После логики

Речи мои представляют отнюдь не пачкотню,
как вы изволите выражаться в присутствии
дамы, а вереницу прочно упакованных силлогизмов,
которые оценили бы по достоинству такие
знатоки, как Секст Эмпирик, Марциан Капелла, а
то, чего доброго, и сам Аристотель.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

 
Лекция закончилась, и студенты двух групп шумной толпой двинулись из поточной аудитории. Возле стены с большими окнами остались Андрей и Гоша. Они, очевидно, продолжали спор, возникший еще до перемены. Мне надо было поговорить с ними, и я остановилась возле спорящих. Лучше бы я этого не делала.

- Да ерунда все это, кому нужна эта логика… «Умозаключение по аналогии», «Отношение между понятиями»… ерунда, - с презрительной интонацией повторил Гоша.
- Ты не прав, и я тебе сейчас докажу это на примере, - спокойно ответил Андрей и посмотрел на меня. – Путем логического анализа я установлю факт, который сейчас скрыт от окружающих, по крайней мере, он не известен ни тебе, ни мне. И если я буду не прав, то Мария меня опровергнет, и я публично признаю ненужность логики как науки и учебного предмета. – Ты согласна быть третейским судьей? - обратился ко мне Андрей.
Что должен делать «третейский судья» я не знала, но Андрей мне нравился, и я тут же согласилась с его предложением. Черт бы побрал и Андрея и его логику – всего через несколько секунд я проклинала себя за это согласие.

- У Марии сегодня зеленые плавки, - сказал Андрей и снова посмотрел на меня. Я тут же вспыхнула и густо покраснела, потому что на мне действительно были зеленые стринги.
- Как ты угадал? – удивленно спросил Гоша, от которого не укрылось мое смущение.
- Ни какого угадывания: простой логический анализ, - ответил Андрей. - Общеизвестно, что Мария – девушка с хорошим вкусом и тщательно выбирает, что именно должно быть перед выходом из дома. Сейчас на голове у нее широкая зеленая резинка для волос. Применяем правило опосредствованного установления истины и закон исключенного третьего. Если у Марии хороший вкус, и она перехватила волосы зеленой резинкой, следовательно, Мария подобрала плавки в тон резники для волос. Третьего не дано. Построив в уме таблицу истинности, я вывел простой категорический силлогизм и оказался прав. Так ведь, Мария?
- Пошел к черту, - выкрикнула я ему и выбежала из аудитории. Уже на ходу я услышала, как Гоша задумчиво бормотал, что «все S суть P. Не один не P не суть S… логический квадрат…».

Логику я толком не учила, а все лекции проболтала с подружкой, и поэтому рассуждения Андрей были мне не понятны. Но главное было не это – утром зеленые плавки я одела совершенно случайно. Могла бы взять из шкафа и белые, и черные и красные. А резинку для волос вообще чуть не забыла и схватила в последний момент... Неужели логическому анализу поддаются даже такие случайности? Эти мысли не давали мне покоя весь день и, в конце концов, не выдержав, я спросила об этом у Андрей.

- Все поддается логическому анализу, - вежливо ответил Андрей. - Например, я могу сказать, что твои плавки состоят из двух треугольников, соединенных узкой тканевой полоской… Мария, я тебе расскажу, как это делается … если сдашь экзамен по логике.
Я удивленно взглянула на него и побрела зубрить логику. Потому, что Андрей опять сказал все правильно…
… Логику я сдала на «отлично», хотя и не во всех вопросах хорошо разобралась. Из всей нашей группы только Андрей и Гоша тоже получили хорошие оценки.
Мало-помалу моя злость на Андрея прошла, и как-то после занятий я напомнила ему про обещание рассказать, как он путем логического анализа сделал правильный вывод о цвете моего белья.

Андрей видимо не сразу вспомнил, о чем речь, а потом рассмеялся:
- Маша, все очень просто. Мне хотелось щелкнуть по носу этого умника Гошу и я выдал ему речь про логический анализ. А цвет стрингов был хорошо виден, когда ты на лекции сидела впереди меня. Кофточка твоя все время поднималась, а джинсы были низко на бедрах…


Рецензии