Мысли о природе музыки
В чём природа этого наслаждения?
Как не странно, на этот счет нет определённого ответа.
Давайте рассмотрим проблему на примере простой мелодии, хотя бы на примере простой песни.
Что такое мелодия с точки зрения музыканта?
Это последовательность нот (звуков) различной высоты и длительности. Их обычно не много. Среди них есть
одна очень важная, т.н. тоника. Мелодия стремиться к тонике, делая ряд зигзагов, и, в конце концов, заканчивается на ней. По дороге она тяготеет к некоторым другим нотам, но не останавливаясь, продолжает движение к тонике.
«Тяготение» чисто суб»ективное ощущение и не измеряется никаким прибором (а жаль – тогда природа музыки была бы понята).
У реципиента создаётся также впечатление, что музыкальный процесс в ходе развития мелодии испытывает ускорения и замедления, ускорение при движении к нотам, называемым доминантой и субдоминантой. При движении к тонике происходит сильное замедление, более слабое при движении к нек-рым другим нотам мелодии.
Самое интересное, что при этом никакого физического изменения скорости течения музыки может не происходить. Всё это чисто психические явления.
A priori мы не можем задать эти точки. Они не произвольны и если Вы их удачно выбрали, это значит Вы сочинили мелодию. Случайный выбор нот
не может совпасть с мелодией. Точнее это крайне маловероятно.
Понять природу этих точек в рамках науки о работе мозга это означает понять природу музыки. Обзор литературы показывает, что до этого очень далеко. Редко встречаешься даже с грамотной постановкой задачи.
Распознавание мелодии как таковой. Физический аспект.
Прошлый раз мы рассмотрели мелодию и её закономерности с точки зрения воспринимающего субъекта. Теперь рассмотрим её как физическое явление.
С точки зрения физика это последоватльность звуков. Мелодии отличаются друг от друга высотой, силой и длительностью этих звуков. Что такое высота тона? Каждый звук можно изобразить графически в виде отрезка синусоиды определённого периода и амплитуды. Величина обратная периоду (частота) определяет высоту тона.
Мы будем исходить из предположения, что некоторые звуковые последовательности воспринимаются как очевидные мелодии, другие таковыми не являются.
Наша задача заключается в том, чтобы найти математически закономерности, связывающие упомянутые выше физические характеристики звуков мелодии и присущие только мелодиям, т.е. не наблюдаемые в тех случаях, когда последовательность звуков задана случайно.
Таким образом, мы хотим найти эмпирическим путём общие закономерности, присущие всем мелодиям и только мелодиям.
В таком виде это выглядит как задача на распознавание образов. Такие задачи решаются с помощью компьюторной техники методами теории распознавания образов, разрабатоваемой и широко применяемой для широкого круга задач в последние десятилетия двадцатого века.
Найдя таким путём математические инварианты, характерные для мелодий, можно сделать важный шаг в направлении изучения их природы.
Интересно. А что дальше?
Ваш, -ВМ.
Василий Марач - 2004/02/04 23:25 •
Д.Денисов намечает программу исследования
1. Нужно создать представительный банк мелодий, превратить его в соответствующий компьютерный банк амплитуд и частот тонов, сгенерировать примеры немелодий (с помощью генератора случайных чисел) и применить один из методов теории распознавания, чтобы найти признаки, отличающие мелодию от немелодии.
2. Совсем другое направление создание спекулятивной модели генерации музыки в мозгу. О ней Я думаю.
Сердечный привет
Денисов Д.А. - 2004/02/05 00:51
Возражения В.Марача
Боюсь, что методом 1. сделать ничего не удастся. И вот почему, как мне кажется. Каждая мелодия есть высказывание на некотором музыкальном языке. А любой язык имеет синтаксис, то есть правила построения "фраз". Фраза осмысленная на одном языке, в данном случае мелодия, оказывается бессмысленной для другого языка (немелодией, какофонией). Последовательность звуков для исследователя не владеющего языком кажется случайной.
Скажем в традиционной европейской музыке два лада, мажор и минор. Но ведь были ещё дорийский и фригийский лады, сегодняшнему наивному слушателю непонятные. В азербаджанской музыке пять ладов (мугамов). Для европейца они не то, чтобы бессмысленны, но воспринимаются совершенно не так, как мажор и минор, и вызывают совершенно иные эмоции и настроения, чем у азербайджанца.
То есть я хочу сказать, что суть вопроса здесь не в акустике, и не в частотах, амплитудах, гармониках, длительностях и пр. физических характеристиках, и даже не в психофизике. Суть вопроса здесь в семиотике.
С уважением к Вашим поискам, -ВМ.
Василий Марач - 2004/02/05 01:40
Далее Денисов
У меня большой опыт решения подобных задач. Придумать ситуацию, когда методы распозншвания не работают в принципе, невозможно, т.к. метод основан на обучении на примерах. Не стоит предаваться сомнениям и придумывать нерешаемые ситуации. Гораздо проще попробывать.
Но Я не собираюсь заниматься музыкой. Я уже ангажирован. Как отмечают рецензенты моей статьи "сделано важное открытие" в области эволюции геннов. Как же Я достигнув здесь успеха, вдруг брошу?
Но поставить ясно задачу самое важное... По моему мнению теперь это сделано.
Я бы мог показать, что Ваш пример не состоятелен, но не хочу этим заниматься, т.к. неспециалисты (не в обиду Вам сказано) не поймут, а специалистам и объяснять не надо. А язык от неязыка распознающая программа отличить может. Но чтобы это понять, нужно иметь подготовку и не мало поучиться.
Приложение
C.E. Seashore
Наше ощущение насколько чувство выраженно в музыке, может стать конкретно научным, так что для того чтобы музыкальный критик мог оценить её эмоциональной качество будет достаточно (с помощью специального прибора) проанализировать профиль соответствующей звуковой волны.
“
MUSICAL FEELING
…. Our concept of feeling as expressed in music may become concretely scientific, so that, if the music critic praises or blames a singer for a certain emotional quality, it need not longer longer remain a question of dispute or opinion; but, just as we could snap the profile of the singer with the camera, we can get the profile of the sound wave and settle the dispute about the musical quality. The music critics, of cours, have not yet adopted this technique, but the next generation will make a beginning….the musical criics will soon talk about musical expression of feeling in terms of precise and scientific concepts.”
Из Sir James Jeаns "Scienсе & Music" (О тонике)
Совокупность нот, сыгранных последовательно, ещё не представляют собой мелодии, способной возбудить наше музыкальное воображение. В современной музыке, чтобы удовлетворить музыкальному чувству должен присутствовать ещё один элемент, называемый "тональностью". Наша музыкальная мысль не блуждает бесцельно по гамме. Она всегда ассоциирована с одной особенной нотой, называемой
"тоникой" или "ключевой нотой", которая всё время ощущается как фиксированная и центральная нота. Подобно тому как путешественник думает о каждой точке своего путешествия в терминах её удалённости от своего дома, так в современном музыкальном мышлении мы думаем о каждой ноте мелодии в терминах интервала от этой ключевой ноты. Искусный композитор вынуждает ососознавать наличие этой ноты с самого начала прослушивания мелодии и чувствовать её существование (позицию) при исполнии каждой ноты мелодии. Мы ожидаем, что мелодия закончится на тонике, подобно тому как путешественник ожидает окончания путешествия по прибытию домой.
musmus
Новичок
Регистрация: 22.01.2006
Сообщения: 21 Re: Алгоритмы создания музыки
Я благодарю ув. г-на Навина за то,что он обратил
своё внимание на изложенные мною мысли. Он не понимает, почему я выбрал объектом исследования
мелодии, а не какие-либо другие музыкальные явления. Я, конечно, не отрицаю их существования,
но для математического исследования мне хотелось
сосредоточить внимание прежде всего на мелодиях.
Конечно, если исследование будет плодотворно, в ходе его может выясниться что-то и о тех элементах музыки , к-рые назвал г-н Навин, сразу же вызвавший у меня величайшее уважение. Если он по недоразумению ещё не читал "Sensation of Tone"
замечательного классика физики Гельмгольца, горячо рекомендую ему это сделать. Он получит большое удовольствие.
Итак, я не считаю, что музыка это только мелодии, но я решил, что мелодии самый подходящий объект для моего метода исследования.
То, что профессор Навин написал о мелодии, меня совершенно не удовлетворяет, поэтому я дам своё определение.
Мелодия это законченное произведение, имеющее определенную тональнлсть, небольшое и одномерное,
(если без сопровождения), вызывающее у нас
НАСЛАЖДЕНИЕ, а не какие-то поучительные эмоции, да простит меня уважаемый мною Навин. Поскольку наличие сильного и специфического музыкального наслаждения от мелодии не вызывает ни малейшего сомнения, даже от примитивной песенки "Во поле берёза стояла стояла", то не вызывает сомнение, и то, что оно вызвано специфическим и острым процессом в мозгу, к-рый можно назвать психическим музыкальным процессом. Когда-нибудь он будет изучен нейро-физиологами и тайна приоткроется. Сейчас же есть несколько способов его возбуждения.
1.Акустический. Музыканты играют-человек слушает.
2. Памятью. Мелодию можно вспомнить.
3. Путём сочинения (не прибегая к инструментам, как делал это глухой Бетховен).
Наша цель установить признаки мелодии без прослушивания по её нотной записи с помощью компьютерного анализа.
С полным уважением, Дмитрий Денисов.
musmus
Посмотреть профиль
Отправить персональное сообщение для musmus
Найти еще сообщения от musmus
Добавить musmus в список друзей
24.01.2006, 07:42 #78
duchka
Активный участник
Регистрация: 01.08.2005
Сообщения: 105 Re: Алгоритмы создания музыки
Боюсь, что начинаете не с того конца:
Цитата:
Сообщение от musmus
Мелодия это законченное произведение, имеющее
определенную тональнлсть, небольшое и одномерное,
Что за чушь!?!!!
Мелодия - последовательность РИТМИЧЕСКИ (правильнее: метроритмически, ну да Бог с ним) организованных звуков (разной высоты). Всё.
И тональность, и тоника тут не-пришей-кобыле-хвост. Поясню: мелодия может быть модальной, тональной, битональной, политональной, полифонической, наконец (скрытая полифония), и т.д. и т.п. и черт в ступе.
Вот с этой ритмической организации и надо начинать.
Первое, что я заставляю усвоить своих учеников - музыка может быть может быть без гармонии, без инструментов, без слов, безо всего, без мелодии, наконец, но никак не без ритма. Ритм - это первооснова, к которой пришивается всё тако и сяко. Ищите ритмические организации сначала, а потом уже все остальное
__________________
ОДУМАЙТЕСЬ
www.geocities.com/synta7
www.danilevski.org
duchka
Посмотреть профиль
24.01.2006, 09:02 #79
musmus
Новичок
Регистрация: 22.01.2006
Сообщения: 21 Re: Алгоритмы создания музыки
Уважаемая Душка! У Вас, что ни слово, то музыкальное откровение. Меня не интересуют те "мелодии" , о к-рых Вы с таким жаром говорите и исполняете, очевидно, на барабане. Я изучаю и сочиняю нормальные "мелодичные" мелодии, имеющие соответствующие аттрибуиы - тонику, доминанту, субдоминанту и т.д., ритмику можно тоже включить, но о ней разговор особый. "Мелодии " для барабана,
к-рые Вы преподаёте, тоже можно подвергнуть компьютерному анализу, если у нас метод окажется плодотворным, можно кому=нибудь это предложить.
Но меня интересует то, что называется "тонированием." Не будьте столь радикальной и не
уподобляйтесь губернатору, к-рый "въехал на белом коне и упразднил науки". Я читал, что первые мелодии базировались на двуъ нотах. Вы пишете на одной. Назад в пещеры!
musmus
Посмотреть профиль
Отправить персональное сообщение для musmus
Найти еще сообщения от musmus
Добавить musmus в список друзей
24.01.2006, 11:15 #80
duchka
Активный участник
Регистрация: 01.08.2005
Сообщения: 105 Re: Алгоритмы создания музыки
Уважаемая Душка! У Вас, что ни слово, то музыкальное откровение. Меня не интересуют те "мелодии" , о к-рых Вы с таким жаром говорите и исполняете, очевидно, на барабане. Я изучаю и сочиняю нормальные "мелодичные" мелодии, имеющие соответствующие аттрибуиы - тонику, доминанту, субдоминанту и т.д., ритмику можно тоже включить, но о ней разговор особый. "Мелодии " для барабана,
к-рые Вы преподаёте, тоже можно подвергнуть компьютерному анализу, если у нас метод окажется плодотворным, можно кому=нибудь это предложить.
Но меня интересует то, что называется "тонированием." Не будьте столь радикальной и не
уподобляйтесь губернатору, к-рый "въехал на белом коне и упразднил науки". Я читал, что первые мелодии базировались на двуъ нотах. Вы пишете на одной. Назад в пещеры!
Ну тогда кердык!
Изучайте основы музыкальной грамоты и правописание факультативно.
То, что я написал Вы когда-нибудь поймете, возможно, но не очевидно.
__________________
ОДУМАЙТЕСЬ
www.geocities.com/synta7
www.danilevski.org
Свидетельство о публикации №206011700275
Удач Вам в Новом году!
С уважением,
Арлетти 19.01.2006 10:09 Заявить о нарушении