Польза учения

Один голубь – самый что ни на есть городской голубь – как-то забрался в багажник автомобиля, пока он открытым стоял. Хозяин голубя не заметил. Захлопнул крышку и поехал. Голубь сразу в багажнике от духоты сознание потерял, потому и шуму не поднял, когда автомобиль тронулся. Плохо было в багажнике, тесно, и качало… Голубю даже без сознания худо было. Одно утешение: был бы в сознание, еще бы тяжелее пришлось.
Но вот приехали. Открыл хозяин багажник, и видит – голубь. Думал сначала он, что голубь дохлый, взял его за задние лапы, да и выкинул. А голубь очухался, крылья расправил и полетел. От страха взмыл высоко в небо, как до сих пор не взлетал. А вокрг – ни дома высокого, ни проводов, чтобы на них посидеть! И машин нет, и лавочек с добрыми подростками, что семечки щелкают, да и на землю кидают! Все кусты да деревья.
И так ему непривычно показалось– и речка и луга. Привык голубь к шумным улицам, привык, что люди всегда корм разбрасывают почем зря. А тут… понимаете ли – природа!
К счастью, рядом дачи были. Местных голубей было меньше, чем городских, и встретили они нашего голубя не очень радостно. И так прокормиться сложнее, чем в городе – люди выбрасывают меньше, а зимой их тут и вообще нет никого, приходится на старых запасах пережидать. Но голубь успокоил их. До зимы он задерживаться не собирался. Как только поедет кто-то в город – сразу голубь собирался тем же Макаром, в багажнике, вернуться.
Да только не всегда так получается, как думалось. Так и голубь задержался в дачном поселке. Не то чтобы против воли – сам так захотел.
Первым делом он весь поселок облетел, искал, кто с машиной в город отбыть собирается. И услышал он разговор. Нет, не думайте, что голубь подслушивал, просто говорили так громко, что хочешь не хочешь – услышишь.
-Ты, жена, не права, - говорил кто-то. – Главное в жизни – это образование! Как бы то ни было, а дураком меня никто не назовет. Пусть я всю жизнь прожил не так чтобы богато, а верный кусок хлеба всегда имел. Потому что я образованный. Профессор, можно сказать!
Заслушался голубь. И подумал: «Ничего себе! Вот что значит – образование! Хлеб не крошками видит, а целыми кусками! А я-то тут сижу, темный, необразованный, шелуху от семечек клюю… Надо и мне срочно учиться!»
Поселился он под крышей на даче у этого профессора. Имени его голубь не знал. Его так жена и звала: «Профессор, иди ужинать!» Слушал голубь, о чем профессор с женой да с друзьями разговаривает, даже читать научился – у Профессора через плечо читал всегда. И сильно поумнел. Так поумнел, что неприятно ему стало по помойкам вместе с другими голубями рыться. Да и жена Профессора его стала подкармливать. Решила она, что голубь им счастье принесет.
Да только откуда птицы возьмут-то его, счастье? Тем более, чтобы с другими делиться. Им самим не хватает.
Как бы то ни было, а наш голубь свое довольство нашел. На лето, по крайней мере. Радовался про себя: «Еще толком ничему не научился, а жить уже стал сытнее! Приносит-то пользу оно, образование!» А еще думал он: «Голубь – птица гордая, не какой-то воробей» И вообще, символ мира. Надо соответствовать!»
Тем временем дни становились короче, ночи дольше. Стали профессор с женой в город собираться. В конце лета голубь тем же манером – в багажнике – вернулся в город. Очень он страдал в машине, но делать нечего: сам он дороги не знал, а в деревне ему без Профессора была не жизнь.
В городе он первым делом собрал вокруг себя побольше голубей и говорит:
-Вы думаете, я зря столько пропадал? Нет! Я учился!
Его на смех подняли.
-Да разве птицы учатся! Чему? Как крошки клевать?
-Вот потому вы крошки и клюете, - с торжеством сказал голубь, - потому что ничему не учитесь. А я теперь умный.
-Как же, как же, - сказала ворона, которую на сбор голубей не позвали, но которая пришла из чистого любопытства. – Всем известно, что вороны – самые умные птицы.
-Да? – вкрадчиво поинтересовался голубь. – А вот скажи мне, ворона, как ты еду добываешь?
-Ну, по свалкам лазаю, к кормушкам летаю… - начала ворона перечислять.
-Все ясно, - с горечью сказал голубь. – Прозябаешь! Пробавляешься! А ведь ты такая красивая птица, ты достойна большего!
-Ну так посоветуй мне, раз ты такой умный, - сердито сказала ворона. Она была умной, опытной птицей и на лесть не купилась.
-Не умный, а мудрый, - важно заметил голубь. – Понимать надо разницу. Ладно, ворона, видишь мальчика, который с мамой гуляет?
-Ну вижу…
-А в руках у него что?
-Ну, пирожное… надкусанное….
-Хочется пирожного?
-Ясное дело, хочется, да кто ж даст…
-А ты к этому мальчику подойти, в глаза ему загляни… да еще лапку поволочи, как будто она у тебя поранена… да покаркай пожалобнее… да не налетай на него, не выхватывай, ласковее…Дети – они такие, они добрые. Они дадут.
-Как же, добрые! Кидался в меня один такой камнем!
-Так это, наверное, капризный ребенок был! А этот гляди какой чистенький да примерный…
Покосилась ворона на голубя с сомнением, но решила сделать, как он велел. Мало ли! Вдруг чего хорошего присоветовал…Голуби – они, конечно, дурные, но вдруг. Сладенького-то всем хочется, в том числе и воронам. А редко им это сладенькое достается, ох как редко!
Подошла ворона к мальчику, стала делать все по совету голубя. Мальчик вздохнул, отломил половину пирожного и бросил вороне. Та схватила его клювом на лету, взмахнула крыльями и улетела.
А мальчик разревелся.
-Эх, вот дура! – воскликнул голубь от души. – Он понял, что ты притворялась! Теперь он второй раз тебе пирожного не даст! А если бы и дальше притворялась больной - дал бы!
Но ворона ничего не ответила. Она торопилась поскорее принести кусок пирожного своим воронятам и уже не слушала голубя.
-Теперь мы тебе верим! – воскликнули другие голуби, пораженные успехом вороны. – Ты самый мудрый голубь из всех нас!
-Я не только мудрый, - сказал наш голубь, - я еще и добрый голубь. Я вас всех теперь буду учить. И вы будете добывать еду. Только приносите мне часть того, что вы добыли.
Так голуби и стали поступать. И не только голуби – но и воробьи, и вороны, и сороки, и другие, кого голубь просвещал. И зажил голубь припеваючи. Сороки ему гнездо построили (всем известно, что сороки гнезда строят лучше всех остальных), да не простое, а двойное, и выложили его мягким пухом из перины. Все остальные приносили ему самые лучшие куски из еды. А зимой все птицы на перебой звали его на свой чердак, в свое укрытие – лишь бы он им что-то умное рассказал.
Голубь растолстел, летал с трудом, стал очень важным. Все другие голуби смотрели на него и восхищались, какой он вальяжный да красивый. Все окрестные птицы в нем души не чаяли, а скоро и по соседним дворам, и по всему микрорайону о нем слава разнеслась.
Прошла зима, весна наступила. И снова стал голубь по утрам всякие премудрости рассказывать.
-Вот, например, - говорил он как-то, - как вы все к еде относитесь? Потребительски, прямо скажем! Не берете вы от еды всего того, что вам нужно от нее брать, не уважаете вы еду! Поэтому и еда вас не уважает, трудно вам ее добывать! А вот скажем в первобытное время правильно к еде относились, обожествляли даже. Вот многие верили, что если съесть животное, то и сила его к вам перейдет!
А мимо кралась голодная кошка с рваным ухом. Кошка опасалась нападать на птиц, когда их много – еще глаза выцарапают. Но тут она услышала речь голубя.
«А что? – подумала кошка. – Что-то в этом есть! Что если я его съем? Может, тогда и я такой же умной стану! А то я такая глупая, любая мышь меня вокруг хвостика обведет!»
Все голуби внимательно слушали нашего голубя, и никто не обратил на кошку внимания. Она без труда подкралась к нему, и схватила его зубами. А лапой схватила еще одного голубя.
Тот голубь, которого она поймала лапой, вырвался и удрал. А наш голубь уже жирный был, толстый, вырваться не смог. Кошка его сразу съела. Наелась и порадовалась: теперь у нее появилось молоко, и она могла накормить своих троих котят, которые ждали ее в подвале библиотеки. Там было много книг, в библиотеке-то, но кошке даже не приходило в голову их читать. Ей котят кормить надо было.
Зато она ловила мышей, а мыши не грызли книги. А книги потом все читали, и набирались оттуда умных мыслей.


Рецензии
Какой печальный конец. Правда, еще вопрос - поумнел ли голубь, живя у профессора?

Анна Баст   20.03.2006 06:23     Заявить о нарушении
А это уж на усмотрение читателя. Кстати, мне говорили, что это "вообще противный" рассказ, потому что морализаторство - раз, и смысл буржуазно-кондовый, два.

Варвара Мадоши   20.03.2006 14:47   Заявить о нарушении