторское восприятие этой натуры. В отличии от художественного образа, символ – это условный знак. Для обобщения натуры на уровне символа недостаточно авторского восприятия, нужны еще некоторые заранее принятые условности. Условности придают изображению дополнительную информативность, превращая ее в определенный тип. Когда среди этих условностей выстраивается иерархия приоритетов, когда они представляют собой систему координат, символ становится иероглифом. Иероглиф – знак, помещенный в систему координат. Иероглифика – священное письмо, набор типов, связанных системой архетипов, которые обеспечивают целостное восприятие мира.
Кубисты, изображая предметы в четырехмерной системе координат Германа Минковского, где время служило четвертой координатой, невольно абстрагировались на уровне иероглифа. Это объясняет некоторые общие черты кубизма и древнеегипетского искусства (совмещение в одном изображении разных точек зрения, изобразительные гибриды). Но четырехмерная система координат слишком сложна для восприятия. Стремление создать более понятную систему привело к супрематизму, к черному квадрату Малевича.
В своем стремлении к освобождению форм, в стремлении к абсолюту, Малевич абстрагировался до бинома (черного квадрата), который послужил начальной точкой отсчета для построения новой изобразительной системы – супрематизма.
Если иероглиф – условный знак в определенной системе координат, то алфавит – это сама координатная система. Каждая буква алфавита имеет свой порядковый номер, свое место в иерархии приоритетов. Алфавит – замкнутая ассоциативная система. Одна буква алфавита, обозначая часть целого, проецируется на бесконечный ряд вещей.
В процессе абстрагирования важна невозможность различать разные вещи, которые обозначаются одним знаком. Чем выше уровень абстрагирования, тем меньше различие между вещами. И наоборот, чем ниже уровень абстрагирования, тем больше различий.
Свет – абстрактное выражение цвета. Для того, чтобы абстрагировать черный квадрат (бином) на уровне алфавита, необходимо разделить его на части, которые будут по разному взаимодействовать со светом. Пример абстрагирования на уровне алфавита – это календарь (знаки зодиака, рунические знаки, старшие арканы таро). Каждый знак календаря, обозначая часть целого, проецируется на бесконечный временной ряд. Каждый знак календаря обозначает различные положения светил. Таким образом календарь служит системой координат во взаимодействии времени и света.
Согласно древним духовным учениям, свет является божественной субстанцией. Отраженный Абсолют эманирует себя в виде света на семь духовных уровней, которым соответствуют семь цветов радуг, семь дней творения, семь чакр, семь планет и. т. д. Каждой из семи планет соответствует свой магический квадрат. Квадрат солнца состоит из 36 полей, которые соответствуют 36 деканам календарного цикла, 36 отрезкам распределения солнечного света.
Солнечный календарь – система координат во взаимодействии времени и солнечного света. После окончания каждого календарного цикла Время «празднует победу» над Солнцем. Потом начинается новый цикл. Постигшие законы этого ритма, познав тайны счета и письма, становятся земными светилами, способными излучать невидимый, метафизический, свет.
Есть свет видимый и есть свет невидимый, кроме того есть свет физический и есть свет метафизический.
Когда электрон в атоме переходит с одного энергетического уровня на другой, он испускает фотон света. Так же при переходе с одного уровня абстрагирования на другой (эманируется) метафизический свет. Полная эманация метафизического света достигается тотальным абстрагированием.
Не так важно: раскрашивает художник картинные плоскости или, используя фото и видео, устраивает «радикальные перформансы». В любом случае, самовыражаясь, он работает со светом физическим, со светом видимым. Но для того, чтобы сохранить равновесие между природой и цивилизацией, между реальностью (настоящим) и ирреальностью (прошлым – будущим) художнику необходимо работать со светом метафизическим.
1996 г.


Рецензии