Роза Тургенева

Свои стихотворения в прозе Тургенев озаглавил Senilia (лат.,стариковское, старческое), их следует читать не все сразу, а постепенно, открывая для себя
какую-то грань, впечатление, мысль великого писателя.
Когда-то это было первоначальное знакомство, заучивание наизусть -
«Русский язык», «Памяти Юлии Вревской».

Теперь - взгляд скользил по тому, что лаконично, важно для тебя сегодня.
«Простота», лаконичность, мера краткости. ..Разные замыслы требуют разной меры краткости.
Эти стихи в прозе Тургенева в концентрированной форме рассказывают о нем, о его поисках и путях к любви, к человеку, о его одиночестве в конце пути.
Это маленькие и новеллы, в которых проступает интерес писателя к человеку и его судьбе.

"Проживая - много лет тому назад- в Петербурге, я, всякий раз как мне случалось нанимать извозчика, вступал с ним в беседу.
Особенно любил я беседовать с ночными извозчиками, бедными подгородными крестьянами, прибывавшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой - в надежде и самим прокормиться, и собрать на оброк господам ." Парень, лет двадцати, рассказал ему
о ранней смерти любимой жены - «Маша».

Это и стихотворение-поэма о самом писателе, своеобразный ответ на вопрос, всегда будущий волновать читателя, особо читательницу: как же оно было на самом деле…

Итак, «Роза» Тургенева.
В последние дни августа она сидела за столом в гостиной, а он «знал, что свершалось тогдав ее душе». Потом она уходит и не возвращается несколько часов, и тогда он отправляется по аллее, по которой пошла она и находит чуть распустившуюся розу, которую видел у нее на груди. Он «бережно поднял упавший в грязь цветок и , вернувшись в гостиную, положил его на стол, перед ее креслом».
«Вот и она вернулась наконец - и легкими шагами пройдя всю комнату, села за стол.
Ее лицо побледнело и ожило; быстро, с веселым смущением бегали по сторонам опущенные, как бы уменьшенные глаза.
Она увидела розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами.
- О чем вы плачете? - спросил я.
- Да вот об этой розе. Посмотрите, что с ней сталось.
Тут я вздумал выказать глубокомыслие.
- Ваши слёзы смоют эту грязь,- промолвил я с значительным выраженьем.
- Слёзы не моют, слёзы жгут,- ответила она, и обернувшись к камину, бросила цветок в умиравшее пламя.
- Огонь сожжет еще лучше слёз, - воскликнула она не без удали, - и прекрасные глаза, еще блестевшие от слез, засмеялись дерзко и счастливо.
Я понял, что и она была сожжена.» Апрель, 1878.

Ответ лишь между строк.

На первом выступлении Полины Виардо в Париже побывал Генрих Гейне. Случилось это 15 декабря 1838 года. Полине семнадцать лет. Она выступает на сцене Театра де ля Ренессанс. В своих "Парижских письмах" 1844 года он писал:

"Эта певица не соловей, у которого один вид таланта… она и не роза, потому что вовсе некрасива – но эта некрасивость какая-то благородная ... не раз в минуты ее страстного пения, особенно, когда она очень широко раскроет рот с ослепительно белыми зубами и улыбнется так жестоко сладостно,- в такие минуты у вас на душе становится так, как будто перед вами должны сейчас появиться и громадные растения, и породы животных  Индостана и Африки."

Прекрасное описание! Сразу становится ясно, что певица - явление необычное, что  принесла с собой мир  экзотических стран.

Смотревший то же самое представление — молодой Альфред де Мюссе, — писал: "Она поет, как дышит... она слушает не свой голос, но сердце."

В разное время  чарам Полины Виардо поддались Морис Санд, Ари Шеффер, Шарль Гуно, Гектор Берлиоз...

 Иван Сергеевич Тургенев  — случай особый. Все перечисленные выше  были влюблены в Полину какое-то время, потом их чувства или ушли, или были перенесены на других женщин, ставших их женами или подругами. Иное дело, Тургенев: любовь к Полине определила его жизнь,  давала ей новое наполнение, росла и менялась вместе с ним.  Роза писателя,  вдохновительница, судьба его.

...Осенью 1843 г. в Петербурге проходили гастроли парижской оперы. Среди артистов была 22-летняя талантливая певица Полина Виардо. Друзья позвали Ивана Тургенева на ее камерный музыкальный вечер. Начинающему писателю исполнилось 25 лет. Когда его представили Полине, он отметил про себя, что девушка некрасива, почти дурнушка. Француженка протянула ему руку, и он едва коснулся ее губами. Гостей пригласили в музыкальную гостиную. Голоса стихли, погас свет, зазвучали первые аккорды. Виардо вышла на освещенную сцену и запела. Ее чарующий голос заполнил весь зал, коснулся каждого зрителя и проник в душу. Тургенев вздрогнул: он увидел на сцене красавицу с одухотворенным лицом, она пела, прикрыв глаза и, казалось, сама была музыкой. Ошеломленный молодой человек неожиданно понял, что… влюблен. Во время гастролей Полина Виардо с супругом жила в доме на Невском проспекте, напротив Александринского театра. Тургенев часто заходил к супругам. Полина и ее муж Луи Виардо, искусствовед и директор Парижской оперы, охотно его принимали. Иван Сергеевич начал учить певицу русскому языку, который был ей нужен для исполнения русских романсов. В конце концов девушка начала свободно читать произведения своего русского друга. Встреча с Полиной изменила жизнь Тургенева. Когда гастроли в Петербурге завершились, он отправился вслед за певицей во Францию, преодолев сопротивление своей властной матери, которая сразу возненавидела «проклятую цыганку».
Луи Виардо был старше жены на 20 лет, он обожал Полину и исполнял все ее прихоти, прощал частые влюбленности, поэтому безропотно принял в свою семью русского писателя. В отношениях Ивана Сергеевича и Полины были любовь, страсть, творчество и слабость. Слабость мужчины. Окружающие недоумевали. Ради певицы он оставил родину, семью и друзей, жил, как сам признавался, «на краешке чужого гнезда» не год и не два, а целую жизнь – 40 лет. Лев Толстой, встретив Тургенева за границей, отметил: «Он жалок ужасно. Страдает морально так, как может страдать только человек с воображением». Странное семейство вызывало много толков и разговоров в обществе, но писатель был рядом с любимой и не обращал внимания на пересуды. Несколько раз он пытался устроить личную жизнь без Полины, но ничего не вышло. Тургенев писал: «С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди нее мне спокойно и тепло». У Полины были дети, к которым Тургенев очень привязался. В 1850 г. он приехал по делам в Россию и уехал во Францию вместе со своей внебрачной дочерью Пелагеей, которую Полина и ее супруг взяли на воспитание. В 1857 г. у Полины родился сын Поль. Иван Сергеевич был на седьмом небе от счастья и считал его своим ребенком. А что же Полина? Она любила и Тургенева, и мужа, но притом не отказывала себе в легком флирте или в непродолжительных романах. Супруг и писатель закрывали на все глаза. Иван Сергеевич признавался Полине на закате жизни: «Я постоянно, день и ночь, думаю о вас, и с такой бесконечной любовью!» Эта удивительная любовь приносила ему и радость, и страдание, и вдохновение. Он много писал, а Полина проявляла большой интерес к его творчеству. Она была критиком и цензором писателя. «Ни одна строка Тургенева не попадала в печать прежде, чем он не познакомил меня с нею», – впоследствии говорила певица. Незадолго до смерти Тургенев завещал ей все авторские права на свои произведения. Впоследствии Виардо часто перечитывала его письма, звучавшие как истинный гимн торжествующей любви: «Уверяю вас, что чувства, которые я к вам испытываю, нечто совершенно небывалое, нечто такое, чего мир не знал, что никогда не существовало и что вовеки не повторится!» Иван Тургенев умер 3 сентября 1883 г. До его последнего вздоха рядом с ним была возлюбленная Полина. Она пережила своего «русского друга» на 27 лет.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.