киноэссе - Хелена Бонем Картер

 ХЕЛЕНА БОНЕМ КАРТЕР: «Леди…»

 Хелена Бонем Картер – счастливица. Во всем. Начиная с семейных уз и заканчивая карьерой характерной актрисы. Родилась она в состоятельной английской семье, отец – банкир, мать – известный психотерапевт. Два старших брата Эдвард и Томас все детство опекали младшую сестренку Хелену. Благодаря родительской заботе и аристократическим генам она с младых лет выглядела как принцесса. Ей привили хорошие манеры, тонкий вкус, любовь к прекрасному и…умение добиваться всего самой. Несмотря на надежный семейный тыл, Хелена рано обнаружила сильный характер. Это сказалось на выборе профессии. Родители не пришли в восторг от ее желания податься на сцену, но препятствовать не решились.
 Слезы и радость актерской профессии Хелена познала уже в пятилетнем возрасте. Это был телевизионный сериал «Там, где умирают мечты». Режиссер часто кричал на нее, но даже это не убило ее мечту о подмостках. Ближе всего она оказалась к своей мечте, когда поступила в Кембриджский университет на отделение драматического театра. Ее громогласный дебют в кино свершился в 1985 году. Режиссер Тревор Нан, снимая свою «Леди Джей» был очарован маленькой отважной принцессой, чья вера оказалась сильней страха смерти. Тонкий фильм, очень тяжелый и неожиданный. Пятнадцатилетняя девушка в один год познает власть, любовь и смерть.
 После «Леди Джейн» лучшие британские режиссеры заинтересовались этой хрупкой девочкой с иступленным взглядом. Один из них – Джеймс Айвори – мастер «салонного кино» пригласил Хелену в «Комнату с видом». Подтверждением ее драматического дара стали 8 номинаций на премию «Оскар». С этого момента от приглашений не было отбою. Режиссерам нравился «шекспировские нокти» во внешности и характере актрисы, ее глубокие черные как южная глаза, невинное выражение детского лица, инфантильность голоса, мимики, взгляда. Франко Дзеффирелли, экранизируя «Гамлета», увидел в ней Офелию. Это было в 1990 году, а спустя пять лет – новая экранизация Шекспира, на это раз – «Двенадцатая ночь», со всей ее условной карнавальностью и комедией положений. Хелена была не прочь подурачиться.
 Но от стильной ретро-классики вскоре Хелена перешла к беспощадному психопатическому кино. «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера обнажил в ее душе тайники, о которых она даже не подозревала. Давние обиды, запавшие в ее подсознание, неловкая фраза матери, недобрый взгляд отца в ответ на ее свободолюбие, - и это крохотное зернышко проросло именно тогда, когда ее партнера в фильме-мистификации были Брэд Питт и Эдвард Нортон. Два славных парня, один из которых сказал ей: «Хелена – ты несвободна, тебе пора подумать о себе». Он имел в виду ее комплексы, но она не сразу это поняла. К этому моменту в ее жизнь вошел Кеннет Брана. Добропорядочный английский джентльмен, ровня ей во всем, или почти во всем - в социальном положении, амбициях, страсти к Шекспиру. Но только не в актерском даровании. Как актер, и, пожалуй, как режиссер он был далек от гения, и драматический талант Хелены обезоруживал его. Еще они расходились в некоторых мелочах. Именно эти мелочи, спустя годы, привели их к разрыву…
 Критики поговаривали, что в «Бойцовском клубе» Хелена переиграла своих маститых мужчин-коллег. Это было началом нового этапа в жизни актрисы. От кисейно-викторианского кино она ушла в мейнстрим и не пожалела. Ее вторым покровителем и другом после Кеннета Браны стал режиссер Тим Бертон. Первым совместным фильмом стала «Планета обезъян», где Хелена сыграла очаровательную шимпанзе Эри. Во время съмок «Крупной рыбы» Хелена так прониклась съемочным процессом, что забеременела и в октябре прошлого года родила Тиму сына, но замуж за режиссера своей мечты так и не вышла. Недавно она закончила сниматься в третьем совместном фильме Бертона – «Чарли и шоколадная фабрика». Будут ли последствия в качестве прибавления семейства, покажет время…


Рецензии