Невыполнимая просьба

ЗАБЫТЬ МАМУ? - НЕВЫПОЛНИМАЯ ПРОСЬБА!**




Четверг 20 января 2005 года. 16:00. Бутово*.


Я - участковый врач. В моём кабинете плачет двадцатилетняя Олеся. После ряда операций эта молодая женщина уже никогда не сможет родить ребёнка. Моё красноречие не находит никакого отклика в её душе.
Мне нужно подписать для неё кучу документов, но я не могу оставлять её в таком состоянии. А моя медсестра сегодня не вышла на работу. Я постоянно выглядываю в коридор, жду ту, которая сможет утешить Олесю. Это сделает Варвара Семёновна – моя ровесница и давнишняя пациентка. Я не случайно пригласила их на одно время. У этой отзывчивой женщины есть то, чего никогда не будет у Леси.
Когда Варвара Семёновна появилась, я пригласила её войти в кабинет.
 
- Располагайтесь! Я скоро вернусь, - говорю я пожилой даме. И, повернув голову к молодой, добавляю, - Олеся, я подпишу все ваши документы, вы дождитесь меня здесь. Не выходите пока в коридор. Не нужно, чтобы другие пациенты видели ваши слёзы. Варвара Семёновна, не оставляйте, пожалуйста, Олесю одну, - я многозначительно поглядела на солидную даму, и мне показалось, что дама всё поняла. Уж она-то сумеет растормошить погрузившуюся в отчаяние Олесю.

Едва за мной закрылась дверь, Варвара Семёновна произнесла:

- Повезло нам с доктором. Она умеет любому помочь. Вы не переживайте. Она и вам поможет.

- Нет. Мне она уже не сможет помочь, - и Олеся рассказала всё, что с ней случилось.

- А знаете, это как в пословице: «Бабы каются, а девки замуж собираются». Вот вы плачете, что у вас детей не будет, а я который год плачу от обиды. Кто обидел? Сын родной. У нас с мужем детей восемь лет не было. Я горевала. Уткнусь маме в плечо, плачу и причитаю:

- Мама! Что ж мне доли то нет! У всех дети есть, а у меня нет.

А мать часто мне говорила:

- Ты не знаешь, как с ними трудно. Живи для себя. Нет и не надо.

Я ещё пуще реветь:

- Как не надо! У всех есть! И я хочу!

И вот выплакала, с трудом выносила, восемь месяцев в больнице лежала. Роды были тяжёлые, едва Богу души не отдали. Родился слабенький, болезненный. Ночи не спал. Я так уставала, что мне даже во сне снилось, что я хочу спать. А вредность уже в три месяца проявлял. Приложу его к груди, а он выплюнет. Подавай ему молоко из бутылочки с соской. Меня научили начинать кормить его, пока он ещё не совсем проснулся. Как бы не так! Я так один раз сделала, а он глаза открыл, посмотрел на меня с хитрым прищуром, да как зажмёт изо всех сил дёснами мне сосок. У меня искры из глаз. Так и пришлось его из бутылочки кормить, хотя грудного молока было предостаточно. И чем дальше рос, тем сложнее с ним становилось. Каждый день к нему ключик подбирала, а на утро у него новый замочек был. Драчуном рос. Учиться не хотел. Отучила драться. Привила любовь к учёбе. Вырастила. Ангелом стал. Делился со мной почти всеми проблемами. С девушками стал встречаться. Бывало, придёт и скажет:

- Ой, мама! Что я сегодня наделал! Я всю зарплату на цветы для девушки потратил.

Ну что делать? Уже потратил. Назад цветы не отберёшь, в магазин не снесёшь. Я посмеюсь с ним и ладно. В другой раз умнее станет.
Мне было приятно, что он джентльменом вырос. Да как-то всё не ладилось у него с девушками. И вот приводит очередную знакомиться. Если предыдущие придут разочек, и ладно, дружат они себе и дружат. А эта каждый день приходить взялась. Я пытаюсь угодить, повкуснее накормить. В долги влезаю. А он мне денег не даёт, всё на неё же тратит, подарки ей покупает. А потом вдруг случайно обнаруживаю, что он ей подарки покупает в кредит под большие проценты. Я попробовала с ним поговорить, не понимает. А она уже мною командовать взялась, что мне приготовить и как. Это на мои-то деньги! Я сказала, чтобы она шла к себе домой и там командовала. Она ушла. Потом как-то спустя время поехали они отдыхать. Потратили очень много денег. Вернулись, он мне и говорит, что он жениться собрался. Я спрашиваю:

- Как ты себе это представляешь?

Он отвечает:

- Снимем зал в ресторане. Пригласим человек двадцать.

- А деньги у тебя есть?

- Нет.

- А жить где будете?

- Жить негде.

- Прости, сынок, но я с ней не уживусь. Она ещё только в гости приходила, а уже всей семьёй командовать начала. Кроме тебя здесь и ещё есть дети.


Они поженились, а меня и на свадьбу не позвали. Я всё равно им подарки подарила, когда узнала. На этом всё и кончилось.
Попросила я его помочь мне с ремонтом. Не помог. Полгода я его не видела. На праздники не пришёл, не поздравил даже ни звонком, ни открыткой. В больницу попала, пришёл вместе с ней. Я им и скажи, что я их люблю, но живут они пусть всё-таки отдельно. Он потом звонил пару раз, нужны ему были документы, пришёл, взял и быстро ушёл. В другой раз забегал уже вместе с ней, но я у врача была, а он, может, обиделся. В новогоднюю ночь позвонила ему на сотовый – трубку не взял. Хорошо живут или плохо – не знаю. У него бронхиальная астма, а она кота завела. Это она мне похвасталась, когда в больницу ко мне приходила. Я как после того первого конфликта с ней начала болеть, так всё и болею. Вроде успокою себя: жив, здоров, и ладно. А потом вдруг как начну реветь, что я плохого ему сделала? Неужели я самая худшая изо всех матерей? Или я его когда била? Или не защищала? Вот иной раз слышишь: мать детей бросила, а они её потом нашли и простили. Или вот у нас соседка пьянствовала, её родительских прав лишили. А потом дети выросли и простили ей всё. И живут хорошо. А я то что ж? Разве я самая плохая из матерей? Ведь я его уважала, всегда к его словам прислушивалась. Когда с мужем разошлась, с сыном советовалась, как с равным. Собралась однажды замуж, а он мне сказал:

- Он мне не нравится.

Ну не нравится, так не нравится. Я перестала встречаться с этим человеком. Моя знакомая вышла за него замуж. Он очень хорошо относится к её детям. Купил старшей дочке машину и квартиру. А младшего в платный ВУЗ устроил.

Это ещё цветочки, а бывает и похуже.

На этих словах Варвары Семёновны я и вошла в кабинет.

- Что-то ваша соседка давно ко мне не приходит, - сообщила я ей. – Как она там?

- Пропала. Без вести. Сын приведёт очередную подружку, а матери велит погулять. Вот она и гуляла. Квартира однокомнатная.

Удобства сыночку создавала. А после инсульта она беспамятная стала, а он её всё равно за дверь. Куда делась, никто не знает. Я то в больнице лежала, а то она всё ко мне приходила.

- А как ваши младшие дети?

- Ничего. Учатся. Скоро школу закончат.

- Помогают? В магазины ходят?

- А когда им? Сейчас так много уроков задают. Им ведь и отдохнуть хочется. А я утречком да на рынок раза два смотаюсь. За один раз мне всё тяжело привезти. А за два раза нормально.

- Всё понятно. Опять тяжёлые сумки. Вы запомните – вам нельзя поднимать тяжёлого. Я вас очень прошу себя беречь.

Эх. Напрасно я всё это говорю ей. Жизнь, похоже, ничему не научила её. Опять будет с сумками бегать, пока в больницу не угодит.

Одно радует, Олеся заметно успокоилась. Уже не плачет. И взгляд стал осмысленный, уверенный. Что-то хорошее для себя поняла. Нашла точку опоры. Ушла Олеся просветлённая. Ну, вот и хорошо.
Теперь я за неё спокойна.

- Варвара Семёновна! Как старший? Звонит?

- Звонит.

Мне она сейчас врёт, по глазам вижу. Ну, пусть врёт, если ей так спокойнее.


Четверг 20 января 2005 года. 16:00. Свиблово*.

Я невыносимо устаю в последнее время. Жена считает, что меня так сильно выматывает работа и путь от дома до предприятия и назад. Нет. Я устал от чувства вины, разъедающего душу.

Наверное, никогда не смогу простить себе, как я поступил с моей матерью. Моя жена постоянно твердит мне, чтобы я забыл о существовании матери. Забыть ту, кто целую четверть века была для меня самой лучшей мамой? Забыть? Ночная кукушка дневную перекукует. Всё так. Перекуковала. Но заставить забыть маму? Легко сказать. Маму я вижу во сне почти каждую ночь. Мне уже и позвонить ей стало стыдно. И когда она звонит, я боюсь взять трубку и услышать её упрёки. Скорее всего, она не станет меня ни в чём упрекать. Но на воре шапка горит. Нет. Всё. Хватит. Сейчас же пойду и позвоню маме. Какой бред: забыть о маме? Нет! Всё! Я иду звонить, а ещё лучше поеду.


Четверг 20 января 2005 года. 18:00. Бутово.

Варвара Семёновна кормит на кухне своих детей-школьников. Звякнул домофон.

- Кто бы это был? - с замиранием сердца произнесла мать.
Присутствующие переглянулись. В дверь кто-то по хозяйски вставил ключ…

- Сыночек! – выдохнула мать. – Сыночек! Как ты вовремя пришёл. Скорее садись к столу.

Мать ни словом, ни взглядом не упрекнула сына. И в который раз возблагодарила Бога за то, что послал он ей деток.


Четверг 19 января 2006 года. 10:00. Бутово.

У меня на приёме Олеся. Я не видела её ровно год. Сегодня она такая радостная. Едва вошла, защебетала:

- Доктор! Выйдите на минутку в коридор! Знаете, кто там? Мой муж и два симпатичных малыша. Этих малышей мы взяли в детском доме.

Я выглянула за дверь и осталась очень довольна увиденным. А Олеся продолжала:

- В тот день, когда я пришла к вам после операции, мне встретилась пожилая дама. Вы, кажется, Варварой Семёновной её называли. Не знаете, как у неё дела?

Я удивлённо подняла на неё глаза. Олеся даже имя её запомнила!

- Она поговорила со мной, и я успокоилась.

- У неё всё хорошо. Недавно мы встретились в магазине. Она покупала игрушку для внучки. Её старший сын похвастался, что назвал дочку Варенькой.



Спустя десять минут Олеся ушла. А я задумалась. Получается, что та серьёзная размолвка Варвары Семёновны с невесткой и сыном помогла выжить Олесе.
_________________________________
* Бутово и Свиблово – районы Москвы, расположенные на противоположных окраинах города.


** ПОЯСНЕНИЯ к РАССКАЗУ, перенесены сюда с Литературного Портала "Что хочет автор". http://www.litkonkurs.ru/index.php?dr=45=71546=0

...Это чужая история и чужая жизнь. Мне, Слава Богу, повезло с детьми. Я и представить себе не могу всей гаммы чувств, которые испытывают в подобных ситуациях матери. Да минует меня чаша сия!
 
Рассказ только для того написан, чтобы обозначить границы: "Нужно - не нужно", "Возможно или бесполезно". Главный вывод:
 
"Мама - самое святое, что есть у каждого человека, какой бы плохой она ни была".
 
Может быть я не права, но сама я на вопрос, как справиться с подобным непониманием матери, отвечаю обычно примерно так:
 
"Вы не пробовали открыто поговорить с мамой? Мягко, но настойчиво говорите ей каждый день:

- Мама! Ты всегда меня понимала. Поймёшь и теперь. Ты - женщина. Я - мужчина. Если какая-то девочка нравится тебе, то не факт, что она сможет стать мне хорошей женой. Ты ведь хочешь, чтобы я стал счастлив? Позволь мне решать самому. Ты родила меня для моего счастья? Если я смогу достичь счастья так, как я понимаю его сам, то и ты рядом со мной станешь счастливее. А насильно сделать человека счастливым нельзя. Может быть, ты боишься, что я стану любить тебя меньше, то твои опасения напрасны, ты всегда будешь моей мамой. И я всегда буду рядом. Я люблю тебя, мама. Ты самая лучшая мама на земле.
Разве это не так? Разве вы не любите свою маму? Если б не любили, то давно бы ушли от неё, хлопнув дверью. Но, как правило, Вы долго терпите, а потом взрываетесь и начинаете орать, что она ненормальная и всё в том же духе. Словно она и в самом деле всю Вашу жизнь была не заботливой, любящей матерью, а исчадием ада. Словно окончательно забыли, что она проводила рядом с Вами бессонные ночи, когда Вас отвергла Ваша первая любовь, и когда отвергла вторая и третья. Она находила какие-то слова, чтобы вселить в Вас уверенность, что всё будет хорошо и так далее.

Вот и покажите ей на примере общения с ней, что Вы стали спокойным, рассудительным мужчиной, уверенным в себе. Убедите её, что в этом решении Вы уже не сомневаетесь, что уж эта-то девушка точно – Ваш идеал, Ваша и только Ваша мечта, воплотившаяся наконец-то в жизнь.
Если Ваша маменька верующая, и для неё самый большой авторитет священник местного прихода, подключите его. Да и в самом деле заручитесь его благословением. Или… если сами-то Вы ни во что не верите, возьмите грех на душу и скажите, что даже священник Вас благословил. Она рада будет поверить Вам.
 
А то вот, что получается: сын одной моей знакомой, зная, что для его матери священник N непререкаемый авторитет, он, даже выпросив у того благословение на женитьбу, ничего не сказал матери. А она убивалась, плакала, что сын её попался на крючок акуле. Когда спустя время после их свадьбы, она узнала, что их благословил старец, каждым словом которого она всегда дорожила, то перестала плакать, а успокоилась. Но сколько сил здоровья было потрачено зря!
Так что мягко и настойчиво говорите маме о своей любви к ней и к своей избраннице, Доказывайте своими поступками, что Вы по-прежнему заботитесь о ней – о своей маме. Рассказывайте маме не о том, сколько детей у Вашей будущей невесты и какие они странные и неуправляемые, а расскажите о том, какая добра и как умна Ваша избранница, что это она настояла, чтобы Вы позвонили маме и предупредили, что он задержится. А то ведь как бывает, девушка и в самом деле ангел, и в самом деле напоминала Вам о звонке маме, а Вы отмахнулись. И вполне естественно, что мать обвиняет именно её в той забывчивости и в том охлаждении, которое Вы теперь проявляете к старушке.

Я думаю после этого лёд в душе матери исчезнет. Но если она и после этого не захочет принимать Вашу избранницу, то Вам остаётся грустно вздохнуть и... уйти из дома, оставив записку, что Вам теперь остаётся два выхода либо уйти с этой девушкой либо в монастырь (или ещё что-то типа того, что ей покажется самым неприятным). А так как я всё-таки тебя очень люблю и не хочу решаться на крайний шаг, то поэтому ухожу всего лишь к этой девочке, пока она во мне ещё не разочаровалась.

(Придётся припугнуть её. Шантаж! А что делать? Лучше шантаж, чем и в самом деле докатиться до того, о чём она боится.

Вспомните, что для неё страшнее всего? Монастырь или наркотики или петля? Поживите отдельно какое-то время. Наконец, просто уезжая в командировку оставьте такое письмо. И, будьте уверены, она примет эту девочку, как меньшее из зол. А если станет после с ней ссориться, то Вы им обеим устройте ту же промывку мозгов.

Скажете, что совет мой очень жесток? А не жестоко лишать себя возможности жить нормально один единственный раз? Ведь род мужской сейчас тихо вымирает при своих своенравных мамочках. Просто и тихо уснул вечером, а утром не проснулся.

Ему было 40-50, ему бы ещё жить и радоваться, а всё. Уже не сможет и сам порадоваться и ни одну женщину не сделает счастливой, в том числе и свою мать. А мать будет жить без него и себя казнить. И только социальные работники будут раз в неделю приносить ей скудные продукты. Или доживает до 100 лет благодаря сердобольным соседям, но как одинока, горька и безрадостная её жизнь.

Если вы сейчас измените линию своего поведения, то ещё много лет проживёте в долгожданном счастье. А у Вашей мамы будет заботливый сын, то есть Вы, Ваша жена, дети и внуки.


Мужчины! Пора Вам стать мужчинами и по-мужски мягко, но властно настаивать на своём. И никогда не позволяйте маме и жене ссориться. Говорите открыто:

- Я Вас люблю обеих, и ради меня Вы будете жить дружно!

И никогда не принимайте сторону ни одной, ни другой. Мать жалуется? Наберитесь мужества сказать маме: Я знаю, что у неё характер - не мёд. Но у меня именно на ней свет клином сошёлся. Мне кроме неё никто не нужен.

А жене скажите:

- Ну что я поделаю? Она старая и больная. Но ведь она меня воспитала таким, каким ты любишь меня. Была бы моя мать другая, и я был бы другим. Кстати, как правило, у склочных матерей изумительные сыновья!"
 

Искренне желаю счастья всем, кто терпеливо дочитал или не дочитал ))) моё нравоучение.
 С уважением Наталья Исаева


Рецензии
Иногда так хочется сказать: "Это чужая история и чужая жизнь"! Жаль, не всегда это возможно... Позвольте присоединиться к искренннему пожеланию "счастья всем, кто терпеливо дочитал или не дочитал" Ваше произведение.

Дмитрий Живогин   12.08.2010 22:27     Заявить о нарушении
Дмитрий! Спасибо Вам, что дочитали и откликнулись. Счастья Вам и взаимопонимания со всеми, кто любит Вас!
С теплом и уважением,
Наталья Исаева

Золотистая Пантера   26.08.2010 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.