Без суфлёров

 БЕЗ СУФЛЁРОВ
 Действие 1.
 Сцена 1

Девушка играет на пианино. Входит Ребёнок, хочет что – то у неё спросить, но она автоматически отвечает: суфлёров нет. Ребёнок садится рядом и начинает слушать и думать о чём - то своём. Входит человек в черном плаще и трагикомической маске (далее – ТКМ).
ТКМ: сударыня!
Девушка продолжает играть.
ТКМ: сударыня!
Девушка: я не сударыня.
ТКМ: а кто же вы?
Девушка: портье этой гостиницы.
ТКМ: замечательно! Я хочу оформить номер.
Девушка: бессрочно?
ТКМ: ну как всегда.
Девушка: запомните правила – суфлёров быть не должно – все роли надо играть пусть плохо, но самостоятельно. Не подсказывать и не пользоваться подсказкой. Остальное – как хотите. Ваша роль?
ТКМ: любая.
Девушка: похвально! Весьма похвально! (Даёт ТКМ огромную связку ключей, с которой он положительно не знает, что делать). Ребёнок вскакивает и подбегает к ТКМ
Ребёнок: дай мне тоже!
Девушка: нельзя!
ТКМ: пойдём со мной.
Ребёнок: а ты кто?
ТКМ: кто угодно.
Ребёнок: кому угодно?
ТКМ: публике.
Ребёнок (Девушке): ты – публика?
Девушка: нет.
Ребёнок: а кто же ты?
Девушка: не твоё дело.
Ребёнок: а чьё?
Девушка: (снова начинает играть) ничьё. Моё и только.
Ребёнок останавливается в задумчивости.
ТКМ: пойдём!
Ребёнок: а кто же я тогда?
ТКМ: ты…
Девушка: без суфлёров! Без суфлёров! Каждый должен играть сам.
ТКМ уводит Ребёнка. Девушка продолжает играть.
 
 Сцена 2

ТКМ в белом плаще и латах, будто посыпанных мукой. Выглядит он очень странно. Ребёнок стоит, не зная, как это понимать.
ТКМ: не бойся, это я!
Ребёнок: кто ты?
ТКМ: хочешь соку?
Ребёнок равнодушно берёт стаканчик с соком и продолжает смотреть в упор на ТКМ. Тем временем на сцену выходит супервялый Дон Жуан и, немного погодя, не менее вялая Донна Анна. Оба садятся рядышком и принимаются смотреть в окно.
Дон Жуан: душечка, я должен кое – что тебе сказать.
Донна Анна: да?
Дон Жуан: я – Дон Жуан.
Донна Анна: ага.
Дон Жуан (немного обиженный её равнодушием) я – убийца твоего мужа!
Донна Анна: (поворачивается к нему) ясно. А теперь давай перейдём к делу – что тебе от меня было надо?
Дон Жуан: как…
ТКМ выходит на середину сцены. Донна Анна, заметив его, лениво поднимается, подходит к Дон Жуану и довольно неуклюже брякается в обморок к нему на руки.
Дон Жуан(откладывает Донну Анну): вы – статуя Командора?
ТКМ: предположим, что да.
Дон Жуан(встаёт): Очень рад! (торжественно протягивает руку ТКМ. Тот берёт её и начинает долго и тщательно изучать.)
ТКМ: конечно, трудно говорить правду, особенно если знаешь, чем кончится пьеса, но у вас на руке написано…
Дон жуан резко отдёргивает руку: да что с вами всеми случилось, в самом деле? В начале этот болван Лепорелло опрокинул на меня по неловкости вашу милость, вот, взгляните, какая шишка осталась! (Снимает шляпу и демонстрирует шишку), потом Донна Анна как-то умудрилась забыть, что убийца мужа – её единственный враг, а в довершение всего вы, statuia gentellisima del grante Comendatore, решили на досуге заняться хиромантией?! Чем вы всё это обьясните?
Ребёнок смеётся.
Дон Жуан (истерически): о, Боже мой! Уберите детей отсюда, Христа ради! Их здесь только не хватало!
ТКМ: так, сударь, кончайте причитания. Во – первых, ребёнок мой и он здесь останется, во – вторых, попрошу без истерики – вы не дама, а в - третих, вы забыли, что играете комедию.
Дон Жуан: что? Комедию? Вы издеваетесь надо мной?
За кулисами слышен смех.
Дон Жуан: (очень печально) ах, да, комедию… До чего она мне надоела! Очнитесь, сударыня, пора всё начинать сначала.
 
 Сцена 3

Ребёнок и ТКМ одни.
Ребёнок: зачем ты устроил этот выговор? Ему и так было больно, а ты его окончательно расстроил.
ТКМ: я же был статуей Командора!
Ребёнок: а по-настоящему ты – другой?
ТКМ: по крайней мере, сейчас. (Делает улыбочку до ушей, садится за стол и начинает писать): Мой ангел, моя милая…
Ребёнок: так, теперь ты – Дон Жуан?
ТКМ: да нет, просто влюблённый. (Продолжает писать). Ребёнок уходит.

 Сцена 4

Ребёнок подбегает к человеку в черном плаще и обнимает его. Тот оборачивается.
Ребёнок: ТКМ! Ой, простите, вы не он…
Человек: нет.
Ребёнок: а вы не знаете, где он?
Человек: нет.
Ребёнок: а вы бы не могли помочь мне выбраться отсюда?
Человек: нет.
Ребёнок: почему вы на всё отвечаете «нет»?
Человек: я – отрицательный персонаж.
Ребёнок: а что, есть и положительный?
Человек: нет.
 Ребёнок: извините…
Человек: нет.
Ребёнок: дур – дом какой – то… (Уходит)
Человек: (ему вслед) нет.
 
 Сцена 5

Ребёнок, насупившись, сидит в уголке. Входит Жанна Д,Арк в рыцарском
костюме, но с длинными волосами, подходит к окну и начинает в него смотреть. Ребёнок зачарованно подходит к ней.
Ребёнок: вы – Орлеанская Дева?
Жанна (озабоченно оглядывая свой наряд) а это что, сразу не заметно?
Ребёнок: ну что вы, конечно видно!
Жанна: тогда зачем задавать дурацкие вопросы? (Достает сигарету, закуривает).
Ребёнок: вы курите?!
Жанна: слушай, чего тебе от меня надо?
Ребёнок: я просто хотел узнать, вы ли та самая Жанна, или вы просто играете?
Жанна: деточка, вся наша жизнь – игра. Ты ведь знаешь «весь мир – театр, и все мы в нём – актёры…»
Ребёнок: … и каждый не свою играет роль…
Жанна (оскорблённо) это что, намёк?!
Появляется компания рыцарей. Они, как бочку, выкатывают на середину сцены большой Круглый Стол, выставляют на него выпивку и закуску, рассаживаются.
Ребёнок: вот вам и ответ!
Но Жанна уже не слшает его. Она подходит к рыцарям и принимается самым бесстыдным образом флиртовать. Через несколько секунд она оказывается на коленях у Ланцелота.
Ребёнок (к Ланцелоту): сэр…
Ланцелот: что, сигарет купить?
Ребёнок: простите, ничего. (Отходит к краю сцены и садится, разочарованный).
Через некоторое время уже набравшиеся рыцари затягивают пьяную песенку. Ребёнок затыкает уши. Из его глаз текут слёзы.

 Сцена 6

Ребёнок продолжает плакать. Под столом валяются в стельку пьяные рыцари, только Ланцелота среди них нет – он удалился ранее вместе с Жанной. Входит представитель скандинавской нечисти. Вид он имеет жуткий. Ребёнок визжит и закрывает голову руками. Нечисть скидывает костюм и обнимает Ребёнка. Тот кричит, но, узнав ТКМ, замолкает.
ТКМ: тише, тише, это я.
Ребёнок(всхлипывая): ты? Но ведь ЭТО был не ты?! Умоляю тебя, скажи мне, что это был не ты!
ТКМ: ладно, успокойся, это был не я.
Ребёнок (вскакивает): бежим отсюда!
ТКМ: куда?
Ребёнок: куда угодно! Туда, откуда пришли.
ТКМ: клянусь, там тебе не будет лучше – ведь ты, наверное, уже забыл каково это – жить в мире, в котором горят не бутафорские костры…
Ребёнок: а ты, наверное, до сих пор не понял, что бутафорский огонь тоже жжется! Меня он обжег и так больно, что мне было бы приятнее положить руку на газовую комфорку!
ТКМ: это с непривычки.
Ребёнок: неужели к костру можно привыкнуть? Или просто вы обгорели настолько, что перестали чувствовать боль? Бежим отсюда, пока в нас осталось хоть что – то живое! Бежим!
ТКМ молчит.
Ребёнок: нет? Но почему нет? Ради меня ты можешь хотя бы снять на секунду маску?
ТКМ: у меня под ней ещё одна.
Ребёнок: ну, пожалуйста, покажи мне своё лицо, а то мне становится страшно…
ТКМ: а если у меня его нет? Если меня вообще нет? Если во мне нет ничего, кроме этих бесчисленных масок, что тогда?
Ребёнок: неправда! Я не верю! Под любой маской есть лицо, и твоё, наверное, прекрасно!
ТКМ снимает маску. Черный плащ падает к ногам Ребенка. В нём никого нет.

 СЦЕНА 7

На столе стоит гроб. В гробу – плащ и маска. Ребёнок стоит на коленях и молится. Входит послушник.
Послушник: не молись за него, он актёр.
Ребёнок: почему за него нельзя молиться?
Послушник: потому что ты даже не можешь быть уверен, что его смерть – не игра.
Ребёнок: он бы не бросил меня.
Послушник: предположим, что так. Но за какую из его бесчисленных масок ты молишься?
Ребёнок: за бессмертную.
Послушник: бессмертных масок не бывает. Актёров не хоронят на церковных кладбищах.
Ребёнок: он всегда был добр со мной, и это была не маска.
Послушник: откуда тебе знать? Да и как ты собираешься молиться за него? «Вечная память»? Но кому или чему?
Ребёнок: тому, кого я буду помнить.
Послушник ещё говорит что – то, но Ребёнок его не слушает.
Ребёнок продолжает молиться.

 БЕЗ СУФЛЁРОВ
 Действие 1.
 Сцена 1

Девушка играет на пианино. Входит Ребёнок, хочет что – то у неё спросить, но она автоматически отвечает: суфлёров нет. Ребёнок садится рядом и начинает слушать и думать о чём - то своём. Входит человек в черном плаще и трагикомической маске (далее – ТКМ).
ТКМ: сударыня!
Девушка продолжает играть.
ТКМ: сударыня!
Девушка: я не сударыня.
ТКМ: а кто же вы?
Девушка: портье этой гостиницы.
ТКМ: замечательно! Я хочу оформить номер.
Девушка: бессрочно?
ТКМ: ну как всегда.
Девушка: запомните правила – суфлёров быть не должно – все роли надо играть пусть плохо, но самостоятельно. Не подсказывать и не пользоваться подсказкой. Остальное – как хотите. Ваша роль?
ТКМ: любая.
Девушка: похвально! Весьма похвально! (Даёт ТКМ огромную связку ключей, с которой он положительно не знает, что делать). Ребёнок вскакивает и подбегает к ТКМ
Ребёнок: дай мне тоже!
Девушка: нельзя!
ТКМ: пойдём со мной.
Ребёнок: а ты кто?
ТКМ: кто угодно.
Ребёнок: кому угодно?
ТКМ: публике.
Ребёнок (Девушке): ты – публика?
Девушка: нет.
Ребёнок: а кто же ты?
Девушка: не твоё дело.
Ребёнок: а чьё?
Девушка: (снова начинает играть) ничьё. Моё и только.
Ребёнок останавливается в задумчивости.
ТКМ: пойдём!
Ребёнок: а кто же я тогда?
ТКМ: ты…
Девушка: без суфлёров! Без суфлёров! Каждый должен играть сам.
ТКМ уводит Ребёнка. Девушка продолжает играть.
 
 Сцена 2

ТКМ в белом плаще и латах, будто посыпанных мукой. Выглядит он очень странно. Ребёнок стоит, не зная, как это понимать.
ТКМ: не бойся, это я!
Ребёнок: кто ты?
ТКМ: хочешь соку?
Ребёнок равнодушно берёт стаканчик с соком и продолжает смотреть в упор на ТКМ. Тем временем на сцену выходит супервялый Дон Жуан и, немного погодя, не менее вялая Донна Анна. Оба садятся рядышком и принимаются смотреть в окно.
Дон Жуан: душечка, я должен кое – что тебе сказать.
Донна Анна: да?
Дон Жуан: я – Дон Жуан.
Донна Анна: ага.
Дон Жуан (немного обиженный её равнодушием) я – убийца твоего мужа!
Донна Анна: (поворачивается к нему) ясно. А теперь давай перейдём к делу – что тебе от меня было надо?
Дон Жуан: как…
ТКМ выходит на середину сцены. Донна Анна, заметив его, лениво поднимается, подходит к Дон Жуану и довольно неуклюже брякается в обморок к нему на руки.
Дон Жуан(откладывает Донну Анну): вы – статуя Командора?
ТКМ: предположим, что да.
Дон Жуан(встаёт): Очень рад! (торжественно протягивает руку ТКМ. Тот берёт её и начинает долго и тщательно изучать.)
ТКМ: конечно, трудно говорить правду, особенно если знаешь, чем кончится пьеса, но у вас на руке написано…
Дон жуан резко отдёргивает руку: да что с вами всеми случилось, в самом деле? В начале этот болван Лепорелло опрокинул на меня по неловкости вашу милость, вот, взгляните, какая шишка осталась! (Снимает шляпу и демонстрирует шишку), потом Донна Анна как-то умудрилась забыть, что убийца мужа – её единственный враг, а в довершение всего вы, statuia gentellisima del grante Comendatore, решили на досуге заняться хиромантией?! Чем вы всё это обьясните?
Ребёнок смеётся.
Дон Жуан (истерически): о, Боже мой! Уберите детей отсюда, Христа ради! Их здесь только не хватало!
ТКМ: так, сударь, кончайте причитания. Во – первых, ребёнок мой и он здесь останется, во – вторых, попрошу без истерики – вы не дама, а в - третих, вы забыли, что играете комедию.
Дон Жуан: что? Комедию? Вы издеваетесь надо мной?
За кулисами слышен смех.
Дон Жуан: (очень печально) ах, да, комедию… До чего она мне надоела! Очнитесь, сударыня, пора всё начинать сначала.
 
 Сцена 3

Ребёнок и ТКМ одни.
Ребёнок: зачем ты устроил этот выговор? Ему и так было больно, а ты его окончательно расстроил.
ТКМ: я же был статуей Командора!
Ребёнок: а по-настоящему ты – другой?
ТКМ: по крайней мере, сейчас. (Делает улыбочку до ушей, садится за стол и начинает писать): Мой ангел, моя милая…
Ребёнок: так, теперь ты – Дон Жуан?
ТКМ: да нет, просто влюблённый. (Продолжает писать). Ребёнок уходит.

 Сцена 4

Ребёнок подбегает к человеку в черном плаще и обнимает его. Тот оборачивается.
Ребёнок: ТКМ! Ой, простите, вы не он…
Человек: нет.
Ребёнок: а вы не знаете, где он?
Человек: нет.
Ребёнок: а вы бы не могли помочь мне выбраться отсюда?
Человек: нет.
Ребёнок: почему вы на всё отвечаете «нет»?
Человек: я – отрицательный персонаж.
Ребёнок: а что, есть и положительный?
Человек: нет.
 Ребёнок: извините…
Человек: нет.
Ребёнок: дур – дом какой – то… (Уходит)
Человек: (ему вслед) нет.
 
 Сцена 5

Ребёнок, насупившись, сидит в уголке. Входит Жанна Д,Арк в рыцарском
костюме, но с длинными волосами, подходит к окну и начинает в него смотреть. Ребёнок зачарованно подходит к ней.
Ребёнок: вы – Орлеанская Дева?
Жанна (озабоченно оглядывая свой наряд) а это что, сразу не заметно?
Ребёнок: ну что вы, конечно видно!
Жанна: тогда зачем задавать дурацкие вопросы? (Достает сигарету, закуривает).
Ребёнок: вы курите?!
Жанна: слушай, чего тебе от меня надо?
Ребёнок: я просто хотел узнать, вы ли та самая Жанна, или вы просто играете?
Жанна: деточка, вся наша жизнь – игра. Ты ведь знаешь «весь мир – театр, и все мы в нём – актёры…»
Ребёнок: … и каждый не свою играет роль…
Жанна (оскорблённо) это что, намёк?!
Появляется компания рыцарей. Они, как бочку, выкатывают на середину сцены большой Круглый Стол, выставляют на него выпивку и закуску, рассаживаются.
Ребёнок: вот вам и ответ!
Но Жанна уже не слшает его. Она подходит к рыцарям и принимается самым бесстыдным образом флиртовать. Через несколько секунд она оказывается на коленях у Ланцелота.
Ребёнок (к Ланцелоту): сэр…
Ланцелот: что, сигарет купить?
Ребёнок: простите, ничего. (Отходит к краю сцены и садится, разочарованный).
Через некоторое время уже набравшиеся рыцари затягивают пьяную песенку. Ребёнок затыкает уши. Из его глаз текут слёзы.

 Сцена 6

Ребёнок продолжает плакать. Под столом валяются в стельку пьяные рыцари, только Ланцелота среди них нет – он удалился ранее вместе с Жанной. Входит представитель скандинавской нечисти. Вид он имеет жуткий. Ребёнок визжит и закрывает голову руками. Нечисть скидывает костюм и обнимает Ребёнка. Тот кричит, но, узнав ТКМ, замолкает.
ТКМ: тише, тише, это я.
Ребёнок(всхлипывая): ты? Но ведь ЭТО был не ты?! Умоляю тебя, скажи мне, что это был не ты!
ТКМ: ладно, успокойся, это был не я.
Ребёнок (вскакивает): бежим отсюда!
ТКМ: куда?
Ребёнок: куда угодно! Туда, откуда пришли.
ТКМ: клянусь, там тебе не будет лучше – ведь ты, наверное, уже забыл каково это – жить в мире, в котором горят не бутафорские костры…
Ребёнок: а ты, наверное, до сих пор не понял, что бутафорский огонь тоже жжется! Меня он обжег и так больно, что мне было бы приятнее положить руку на газовую комфорку!
ТКМ: это с непривычки.
Ребёнок: неужели к костру можно привыкнуть? Или просто вы обгорели настолько, что перестали чувствовать боль? Бежим отсюда, пока в нас осталось хоть что – то живое! Бежим!
ТКМ молчит.
Ребёнок: нет? Но почему нет? Ради меня ты можешь хотя бы снять на секунду маску?
ТКМ: у меня под ней ещё одна.
Ребёнок: ну, пожалуйста, покажи мне своё лицо, а то мне становится страшно…
ТКМ: а если у меня его нет? Если меня вообще нет? Если во мне нет ничего, кроме этих бесчисленных масок, что тогда?
Ребёнок: неправда! Я не верю! Под любой маской есть лицо, и твоё, наверное, прекрасно!
ТКМ снимает маску. Черный плащ падает к ногам Ребенка. В нём никого нет.

 СЦЕНА 7

На столе стоит гроб. В гробу – плащ и маска. Ребёнок стоит на коленях и молится. Входит послушник.
Послушник: не молись за него, он актёр.
Ребёнок: почему за него нельзя молиться?
Послушник: потому что ты даже не можешь быть уверен, что его смерть – не игра.
Ребёнок: он бы не бросил меня.
Послушник: предположим, что так. Но за какую из его бесчисленных масок ты молишься?
Ребёнок: за бессмертную.
Послушник: бессмертных масок не бывает. Актёров не хоронят на церковных кладбищах.
Ребёнок: он всегда был добр со мной, и это была не маска.
Послушник: откуда тебе знать? Да и как ты собираешься молиться за него? «Вечная память»? Но кому или чему?
Ребёнок: тому, кого я буду помнить.
Послушник ещё говорит что – то, но Ребёнок его не слушает.
Ребёнок продолжает молиться.

 БЕЗ СУФЛЁРОВ
 Действие 1.
 Сцена 1

Девушка играет на пианино. Входит Ребёнок, хочет что – то у неё спросить, но она автоматически отвечает: суфлёров нет. Ребёнок садится рядом и начинает слушать и думать о чём - то своём. Входит человек в черном плаще и трагикомической маске (далее – ТКМ).
ТКМ: сударыня!
Девушка продолжает играть.
ТКМ: сударыня!
Девушка: я не сударыня.
ТКМ: а кто же вы?
Девушка: портье этой гостиницы.
ТКМ: замечательно! Я хочу оформить номер.
Девушка: бессрочно?
ТКМ: ну как всегда.
Девушка: запомните правила – суфлёров быть не должно – все роли надо играть пусть плохо, но самостоятельно. Не подсказывать и не пользоваться подсказкой. Остальное – как хотите. Ваша роль?
ТКМ: любая.
Девушка: похвально! Весьма похвально! (Даёт ТКМ огромную связку ключей, с которой он положительно не знает, что делать). Ребёнок вскакивает и подбегает к ТКМ
Ребёнок: дай мне тоже!
Девушка: нельзя!
ТКМ: пойдём со мной.
Ребёнок: а ты кто?
ТКМ: кто угодно.
Ребёнок: кому угодно?
ТКМ: публике.
Ребёнок (Девушке): ты – публика?
Девушка: нет.
Ребёнок: а кто же ты?
Девушка: не твоё дело.
Ребёнок: а чьё?
Девушка: (снова начинает играть) ничьё. Моё и только.
Ребёнок останавливается в задумчивости.
ТКМ: пойдём!
Ребёнок: а кто же я тогда?
ТКМ: ты…
Девушка: без суфлёров! Без суфлёров! Каждый должен играть сам.
ТКМ уводит Ребёнка. Девушка продолжает играть.
 
 Сцена 2

ТКМ в белом плаще и латах, будто посыпанных мукой. Выглядит он очень странно. Ребёнок стоит, не зная, как это понимать.
ТКМ: не бойся, это я!
Ребёнок: кто ты?
ТКМ: хочешь соку?
Ребёнок равнодушно берёт стаканчик с соком и продолжает смотреть в упор на ТКМ. Тем временем на сцену выходит супервялый Дон Жуан и, немного погодя, не менее вялая Донна Анна. Оба садятся рядышком и принимаются смотреть в окно.
Дон Жуан: душечка, я должен кое – что тебе сказать.
Донна Анна: да?
Дон Жуан: я – Дон Жуан.
Донна Анна: ага.
Дон Жуан (немного обиженный её равнодушием) я – убийца твоего мужа!
Донна Анна: (поворачивается к нему) ясно. А теперь давай перейдём к делу – что тебе от меня было надо?
Дон Жуан: как…
ТКМ выходит на середину сцены. Донна Анна, заметив его, лениво поднимается, подходит к Дон Жуану и довольно неуклюже брякается в обморок к нему на руки.
Дон Жуан(откладывает Донну Анну): вы – статуя Командора?
ТКМ: предположим, что да.
Дон Жуан(встаёт): Очень рад! (торжественно протягивает руку ТКМ. Тот берёт её и начинает долго и тщательно изучать.)
ТКМ: конечно, трудно говорить правду, особенно если знаешь, чем кончится пьеса, но у вас на руке написано…
Дон жуан резко отдёргивает руку: да что с вами всеми случилось, в самом деле? В начале этот болван Лепорелло опрокинул на меня по неловкости вашу милость, вот, взгляните, какая шишка осталась! (Снимает шляпу и демонстрирует шишку), потом Донна Анна как-то умудрилась забыть, что убийца мужа – её единственный враг, а в довершение всего вы, statuia gentellisima del grante Comendatore, решили на досуге заняться хиромантией?! Чем вы всё это обьясните?
Ребёнок смеётся.
Дон Жуан (истерически): о, Боже мой! Уберите детей отсюда, Христа ради! Их здесь только не хватало!
ТКМ: так, сударь, кончайте причитания. Во – первых, ребёнок мой и он здесь останется, во – вторых, попрошу без истерики – вы не дама, а в - третих, вы забыли, что играете комедию.
Дон Жуан: что? Комедию? Вы издеваетесь надо мной?
За кулисами слышен смех.
Дон Жуан: (очень печально) ах, да, комедию… До чего она мне надоела! Очнитесь, сударыня, пора всё начинать сначала.
 
 Сцена 3

Ребёнок и ТКМ одни.
Ребёнок: зачем ты устроил этот выговор? Ему и так было больно, а ты его окончательно расстроил.
ТКМ: я же был статуей Командора!
Ребёнок: а по-настоящему ты – другой?
ТКМ: по крайней мере, сейчас. (Делает улыбочку до ушей, садится за стол и начинает писать): Мой ангел, моя милая…
Ребёнок: так, теперь ты – Дон Жуан?
ТКМ: да нет, просто влюблённый. (Продолжает писать). Ребёнок уходит.

 Сцена 4

Ребёнок подбегает к человеку в черном плаще и обнимает его. Тот оборачивается.
Ребёнок: ТКМ! Ой, простите, вы не он…
Человек: нет.
Ребёнок: а вы не знаете, где он?
Человек: нет.
Ребёнок: а вы бы не могли помочь мне выбраться отсюда?
Человек: нет.
Ребёнок: почему вы на всё отвечаете «нет»?
Человек: я – отрицательный персонаж.
Ребёнок: а что, есть и положительный?
Человек: нет.
 Ребёнок: извините…
Человек: нет.
Ребёнок: дур – дом какой – то… (Уходит)
Человек: (ему вслед) нет.
 
 Сцена 5

Ребёнок, насупившись, сидит в уголке. Входит Жанна Д,Арк в рыцарском
костюме, но с длинными волосами, подходит к окну и начинает в него смотреть. Ребёнок зачарованно подходит к ней.
Ребёнок: вы – Орлеанская Дева?
Жанна (озабоченно оглядывая свой наряд) а это что, сразу не заметно?
Ребёнок: ну что вы, конечно видно!
Жанна: тогда зачем задавать дурацкие вопросы? (Достает сигарету, закуривает).
Ребёнок: вы курите?!
Жанна: слушай, чего тебе от меня надо?
Ребёнок: я просто хотел узнать, вы ли та самая Жанна, или вы просто играете?
Жанна: деточка, вся наша жизнь – игра. Ты ведь знаешь «весь мир – театр, и все мы в нём – актёры…»
Ребёнок: … и каждый не свою играет роль…
Жанна (оскорблённо) это что, намёк?!
Появляется компания рыцарей. Они, как бочку, выкатывают на середину сцены большой Круглый Стол, выставляют на него выпивку и закуску, рассаживаются.
Ребёнок: вот вам и ответ!
Но Жанна уже не слшает его. Она подходит к рыцарям и принимается самым бесстыдным образом флиртовать. Через несколько секунд она оказывается на коленях у Ланцелота.
Ребёнок (к Ланцелоту): сэр…
Ланцелот: что, сигарет купить?
Ребёнок: простите, ничего. (Отходит к краю сцены и садится, разочарованный).
Через некоторое время уже набравшиеся рыцари затягивают пьяную песенку. Ребёнок затыкает уши. Из его глаз текут слёзы.

 Сцена 6

Ребёнок продолжает плакать. Под столом валяются в стельку пьяные рыцари, только Ланцелота среди них нет – он удалился ранее вместе с Жанной. Входит представитель скандинавской нечисти. Вид он имеет жуткий. Ребёнок визжит и закрывает голову руками. Нечисть скидывает костюм и обнимает Ребёнка. Тот кричит, но, узнав ТКМ, замолкает.
ТКМ: тише, тише, это я.
Ребёнок(всхлипывая): ты? Но ведь ЭТО был не ты?! Умоляю тебя, скажи мне, что это был не ты!
ТКМ: ладно, успокойся, это был не я.
Ребёнок (вскакивает): бежим отсюда!
ТКМ: куда?
Ребёнок: куда угодно! Туда, откуда пришли.
ТКМ: клянусь, там тебе не будет лучше – ведь ты, наверное, уже забыл каково это – жить в мире, в котором горят не бутафорские костры…
Ребёнок: а ты, наверное, до сих пор не понял, что бутафорский огонь тоже жжется! Меня он обжег и так больно, что мне было бы приятнее положить руку на газовую комфорку!
ТКМ: это с непривычки.
Ребёнок: неужели к костру можно привыкнуть? Или просто вы обгорели настолько, что перестали чувствовать боль? Бежим отсюда, пока в нас осталось хоть что – то живое! Бежим!
ТКМ молчит.
Ребёнок: нет? Но почему нет? Ради меня ты можешь хотя бы снять на секунду маску?
ТКМ: у меня под ней ещё одна.
Ребёнок: ну, пожалуйста, покажи мне своё лицо, а то мне становится страшно…
ТКМ: а если у меня его нет? Если меня вообще нет? Если во мне нет ничего, кроме этих бесчисленных масок, что тогда?
Ребёнок: неправда! Я не верю! Под любой маской есть лицо, и твоё, наверное, прекрасно!
ТКМ снимает маску. Черный плащ падает к ногам Ребенка. В нём никого нет.

 СЦЕНА 7

На столе стоит гроб. В гробу – плащ и маска. Ребёнок стоит на коленях и молится. Входит послушник.
Послушник: не молись за него, он актёр.
Ребёнок: почему за него нельзя молиться?
Послушник: потому что ты даже не можешь быть уверен, что его смерть – не игра.
Ребёнок: он бы не бросил меня.
Послушник: предположим, что так. Но за какую из его бесчисленных масок ты молишься?
Ребёнок: за бессмертную.
Послушник: бессмертных масок не бывает. Актёров не хоронят на церковных кладбищах.
Ребёнок: он всегда был добр со мной, и это была не маска.
Послушник: откуда тебе знать? Да и как ты собираешься молиться за него? «Вечная память»? Но кому или чему?
Ребёнок: тому, кого я буду помнить.
Послушник ещё говорит что – то, но Ребёнок его не слушает.
Ребёнок продолжает молиться.


Рецензии