Избранное 7. 3, или Давайте писать правду

Если призыв из заголовка кому-то захочется понять буквально, я не против. Пусть пишет правду, или как еще говорят – пусть не врет. Все-все рассказывает, как в реальности случилось. Предположим, ел в воскресенье с утра до вечера борщ с диким петухом, об этом и пиши, а не выдумывай про фрикассе из кузнечиковых лапок. Или жене с утра, когда она стаскивала за ногу с кровати, мол, пора уже бриться и на работу отправляться, крикнул сгоряча: «Достала!» – то и нечего потом сочинять, будто, нервно подергивая женин воротник, воркотал ей в шелковое ушко: «Любимая это венецианское шитье так гармонично оттеняет твою алебастровую скулу».

А если кто-то про заголовочную правду подумает, что это правда миров, не существующих в обозримом пространстве, но только в писательском воображении, я тоже сетовать не буду. А даже наоборот. Такую правду, я, пожалуй, более всего уважаю.

И вообще, правда – она ведь у всякого своя.
Только не подумайте, что я пытаюсь философствовать. Боже упаси! Нет, просто подвожу – плавно, незаметно – к цитате. Давно уже искала повод вывесить ее на всеобщее обозрение.

Так и не нашла. Пришлось всякую ерунду придумывать.
Цитата любопытная. Возможно, для кого-то она приоткроет тайны писательского мастерства. А кто-то (что вероятнее) пройдет мимо, ничего особенного в ней не обнаружив. Но даже если польза в ней найдется всего лишь для одного человека, и то получится, что поместила ее тут я не зря.

Итак, крохотный отрывок из романа «Толстая тетрадь» швейцарской писательницы венгерского происхождения Аготы Кристоф:

Мы начинаем писать. У нас два часа и по листу бумаги на каждого.
Через два часа мы меняемся сочинениями, с помощью словаря исправляем друг у друга ошибки, а потом ставим внизу страницы оценку – «хорошо» или «плохо». Если отметка – «плохо», мы бросаем сочинение в огонь и на следующем уроке пробуем написать на ту же тему еще раз. Если «хорошо», то мы можем переписать сочинение в Тетрадь.
Правило, по которому мы решаем, что ставить – «хорошо» или «плохо», – очень простое: сочинение должно быть правдой. Мы должны описывать, что происходит, что мы видим, что мы слышим, что мы делаем.
Например, нельзя писать «Бабушка похожа на ведьму», но можно писать «Люди называют бабушку Ведьма».
Нельзя писать «Городок очень красивый»: ведь Городок может быть красивым для нас и не нравиться кому-то другому.
Нельзя писать «Денщик – хороший человек», потому что это неправда: ведь денщик мог сделать много плохих вещей, о которых мы просто не знаем. Поэтому мы пишем только : «Денщик дал нам одеяла».
Нам можно писать «Мы едим много грецких орехов», но нельзя – «Мы любим грецкие орехи», потому что слово «любить» – слишком неопределенное, в нем недостает точности и объективности. «Любить орехи» и «любить маму» – совсем разные вещи. Первое выражение обозначает приятный вкус во рту, второе – чувство.
Слова, обозначающие чувства, весьма расплывчаты; всегда лучше избегать их и придерживаться просто описания предметов, явлений, людей и себя – иначе говоря, беспристрастного описания фактов.

Не все, конечно, придерживаются такого принципа создания литературных произведений.
Можете убедиться в этом сами, прочитав рекомендованные в этом выпуске рассказы.
___________________________________________

1. «Записки меланхолика», Михаил Марр

Представляет Иосиф Лазарев

Доброе утро, Михаил! :)
Хотя, разве утро утро может быть добрым? :) Помните ослика ИА, типичного меланхолика? :))) Шучу, конечно. Но шучу с грустью, потому что Меланхолия - это убийца всего самого лучшего. Она с неизбывной печалью смотрит в Прошлое, безнадёжно заглядывает в Будущее и то и дело спотыкается о Настоящее... Споткнувшись, удовлетворённо кивает, поскольку получает лишнее доказательство тому, что "разве утро может быть добрым?".
Меланхолия сводит на нет всё: любые усилия, достижения и внутренние открытия. Она напоминает функцию "обнулить" в какой-нибудь компьютерной программе, когда все предыдущие числовые значения превращаются в ноль одним нажатием клавиши. И этой клавише до лампочки, результатом скольких лет работы были уничтоженные данные.
Меланхолия как бы отрицает то, что есть и возводит на трон царицу всех времён и народов "Если Бы". Её царство всегда находится в состоянии гражданской войны и мелких внутренних междоусобиц. Притязания этой царицы бесконечны, её потребности вечно не удовлетворены... Она ничего не смыслит ни в экономике, ни в политике, и если человек даёт ей неограниченную власть, то вскоре весь его внутренний мир будет разорён и стёрт с лица; внутренние ценности - разгромлены, расхищены, проданы в рабство "обстоятельствам" или обменяны на сочувствующие улыбки окружающих...
 
___________________________________________

2. «Анатомия», Джинжер

Представляет Лара Галль

вот когда читаю такие вещи - первая мысль: "Интересно, а что Секретка бы сказала?"
у меня какие-то противоречивые чувства...
Вроде бы классно всё, и интрига, и нравственно не перегружено, несмотря на пограничность ситуации, и написано талантливо...
Невыразимое выражено тонко, неуловимой нотой, без всякого пафоса
никто никого не судит, жертва проникается сочувствием к палачу
дети прощают за отцов грехи их матерей
хлебопеки остаются при своем
маляры закрасят все голубым и зеленым
и колобок от дедушки ушел, и от бабушки ушел, и от всех ушел...
от себя только никому не уйти
хоть в плавках, хоть без...
в смятении я, короче...
 
___________________________________________

3. «Возвращение в рай», Светлана Осеева

Представляет Лара Галль

А не добавить ли еще чуть-чуть сюра в Копирайт?
Мистический январь с гаданьями рождества и крещенья, двумя новыми годами и прочей спиритуальной обнаженкой располагает))
А весь текст соткан из таких улётных ниток, как такая вот фраза:"Ты нервничала и пыталась придать брошенным вещам какой-то скрытый, только тебе ведомый смысл".
а в конце - замирает: "И я вспомнил, как плакала моя мать, торопливо сверкая вязальными спицами сквозь тягостный, серый сгущающийся сон, брезгливые глаза дочери, нелепую кривляющуюся походку её сумасшедшего сына, покидающего мою спальню, где звенел ещё в сумраке под потолком мой крик, и толпящийся страх за чьей-то спиной, и побег сквозь зыбкий, нервно вибрирующий шёпот чьих-то алебастровых губ, и зелень светящейся воды, качающей что-то ужасное в глубине, и ветер, ветер, слагающий камни в причудливый силуэт на берегу. И понял я: мне нечем оправдаться перед Богом".

___________________________________________

4. «Труп», Франц Калман

Представляет Лара Галль

Вы правы, автор, это следует поместить в Избранное, несмотря на то, что так напоминает Сартра ("Стена")
поместим, а там и поговорим)))

___________________________________________

5. «я ведь не умею со-чи-нять...», Илья Слонин

Представляет Лара Галль

когда я встречаюсь с такими текстами (и такими авторами) у меня возникает ощущение увиденного во сне собственного лица в зеркале. Лица, черты которого, как известно, помнишь, только когда видишь, а как отойдешь от зеркала забываешь...
поэтому в восприятии таких текстов я пристрастна и лицеприятна))
Но, прошу Копирайт обратить внимание на нового автора на нашем сайте. И если наши пристрастия совпадут, то, возможно, Избранное вберет в себя этот дивный фрагмент души написавшего сей текст.

___________________________________________

6. «3акладка», Сергей Неупокоев

Представляет Лара Галль

Неуп, солнце ты наше! Ты Гамлета прочитал? или что-нибудь из Софокла?)))
такое осютение, что прочитал и пересказал для Ромы КакТуза))
или просто решил поиздеваться над всеми обожателями твоих буковсочетаний и словососедств и устроил им такой тест-отбалдизм...
Умница! просто блестяще получилось (если цель такова была,,,)

___________________________________________

7. «Психологические тесты или узелки на пекинской капусте», Наташа Нежинская

Представляет Designer

Да... С прозой действительно что-то случилось! Больше десяти дней этот текст на прозе и всего столько рецензий...
А читателей...
У меня сейчас их больше!
Я пишу о том, что мне интересно, и может, интересно другим, но это не литература, а тут...
Читал я кусками, а это сильно портит цельность картины... впрочем, может твоя интерактивность и предполагает такое?
Впрочем, все куски читаются напряженно. Честное слово, просто дышал в унисон, когда копал подкоп вместе с Евгением...
Сюжет банальный, тысячу раз было, но было иначе.
:)
А если сказать коротко, то поздравляю с новым достижением. На мой взгляд, это самый сложный по структуре твой текст и я обязательно буду рекомендовать его копирайту в его очередной дайджест.
 
___________________________________________

8. «Случай одного выздоровления», Мел

Представляет Бастет

Из всех последний ваших публикаций этот рассказ вызвал наибольшее оживление в области сердца. Прочла мгновенно, несмотря на некоторую искусственность сюжета. Мне сложно представить мужчину, успешно ведущего бизнес, добровольно ушедшего в отпуск на полгода. Хотя обстоятельства жестко подталкивали его к этому решению. Лоренсу неоднократно давали понять, что надо пересмотреть взгляды на жизнь. За короткое время столько смертей. Но такие резкие перемены, мне кажется, скорее, приведут к появлению отрицательного отношения к миру акул. Ну да ладно. Не это главное в рассказе. А главное, как мне показалось, что любой человек изначально способен любить. Нет никаких ограничений. Чушь пишут про дар редкий – умение любить. Без него невозможно жить. Другое дело, что не всегда встречаешь своего человека. Но на то и дана нам способность меняться, т.е., создавать возможность, раздвигать границы поиска. Каждый человек может и должен найти свое счастье. Вот только не всегда хватает доблести, чтобы защитить его от сомнений. Как в этих словах Лоренса. И куда подевалась логика? )
!!! Тед отвернул лицо.
–Тони, …снова обыграл меня в шахматы?

Снова рекомендую журналу Копирайт этот рассказ. Реально получила удовольствие от чтения. Мастерски выписаны все герои, масса любопытных наблюдений из жизни, ироничные диалоги, скрытая мистика и отсутствие пустых слов. Все имеет смысл.

___________________________________________

9. «Древние чётки», Георгий Рухлин

Представляет Бастет

А ведь прав Сергей Лесненко. Я еще в предыдущем рассказе отметила фразу о недопитом стакане.
Есть ожерелье из бусин. Красные - мужчина, белые - женщина. Достаточно подменить одну бусину и дракон возвращается. Если нельзя удержать гармонию во всем мире, то почему не попробовать договорится с самим собой. Или одиночество является высшей целью? У демонов нет своей энергии, они питаются нашей. Подумайте.

Отличный рассказ. Несмотря на некоторую шершавость, суховатость языка у автора есть, чему поучится. Неожиданное приятное открытие на Прозе. Журнал Копирайт думаю согласиться со мной. Странно, что это не сделал никто до меня.

___________________________________________

10. «МЕЖДУ СРЕДОЙ И ПЯТНИЦЕЙ», Andy Cannabis

Представляет Бастет

Недавно читала статью о новом поколении. С чем была несогласная, так это с тем, что нет у него цели яркой. На первый взгляд это действительно так. И в исповеди главного героя мы находим слова "Все равно я не знаю, кто я и зачем". Т.е., жизнь не кажется, ему достойной играть переливаться радугой. Нет в его палитре, кроме черной и белой, других красок. Но мы то, умные читатели знаем, что хватит и капли дождя или одной снежинки на лист творца, чтобы появились новые краски. Чаще всего новое поколение рисует смерть. Уж что оно в ней находит притягательного, мне не понять. Но умереть оно хочет красиво. Чтобы мир вздрогнул и зашатался.
Красивая история смерти мужчины. Ради любви. Слепой любви. "Я вижу все что угодно, но только не тебя".

p.s. Если и читать грустные произведения, то только красивые. Это намек журналу Копирайт. Отнеситесь к автору со вниманием. Чую мало их скоро останется. )
 
___________________________________________

11. «Плавание на Тринакрии», Зоран Питич

Представляет София Прус

Может быть, это надо читать не один раз. Удивительное мироощущение. Как мало мы знаем об этом мире и о себе... Как мало мы успеваем пережить из всего, что возможно. Автор выходит за рамки стереотипных представлений и переживаний в свободное плавание. И наверно, не случайны африканские мотивы. Мне довелось пожить в Африке и почувствовать, как меняется психология, как расширяется кругозор, и становишься другим в окружении людей, устроенных по-другому. Кстати, индусы, очень интересные люди, и автор достаточно точно передал обаяние индуса, отметил особенный смех африканских женщин, общительность и непосредственность чернокожих детишек, и многое другое. Безупречный стиль, прекрасный язык.

___________________________________________

12. "Короли города", Александр Кудрявцев

Представляет Лара Галль

я так страшно далека от любой темы, смежной с тем, что за окном, настолько аутична, что "ничего не вижу, ничего не слышу" и весь мой мир внутри - и то, я читала Ваш рассказ не отрываясь.
Но, все же отрываясь ненадолго по аналитической надобности - чтобы оставить отклик требовалось делать "зарубочки".
И я сделала, отметив, что произведение подходит для обычного читателя, любящего вкусность и динамику текста, потому что текст состоит из таких вот фрагментов:
"С нами подружился один из главных и страшных «блатных» города – сам Саша Толстый. Этот огромный увалень самостоятельно нашел место репетиций «БН» (теперь это был гараж родителей Шифера, куда мы притащили выкупленную у школы аппаратуру). Он долго и внимательно слушал, потом смиренно попросил гитару – и неожиданно выдал знаменитый каприс Паганини. Мы изрядно удивились – каждый палец огромного Саши напоминал увесистую сардель.
- Каприз Паганини! На киче ящик как-то смотрел, а там чикса на скрипке пилила, - простодушно делился секретами своего мастерства Толстый, - да фартово так. Ну, я на гитаре и подобрал… Тянет…"
"- Эгрегор созидания! – важно говорил Шифер."
Текст хорош и для читателя возвышенного, эмоционально утонченного, потому что в тексте есть вот такие, наприме, фрагменты:
"Она пела, волнуясь, мою песню – вместе со мной из невидимого трескучего магнитофона. Так поют ангелы, когда им хорошо. Я остановился и жадно слушал.
Это и было – Самое Главное.
Больше мне не надо ничего."
Для читателя, продирающегося сквозь экзистенциальный кризис, потому что есть тут и такое:
"Мне здесь все ТАК НАДОЕЛО, - слабо выдохнул Шифер, - я устал… А там – хорошо, потому что все не так… врубаетесь? Сверхчеловеческий мир, холодный, но там – хорошо… потому что - не здесь…"
Для культурологов современности текст тоже пригоден всем сюжетам и вот такими местечками:
"Искать настоящего интеллигентного персонажа следует среди интеллигенции провинциальной. Как знать, может, именно в провинции нашли вожделенный покой бежавшие от революционных чисток мастера и маргариты столиц. Где еще вы встретите эти исключительно правильную речь и осанку, гордый профиль, пылкую наивность и рьяную приверженность русской классике… Оглушающая сила действия бескультурной среды города N равна силе противодействия культурной Венеры Карловны".
ну и любой философ оценит рассказ, чье начало кусает себя за собственный хвост...
Спасибо за чудесную пару часов!



Дежурная по Копирайту – Шура Борисова


Рецензии
Бастет, Борисова, Неупокоев, Галль и проччие широкои часто любимые...
А игде проччие имяреки...
Вот именно. Там иесть...

Оттуда горячий привет!

Сергей Донец   03.02.2006 00:40     Заявить о нарушении
Хочешь быть орком? Рекомендовать произведения в избранное?Пожалуйста! Прочти статью на страничке копирайта - как стать орком.
хочешь стать у всех на устах - стань. пиши критические обзоры - будешь известен.
в чем проблема?!

Лара Галль   03.02.2006 00:52   Заявить о нарушении
Неа, Лара! Обзор и обсер меня не привлекает...

Сергей Донец   03.02.2006 00:59   Заявить о нарушении
А что привлекает?
Или, может быть, кто?
(задумалась)

Копирка   03.02.2006 01:26   Заявить о нарушении
а зачем кусаешься?
или не кусаешься, а тогда что?

Лара Галль   03.02.2006 01:30   Заявить о нарушении
Што, што...
Общаемся как все беспокойные
и культурные люди
А никово никак не хочу
ужалить
Нашмотрелся как жалят
Хочется теперь жалеть
И желать успеха
Цего и зелаю
От дуси всей
Волнуюсь потому и рець сепелявая

Сергей Донец   04.02.2006 01:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.