История полна неожиданностей

История полна неожиданностей. Тем более морская, где так важны кажущиеся на первый взгляд незначительными детали и подробности. С течением времени эти детали исчезают и остается основная канва событий, все более и более скудеющая фактами. В какой-то момент неизбежные “вульгаризаторы” начинают, за нехваткой сведений и не-желанием трудиться над их выкапыванием, вставлять в канву событий свои вымыслы. Это, увы, неизбежный и, благодаря средствам массовой информации, часто необрати-мый процесс. В результате, в какой-то момент, все становится настолько бессмыслен-ным, что приходится начинать, причем самостоятельно, против воли авторитетов, ис-торические раскопки в попытке познать искаженную до неузнаваемости правду. Про-цесс этот неизбежно - фрагментарный и длительный. Знания о прошлом накапливаются чуть ли не по атомам, постепенно аккумулируясь и образуя фрагментарные картинки. Потом, в какой-то момент, происходит качественный скачок и появляется целостная картина взаимосвязанных событий, совсем как складывание детской мозаики из отдель-ных кусочков. Отсюда и название книги - “Морские и исторические мозаики”. Причем морская и, тем более, военно-морская истории тесно переплетаются с обычной. Занима-ешься морской историей и, совершенно неожиданно для самого себя, оказывается, что нашлись факты и соображения, на которые не обратили внимания обычные историки. Поэтому-то данная книга и включает в себя ряд, как казалось автору, важных в общеис-торическом и культурном плане статей, не связанных напрямую с морской историей. Иначе интереснейшие моменты остались бы за чертой небытия.
Вот несколько еще не разработанных фрагментов.
Пока не удалось что-либо разузнать о биографиях двух матросов, затопивших “Стерегущий” - сигнальщика Василия Яковлевича Кружко и машиниста 2-й статьи Василия Николаевича Новикова.
В биографии известного полярного исследователя Эдуарда Васильевича Толля нигде не указывается, насколько известно автору, что он состоял на государственной службе, но в “Адрес-календаре Российской Империи на 1902 год” (СПБ, 1902, название стандартной серии) есть список членов Геологического Комитета (Министерство Зем-леделия и Государственных Имуществ) : Директор : Академик, горный инженер, тайный советник Александр Петрович Карпинский. - Старшие геологи : действительные стат-ские советники : Сергей Николаевич Никитин, Александр Октавианович Михальский, Феодосий Николаевич Чернышев, Николай Алексеевич Соколов, статский советник Александр Александрович Краснопольский. - Геологи : статские советники : Леонид Иванович Лутугин, Николай Константинович Высоцкий, Николай Андреевич Богослов-ский, коллежские советники : Осип Августинович Морозевич, Карл Иванович Богдано-вич, исправляющий должность, надворный советник барон Эдуард Васильевич Толль. - Исправляющий должность секретаря (он же библиотекарь), не имеющий чина Николай Федорович Погребов. - Консерватор (он же делопроизводитель и архивист), коллеж-ский ассессор Михаил Васильевич Печаткин. - Лаборант, исправляющий должность, статский советник Иван Александрович Архипов.
В том же справочнике :
Ведомство Учреждений Императрицы Марии :
Кронштадтский Сиротский Дом для воспитания бедных детей женского пола :
Председатель Комитета, Военный губернатор и Главный Командир Кронштадт-













- 2 -

ского порта, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Попечительница, Капитолина Николаевна Макарова [жена адмирала]. - Член : подполковник [по адмиралтейству] Порфирий Николаевич Славинский (он же казначей). - Надзирательница Дома, Анна Николаевна Лисовская. - Помощницы : Александра Егоровна Амосова, Анна Ивановна Харина. - Врач, коллежский советник Алексей Васильевич Казанский [служил по мор-скому ведомству].
Так что наш знаменитый адмирал командовал не только моряками, но и женщи-нами и девушками, по должности военного губернатора города Кронштадта и главного командира Кронштадтского порта (это входило в его служебные обязанности). Этот факт, который можно полагать и не имеющем большого значения, тем не менее не фигу-рирует в биографиях нашего флотоводца.
Автор старался работать с первоисточниками, причем столь специфичными для морских историков - старыми газетами, журналами, книгами, - что они проходят мимо внимания других, которые занимаются считыванием и анализом написанного (и недав-но напечатанного) другими же (это стандартный метод работы любого автора), а так-же, иногда, работой в архивах (в предположении, что там все должно быть в концентри-рованном, легком для восприятия и пересказывания виде - что, конечно, не так). В ре-зультате получилась совершенно необычная, не имеющая, насколько известно автору, в мире аналогов книга, фактически являющаяся сборником отдельных, далеко не всегда четко и логически связанных друг с другом, и даже противоречивых, статей.
Книга отнюдь не рассчитана на любителей легкого чтения, с ней не стоит спе-шить, ведь материал, например, на основе которого она создана - это прежде всего рас-сказы очевидцев. А ведь существует даже поговорка : “врет как очевидец”. Тем не менее, в рассказах же очевидцев появляются важные моменты, которые были отброшены и за-быты, но при новом рассмотрении дают более полное понимание происходившего.
Материалы книги при размышлении, как надеется автор, позволят делать само-стоятельные аналогии с происходящим в настоящее время и строить на этой основе свои собственные модели действий в нашем далеко не простом мире.
В книге абсолютно не использовались материалы из каких-либо архивов : автор, не будучи даже петербуржцем, не имеет к ним доступа. Тем не менее материалов - океан, так что особой, нелегкой для разрешения, проблемой оказался вопрос : что в нее вклю-чать, а что нет. Если будет на то воля Читателя, то появятся и продолжения, развива-ющие начатое здесь. В любом случае будет то, что будет - ни больше, ни меньше. Автор надеется, что эта его первая книга в этой области поможет читателю заглянуть туда - за поворот, и в прошлое, и в будущее, позволит ему удовлетворить, пусть и частично, фрагментарно, свою тягу к неизвестному и непознанному.


Рецензии