рецензия - Турецкий Гамбит

 «Гамбит-кульбит…»
Режиссер: Джаник Файзиев
В ролях: Егор Бероев, Марат Башаров, Владимир Ильин, Дмитрий Певцов, Даниэль Ольбрыхский, Александр Балуев, Алексей Гуськов, Гоша Куценко, Андрей Краско, Леонид Куравлев, Валдис Пельш.

 Когда-то давным-давно в Советском Союзе жил искрометный, мудрый, талантливый кинематограф. Но пришли смутные времена, и кинематограф, предчувствуя свою близкую кончину, решил пригреть приемыша. Нарекли его российским кино. Как любой ребенок, он по началу, был нелепым и смешным. Постепенно в нем стали проявляться хватка и гонор. Ныне о светлом будущем мечтать стыдно и нелепо, и российский кинематограф пошел иным путем, нежели его предок. Отказавшись от национальной самобытности, он развернулся лицом и душой к Западу, а именно к блокбастерной Америке. Отныне модно снимать фильмы в духе «наш ответ Голливуду». Одним из таких «ответов» стал фильм «Турецкий гамбит».
В очередной «ноте» российского кинематографа» американскому собрату есть все: сумасшедший бюджет, шикарные костюмы, блистательный актерский состав, маститые продюсеры, мощная рекламная кампания, убеждающая искушенного зрителя, что «такого мы не увидим больше нигде и никогда». Подобные аргументы приводились в эпоху бытия «Ночного дозора». Увы, тогда рекламная кампания оказалась талантливей и интересней, чем сам фильм. И вот теперь – «Турецкий гамбит»…
 Автором литературного источника является историк по образованию, пишущий под псевдонимом Борис Акунин. Так что тем, кто в истории мало смыслит, фильм нужно смотреть с «подстрочником». Основной персонаж книг Акунина – Эраст Фандорин становится участником русско-турецкой войны 1877 года. В фильме вдоволь любовных перипетий, военных кампаний, заговоров, хитрых маневров противника. Режиссер – Джаник Файзиев, знакомый русскому зрителю по «Старым песням о главном» и сериалу «Остановка по требованию», славится своим чутьем в отношении зрительского спроса: «Сегодня «народный» ветер в основном дует в сторону красивой жизни. Мы повзрослели, жизнь все серьезнее, и человеку хочется сказки и успокоения…». Следующая реплика режиссера звучит как оправдание: «Может, это прозвучит дико, но та область, в которой мы работаем, называется простым иностранным словом «интертеймент». Развлечение. И наша задача – развлекать. Читателя и зрителя. Если у нас так много ума, что его некуда девать, так давайте же поделимся частью этих знаний со зрителями, но так, чтобы ему было интересно… А все эти разговоры об идейности для
меня – абстракция. Патриотизм, сверхидеи – очень часто удобная ширма для бездарности».
 Хочется не согласиться с господином режиссером. Патриотизм и идейность были движущей силой для многих «великих» фильмов, например «Щит и меч», «Семнадцать мгновений весны»… А бездарность, как превалирующая черта современного российского кино, ни коим образом не связана с чувством Родины. К слову сказать, основной персонаж «Турецкого гамбита» - Эраст Фандорин (в исполнении интеллигентного и харизматичного Егора Бероева) не лишен патриотических порывов. Он в меру благороден, интеллектуален, ловок, и физически и умственно. У него искрящаяся улыбка, в его повадках довольно изящества и самоиронии, лукавый взгляд кажется многообещающим. Егор Бероев родился 9 октября 1977 года в Москве. Внук актера Вадима Бероева («Майор Вихрь»). В 1997 году окончил театральное училище им. М.С.Щепкина. В кино – с 2000 года. Практически сразу после выпуска стал одним из самых востребованных молодых актеров на сцене МХАТа им. Чехова. Сегодня у этого актера есть все данные для превращения в национальную «кинозвезду». Что до «Турецкого гамбита», то мне кажется, что пока мы будем создавать кино «в догонку» или «в пику» американским киноколлегам, у нас ничего не получится. Если же мы отрешимся от претенциозной фактурности и формализма, и вспомним о нашей загадочной русской душе, возможно из недр потерянного времени к нам вернется душевность, интеллигентность, искренность и безусловный талант старого кинематографа. Хватит болеть, подражать бездарности и культивировать красочную обертку. Коли разломали все старое, давайте строить. Пришла пора снимать настоящее кино. Наше русское…


Рецензии