Легкий обзор конкурса

Итоги конкурса готической миниатюры не дают нам картины жанра, так как сама форма произведений в полной мере не выражает особенной стиля. Однако из полученных творений авторов можно судить о современных чертах готики.
Готическая литература имеет более глубокие корни, и что объединяет ее - «описание страха перед сверхъестественным».
Итак, перейдем к конкурсным работам. Необходимо заметить, что ни один из авторов не коснулся темы вампиров, видимо, считая ее избитой. Если на раннем этапе авторы, приверженные к написанию классической литературы ужаса делали акцент на внешние проявления страха: зловещие замки, полнолуния, призраки и гробницы. То теперь, готика перемещается в души героев произведений, овладевает ими подобно культуре, перенятой у запада.
Получается современная готическая литература - это преломленное, темное восприятие мира, которое открывает неосветленную человеческими чувствами часть души. При чем этот мир обязательно населен ведьмами, впускающими в этот мир демонов и другие проявления потустороннего мира, с помощью таинственных ритуалов. Другой стороной современной готической литературы – это изменение внутреннего мира человека, склонного к темной культуре, охватывающей его мысли и поступки. Чаще всего происходит конфликт личности «не такого, как все» с обществом, что завершается гибелью.
Миниатюра «Старые кварталы» позволяет заглянуть в темный мир, который кроется за стенами полуразрушенных зданий, населенных обитателями, обладающими невиданным долголетием. Здесь проявляется именно сторона готической литературы, раскрывающая страх перед таинственным и зловещим местом, неожиданно найденным посреди современного города. Конфликт прошлого и настоящего; материального и сверхъестественного; объяснимого и мистического. Здесь же присутствует намек на демонические силы, поддерживающие существование, так называемого, бермудского треугольника.
Миниатюра «Враг мой» также посвящена проявлениям мифических сил, находящих проявление не только в поступках людей, перешедших на другую, темную сторону. Автор углубился в описание влияния темных сил на характер человека. Здесь он заставляет мстить тому, кто виновен в изменении жизни героини, набравшейся мужества, чтобы покончить с врагом.
Миниатюра «Рукописи тринадцати» полностью посвящена ритуалам по вторжению демонов в сознание людей. Здесь автор постарался создать собственную легенду, взятую из темных книг, о том, как человек может заполучить власть при переходе на сторону темных сил. В конце концов оказывается обмануты и побежденным. Ибо зло должно быть абсолютным и иметь одного хозяина, который не разделит силу ни с кем.
Миниатюра «Сын нарисовал мне космос» включила еще один почти неотъемлемый атрибут готической литературы – влияние сна на изменение разума человека. Ведь именно в ночное время к людям приходят кошмары, граничащие с запредельными страхами, которые порой становятся вещими. Автор показал нам пример поглощения мира темнотой, когда не остается ничего, кроме самых низменных чувств.
Миниатюра «Готика» посвящена противодействию двух мнений. Раскрывается тревога главного героя о судьбе мире, который может поглотится тьмой. В противовес печали одного существа находятся опровержения в словах человека. Однако исполнено это крайне ограниченно, с упоминанием мыслей и событий, о которых автор умолчал.
Все вышеперечисленные произведения относились к внешнему проявлению готики в жизни мира и человечества. Пожалуй, кроме «Старых кварталов» вобравших в себя намеки на подсознательный страх, отталкивающий человека от походов в неизвестные ему, заброшенные места.
Теперь следует остановиться на темной стороне души.
Миниатюра «Герой нашего времени» показывает, насколько в последнее время изменилось человеческое общество на пути к развитию. Какими стали идеалы, вместо почитаемых ранее, и чему теперь они служат – хитрым и умным. То есть процветанию лжи и обмана, а это и есть темные качества личности, порожденные недостатками человеческого общества.
Отсюда следует сказать, что готика в своем роде выявляет протест против современного мира, ставя в противовес ему идеалы прошлого, нарушенные временем.
Миниатюра «Вера» обходит тему идеалов общества, однако затрагивает коренную – веру в бога и идеализацию творения, то есть земли. Несмотря на некоторую субъективность взгляда, автор показывает, что люди толком ничего не знают о сотворении мира и, по слабости, прибегают к покровительству религий, которая ослепляет их, но дает надежду.
Два предыдущие произведения были сосредоточены на потерянных идеалах мира, что в целом, не очень удовлетворяет понятию готики. Однако в «Вере» все-таки звучит нотка о «темноте жизни», проявляется в разочаровании бога.
Миниатюра «Обратная сторона жизни» - зарисовка на тему познания черного, не видимого на фоне белого. О том, что даже за прекрасной улыбкой может скрываться глубокое разочарование и боль, от нанесенных кем-то обид. Произведение о человеческих чувствах, коими наделен ангел, сброшенный на землю. Центральным элементом готики здесь выступает демон – «к Нему подползает негатив, который мог бы предстать в виде дьявола или черной слизи, или… да мало ли у него масок?...».
Миниатюра «Черные дыры» демонстрирует нам неизбежность наступления тьмы и смерти, которой обычно преждевременно заканчивалась жизнь ведьм, сожженных на костре. Да, темная сторона, несомненно, дает много преимуществ, описанных авторов. Но тут же показана цена, которую заплатит человек, переступив порог.
Миниатюра «Конец маленького мира» рассказывает о трагической судьбе девушки, которая покончила с собой из-за того, что не сумела найти защиту в этом мире. Приверженность к культуре не спасла ее, и внутренний мир был разрушен. Этот текст, как никакой другой, раскрывает «внутреннюю направленность» готической литературы, нацеленной на изменения внутри человеческой души. Именно аналогичные тексты последовательно раскрывают переживания героев, столкнувшихся с несправедливостью жизни, каждую личную трагедию.
Миниатюру «До свидания» нужно выделить, прежде всего, из-за эпиграфа, взятого из популярной песни. Эти слова подчеркивают внезапную смертность человека, которая чаще всего раскрывается в готике. Сам текст можно отнести к классическому виду триллера или ужаса. Когда доведенная кем-то до помешательства личность, идет на самоубийства, в надежде спастись от жестокости жизни.
В общем, авторы, принимающие участие в данном конкурсе делали ставки на следующие черты готики: колдовство и демонология; страх перед сверхъестественным (слабо выраженный); темная сторона жизни человека и общества. Однако, даже склонение к потустороннему и изображение странных ритуалов не позволяет полностью отнести текст к готической литературе. В них главная атмосфера, созданная автором и нагнетаемая, в процессе раскрытия сюжетной линии. По этой части несовершенными выглядят такие тексты: «Герой нашего времени» (наоборот навевает спокойствие сытостью и беспечность племени, идущего по чужим жертвам); «Готика» (одного названия и противоборства мало; автор допустил «лирические» отступления, разрядившие обстановку); «Сын нарисовал мне космос» (несмотря на таинственность и мрачность, описание жизни чудищ из космоса кажется слишком затянутым и отстраняет читателя от главной идеи).
Наиболее ярко выраженными представителями готического направления можно назвать: «Обратная сторона жизни» (за предоставленный контраст и многоликий облик Дьявола); «Старые кварталы» (за поддержанную атмосферу ужаса перед неизведанным, и опасности, притаившейся в старых домах); «Вера» (за новый взгляд на религию и то, как она воспринимается тем, кому служит); «Черные дыры» (за описание трансформации и опустошения души, искоренение всего человечного, и горькую плату за это).
При подсчете голосов балы, отданные автором за собственное произведение, не учитывались, с целью обеспечения наибольшей объективности мнения.




Рецензии
Хотели 13 миниатюр, а получилось - только 12.
Очередная победа Света над Тьмой !
:)))

Максим Шкурин   23.01.2006 17:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.