Горечь

Последняя янтарная капля пивной горечи мягко скатилась в стакан. Пиво кончилось. Все как всегда: "найти хорошее пиво - купить воблу...". Не правда, что пива много не бывает. Бывает и очень часто. Вот и сейчас последний горький глоток пошел "через не могу". Горечь вызвала невольную гримасу и трудно понять то ли пиво ей виной, то ли свежие впечатления от посещения древнего русского городка Углича.

 Углич остался позади. Всего-то удалось пройти по его улицам чуть более километра, но желания продолжать экскурсию не возникло. Этот городок встретил наш теплоход надрывно-разудалой песней седеющих музыкантов одетых в ярко-желтые стилизованные рубахи. Организованная экскурсия в "храм на крови" вызвала ощущение странности и неуместности происходящего. Выступление симпатичной девушки-экскурсовода было составлено явно в эпоху советской власти. Двусмысленные высказывания в адрес св.царевича Димитрия непрерывным потоком звучали под сводами храма, воздвигнутого на месте его гибели. Своеобразная дань исторической памяти.
 
 Затем было выступление "ансамбля духовной музыки" в Рождественском соборе, стоящем тут же рядом. Уже при подходе к паперти собора я невольно остановился, увидев двух молодых людей, мирно беседующих около открытых дверей. Туда деловито вливалась наша экскурсионная группа. Все бы ничего, но одеты были эти довольно сыто выглядевшие ребята в монашеские подрясники с.... золотой окантовкой строгих воротничков. Во многих монастырях мне удалось побывать до сего дня, даже пожить в некоторых, но нигде я не встречал подобных украшений иноческого облачения. Оказалось, что это и есть "певчие". Я сам три года простоял на клиросе в качестве певчего. Приготовился послушать пение профессионалов, перенять, что называется, приемы мастерства. Прислонился в уголке, тогда как экскурсанты рассаживались на стилизованных под старину деревянных лавках вдоль стен. И тут "певчие" начали подниматься на амвон. Для людей не церковных следует пояснить, что на солию (возвышение около иконостаса в храме) допускается подниматься лишь единичным людям даже из числа клирошан и уж совсем возбраняется входить на амвон - выступающую часть солии. Амвон используется только священнослужителями в самые торжественные моменты богослужений и для проповедей. Запели "Херувимскую", "Отче наш", "Достойно есть"... По церковному Уставу во время исполнения первой положено стоять, опустив глаза долу, вторую "единым сердцем и едиными усты" поет весь народ в храме, во время исполнения хором третьего песнопения - замереть в земном поклоне. А тут, по окончании каждого песнопения - жидкие и разрозненные аплодисменты. Впрочем, их я слушал уже из-за стены, отделяющей храм от западного придела. В дверной проем я разглядел развешанные по стенам старинные иконы и ушел туда.
 
 Пока мои попутчики наслаждались народным певческим творчеством, я успел в одиночестве приложиться и кратко помолиться перед древними "экспонатами"-иконами. Бирки на них ("Никола-Угодник", дерево, левкас, тампера, XVIII век"...) у меня ассоциировались с номерками, пришитыми к тюремной одежде. Каждый раз, когда я вижу подобные бирки в музеях, или на прилавках антикварных магазинов у меня всегда возникают одни и те же чувства и желания...Стыд... за память собственного народа и ощущение личной вины за глумление над святынями. Желание вызволить их из заточения. Все это всплывает всякий раз, при заказе написания очередной иконы. Сколько я их уже заказал? Сразу и не скажу, если спросить. Про многие из них и не скажу, даже где они сегодня находятся. Часто мы с женой отдавали их с еще не просохшей олифой. Одна из них сгорела вместе с нашим приходским храмом после поджога. Икона-мученица... Отношение к иконам как живым существам - это традиция православия. Ничтожна эта лепта, спору нет, но она позволяет хоть как-то восполнить недостаток расхищенных святынь. "Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему.."
 
 Наконец-то "концерт" закончился. Все выходят на улицу. Идем вдоль пестрых лотков, засыпанных продукцией местного часового завода, матрешками и подделками под старину. Стыдно глядеть на людей. В горле горечь. Отстаю от своей группы и решаю отправиться на поиски хорошего пива. Благо, что у этого товара недостатка сегодня не наблюдается. Этого изобилие... Под ногами взрывается китайская петарда. Вздрагиваю, резко возвращаясь в реальность. За лотками, в недосягаемости радостно щурится чумазый шкет, только что подходивший за милостыней, и чуть ранее предлагавший купить у него замученный пучок первых тюльпанов. Точно такие же растут на всех клумбах в пределах видимости...
 
 Пиво кончилось, а горечь осталась... Так всегда бывает, когда последний глоток оказывается лишним...
 

Углич-Москва 2003


Рецензии
Отличное метафора по поводу "чумазого шкета"который как "замученный пучок" тюльпанов растет "на всех клумбах".Нет, у меня иллюзий по поводу этих персонажей.Отнюдь.Ассоциативный рядя,очень....
Всего найлучшего.Спасибо за текст.

Андрей Сукач   12.04.2007 08:23     Заявить о нарушении
в чем-то и мы сами не лучше этих персонажей... Иллюзий у меня нет тоже... есть вера, надежда и любовь. Это важнее любых иллюзий.

Сергей Шалимов   12.04.2007 09:15   Заявить о нарушении
Я не о том кто лучше,кто...Просто уйдут слова,размоються мысли временем что бы собраться в другие,а этот образ останеться как и горьковатый вкус пива.Кто смотрел в воду лесных речушек на дне которых лежат деревья вспомнит еще и про цвет.

Андрей Сукач   13.04.2007 23:25   Заявить о нарушении
да, вы правы... Боль проходит, а шрамы остаются как память о ней

Сергей Шалимов   16.04.2007 10:13   Заявить о нарушении
похоже это дьявольская работа,через боль пробудить страх к новым шагам.

Андрей Сукач   17.04.2007 01:29   Заявить о нарушении
а может быть и не дьявольская? Не зря ведь поговорка есть: "Бог палкой не бьет, но наказать может". Очень мало людей, из тех кто воцерковился в сознательном возрасте самостоятельно, пришли в храм "от большой радости"... и первое приближенное понимание "страха Божьего" состоит именно в памяти о той боли и горечи, которая ждет того, кто отвернется от Бога... А если нет памяти? Тогда боль и горечь будут только увеличиваться. Это очевидно... Те кто пытаются игнорировать объективные законы мироздания обречены на...

Сергей Шалимов   17.04.2007 09:12   Заявить о нарушении
на вечное сравнение то-го что сделанно с тем что упущенно,я мало знаком с пришедшими да и с оставшимся как то все стем что есть, что послал....но вижу часто что шрам в оправе боли формует жесткость,и костяком на котором наростает этот образ есть - срах.Корешки которого тянуться к неизвестному шуму в темных углах пещеры,молния да гром к тому-же.если читали то вспомните(?)у Оруэлла в"1984" концовку.осознание необратимести возможно тольке это сможет завести человека к себе проведя его по хрупкей тропинке поступков тела и движений души.

Андрей Сукач   17.04.2007 13:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.