Философский пароход. К 85-летию высылки интеллигенции из России

Интеллигентами не становятся, ими рождаются. Если в ораве потных, вопящих, царапающихся школьников, вываливающихся из 5-го "А" на большую перемену, вы увидите бледного, меланхоличного очкарика, которого бодают головой в живот сразу три человека, а он с опаской поглядывает на творящиеся безобразия - знайте: перед вами будущий интеллигент.

В институте он единственный, кто остался чужд разнообразных студенческих скверн, таких как пропитие стипендии в день ее получки, битломания на квартире у Жанки, картежный марафон в общежитии и тому подобное. Все пять институтских лет будущий приват-доцент скрывался от этих и прочих напастей в библиотеке.

Кругом хлопают пробки, льется шампанское, гости несутся в вакхическом танце... а это кто, намертво прилепившийся к полке с книгами или лукаво спрашивающий у прелестной соседки о ее подлинном (только честно!) отношении к Бахтину?

Проходят годы. В голове у нашего персонажа поселилась новая теоретическая идея. Он уже глава семейства и академический секретарь. Изо всех внешних раздражителей реагирует только на печатный текст. Его хлебом не корми, дай только создать трактат, концепцию или учение...

Тема насильственного изгнания интеллигенции около 70 лет находилась в СССР под полным запретом. Тайна "философского парохода" стала приоткрываться лишь во время горбачевской Перестройки, в конце 80-х.

85 лет назад - осенью 1922 г. на пароходе "Пруссия" отправились в изгнание более 200 деятелей русской культуры. Эта массовая депортация положила начало беспощадной борьбе с инакомыслием в коммунистической России.

Кроме философов среди изгнанников находились ученые, юристы, писатели, инженеры, экономисты, историки, финансисты, предприниматели, врачи, общественные деятели, ректоры и деканы вузов. Представители профессуры не считали нужным для себя скрывать недовольство реформами, проводимыми Советской властью.

Изгнание выдающихся представителей русской культуры и науки, - безусловно трагический эпизод в истории России. Между тем анализ с позиций сегодняшнего дня, как это ни странно, показывает не только негативные стороны этого события.

Благодаря акции большевистских лидеров остались в живых выдающиеся ученые, которые внесли существенный вклад в развитие мировой науки, техники, культуры и искусства. Высылка за границу была решением радикальным, но, по сравнению со смертными приговорами, выносимыми в подвалах Лубянки и на публичных процессах, мерой "гуманной".

К тому же советское правительство не могло рискнуть в 1922 г. расстрелять сто или двести виднейших представителей русской интеллигенции. Многие изгнанники, находясь за границей, вошли в число выдающихся ученых ХХ века.

До "предложения" большевиков многие из них не собирались покидать родину, считали внутренне неприемлемой для себя жизнь на чужбине, но судьба распорядилась иначе.

Лучше ли была бы их доля, останься они на родине? Лишь малый процент известных после октябрьского переворота политиков, ученых, деятелей искусства НЕ подверглись репрессиям со стороны большевиков. Они были поставлены перед суровой дилеммой: либо "одобрям", либо - в лагерь.

В результате бесчеловечной акции большевистских лидеров сотни людей без суда и следствия были уничтожены или выдворены за пределы родины только за то, что претендовали на право свободы мысли и свободы слова. Удар, нанесенный по интеллектуальному потенциалу России, был чудовищен по своим масштабам.

По оценкам зарубежных историков в изгнании оказалось около 500 ученых. Среди них С.Н.Булгаков, И.А.Ильин, Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, Л.П.Карсавин, Ф.А.Степун, П.А.Сорокин, Г.В.Флоровский, С.Л.Франк, В.В.Абрикосов, И.И.Сикорский, И.А.Артоболевский.

Однако на этом власть не остановилась. Ленинскую линию в отношении интеллигенции продолжил и углубил И.В.Сталин.

Параллельно с арестами и высылкой интеллигенции власть обратила свой взор на подрастающее поколение - студентов ВУЗов. Были приняты новые правила приема в высшие учебные заведения, ужесточены требования к социальному происхождению учащихся, применялись аресты среди студентов.

Действовали по привычной схеме: проводили обыски, ствили засады, направляли телеграммы в органы ГПУ с указанием розыскных мероприятий и арестов.

Этот факт лишний раз свидетельствует о том, что высылка инакомыслящих была политической акцией, направленной на "расчистку" интеллектуального пространства для грядущего "строительства коммунизма".

В итоге уровень интеллигентности руководства страной стал непрерывно снижаться. Среди делегатов съезда партии в 1930 г. 80% имели только начальное или неполное среднее образование.

Это была уже та пластилиновая, вязкая масса, из которой при малейшем подогреве можно было лепить любые фигуры. По сути дела, Сталин в интересах укрепления своей власти вытеснил интеллигенцию из руководства страной.

Перед большевиками стояла задача - овладеть умами не просто отдельных людей, а умами всего социума. Методы борьбы с "бывшими людьми" были просты: одних - перестрелять, других - заставить бежать на чужбину. Именно в теоретиках увидели хозяева страны, во главе с Лениным, первейшую опасность для новой власти.

На одну весьма существенную черту Ленина обратил внимание во время нашей беседы В.Л.Серебряков: "Как только я познакомился с ним, я сразу понял, что этот человек может оказаться очень опасным, так как его главный талант - невероятный дар упрощения".

Этот "дар упрощения", стремление не думать глубоко впитался во все поры российского социума. (См.: Григорий Залевский. Парадоксы жизни. - "Майдан", 2005. Глава 5, "На флоте", СС.21-35).

С 1921 г. надзор за интеллигенцией во всех городах России возложен на 8-е отделение Секретного отдела ГПУ ("СО ГПУ"). В государственных и общественных организациях страны созданы "бюро содействия ГПУ" (далее - "БС"), в обязанности которых входило наблюдение за работой всевозможных собраний, выпуском стенгазет, сбор информации о лидерах учреждений, их личной жизни и т.д.

Для чего необходимо, спустя много лет, "ворошить прошлое"? Ответ прост: чтобы понять и запомнить эту Правду нашей истории. Сегодня возвращение к этому печальному событию особенно актуально в связи со сложным этапом становления новой российской государственности, выбором приоритетов новой России.

Главная причина попытки власти - желание удалить из страны интеллектуальную элиту - тех людей, которые могут свободно мыслить, самостоятельно анализировать обстановку, высказывать свои идеи, критиковать существующий режим.

Интеллигенция, как правило, думает, пишет и говорит так, как велит ей совесть, оставаясь свободной в условиях крепнущей несвободы.

В.И.Ленин в письме наркому юстиции Д.И.Курскому от 15 мая 1922 г. предлагал дополнить Уголовный кодекс правом "... замены расстрела высылкой за границу (на срок или бессрочно)", а также "добавить расстрел за неразрешенное возвращение из-за границы".

Детонатором, ускорившим изгнание интеллигенции из России стала серия состоявшихся в 1922 г. всероссийских съездов интеллигенции. В инструктивном указании о ликвидации Помгола В.И.Ленин пишет: "очистим Россию от инакомыслящих интеллигентов" (1922) (с.15).

В течение последних десятилетий предпринимаются попытки втиснуть философию в официальное прокрустово ложе рафинированного академизма. С первых дней большевистского переворота власти рассматривают философию исключительно как идеологию.

В то время, когда России как никогда необходима философия в последние годы предпринимаются попытки отменить обязательное изучение философии в государственных вузах. Власти хотят лишить общество "живой мысли и свежей крови", стимулируют на ТВ интеллектуальные ристалища "не на жизнь, а на смерть!".


P.S. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 1154
от 09.09.2004 г.

...ПОСТАНОВЛЯЮ: присудить Государственные премии Российской Федерации в области науки и техники и присвоить звание лауреата Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники:

1.Директору Института философии РАН академику РАН Степину В.С.;

2.Зам.директора Института философии РАН академику РАН Гусейнову А.А.;

3.Директору Института сравнительной политологии РАН академику Семгину Г.Ю.


ЛИТЕРАТУРА:


1.История русской философии: Учебник для вузов. - М. 2001. 572 с.

2.Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи; Интеллигенция в России:
Сб. ст. - М. 1991. - 26 с.

3.Философия в современной культуре: новые перспективы (материалы круглого стола) // Вопросы философии. - 1998. № 4.

4.Макаров В.Г. Архивные тайны: интеллигенция и власть // Вопросы философии. 2002. № 10.
СС. 108-155.



 






 


Рецензии
Согласен с тем, что интеллигенция и несвобода несовместимы. Диктатура не оставляет места даже для Диогена. Интересно другое: почему большевики обрекли интеллигентов на изгнание,а не уничтожили? Помешали остатки цивилизованности? Или сработал какой-то закон сохранения?

Леонид Ярмолинский   04.03.2006 21:52     Заявить о нарушении
Уважаемый Леонид!

Развитие темы интеллигенции содержится в моих мемуарах и дополнениях к ним.

Буду рад видеть Вас у себя в гостях ежедневно!

Григорий Залевский   05.03.2006 10:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.