Это не мое отражение!..

— Это не мое отражение!..
Так подумала Кристина, смотря утром в умывальной комнате на себя в зеркало, и она была совершенно права: это было не ее отражение.
Из зеркала на нее смотрел совершенно другой человек, ни капельки не похожий на нее саму. Во-первых, потому что это был мужчина. Ну, может быть, примерно такого же возраста, как и она, одет как-то похоже и примерно в тех же цветах… Но все-таки мужчина! И сам он был совсем на нее не похож, и волосы были совершенно другого цвета, и черты лица совсем другие… Это было просто невероятно!
Кристина надолго замерла перед зеркалом, всматриваясь в него и ничего не понимая. Сначала она подумала, что ей показалось: иногда бывает, посмотришь куда-то и увидишь там совсем не то, что есть на самом деле; но потом, через секунду поймешь причину, и все вернется на свои места. А здесь ничего никуда не вернулось! Прошла минута, две, три — и в зеркале по-прежнему стоял и смотрел на Кристину совершенно незнакомый, чужой человек, смотрел ей прямо в глаза и нагонял на нее настоящий ужас.
Простояв в таком положении еще несколько минут, Кристина поняла, что ничего не изменится, что этот человек, похоже, никуда не уйдет. А значит, что-то нужно делать ей самой. И тогда она поднесла к лицу свою правую руку. Человек в зеркале не сделал ничего. Он как стоял — так и остался стоять, с каким-то замершим выражением лица, смотря Кристине прямо в глаза и даже не моргая. Он должен был бы тоже поднять руку — так же, как и она, если бы он был ее отражением… Но он ничего не сделал. Да и что за глупость! Как ее отражением может быть другой человек!
Кристина крепко зажмурилась. Она простояла с зарытыми глазами пятнадцать секунд, потом потрясла головой и снова взглянула на зеркало. Мужчина продолжал стоять и смотреть на нее. Кристина всмотрелась в его глаза. Эти глаза о чем-то говорили. Но ведь не так-то просто читать взгляды, тем более если человек совсем не знакомый!..
— Кто ты?.. – негромко произнесла Кристина, обращаясь к зеркалу.
Ответа не последовало: человек в зеркале продолжал молчать.
Кристина отступила от зеркала на шаг — отражение в зеркале тоже немного отодвинулось вдаль, но никуда не делось. Тогда Кристина снова отошла назад — человек в зеркале опять отодвинулся ровно на столько, на сколько и она…
Испугавшись, Кристина выскочила из комнаты, захлопнув туда дверь. С минуту она постояла возле двери, думая, что же ей делать, а оптом вернулась обратно в умывальную комнату — проверить еще раз.
И человек опять был там, в зеркале — ровно на том месте, где Кристина должна была видеть себя. Чтобы убедиться в этом, ей стоило только приоткрыть дверь. И она тут же, резко захлопнула ее — и прислонилась к ней спиной, будто в этой комнате было что-то, что нельзя было оттуда выпустить.
В это время откуда-то из-за поворота коридора послышались шаги, и появился ее отец. Кристина, обрадовавшись, тут же попросила его зайти в комнату.
Они вместе встали возле зеркала.
— Моя девочка, ты что-то хотела?.. – спросил ее отец.
— Да, я… – она встретилась с ним глазами в зеркале и поняла, что он смотрит прямо на нее. – Ты ничего не замечаешь?..
— Что именно?.. Нет, я ничего не замечаю… Так ты что-то хотела?
— Да… – Кристина помотала головой плечами, не зная, что сказать. – Посмотри, мне кажется, здесь трещина…
Она показала пальцем на край зеркала, где действительно, уже с месяц как она заметила трещину.
— Хм… – он ногтем потрогал трещину и постучал по зеркалу. – Ты права. Ну что же… Тут ничего не сделаешь. Только покупать новое. Но я думаю, твоя мама этого не одобрит…
Он улыбнулся, потрепал Кристину по волосам и вышел. А Кристина осталась у зеркала, не чувствуя под собой ног, потому что в зеркале по-прежнему стоял и смотрел на нее тот же самый чужой человек.
Быстро она вышла из комнаты и села на первый попавшийся ей стул. Она пыталась понять, что это может значить, и самое главное — что ей теперь делать? Неужели ей что-то кажется, чего нет на самом деле?.. Неужели это ей только кажется? Да нет, этого не может быть! Такие вещи — ведь их нельзя проверить, если это кажется, то об этом никогда точно не узнаешь… Так что же делать?..
Кристина быстро кусала ногти на своих пальцах и стучала по полу носками своих ног. Ей было страшно — страшно и интересно в то же время. И когда она пыталась представить себе лицо того человека из зеркала — ей снова и снова представлялись его глаза. Все дело было в том, что глаза эти были не пусты — нет, конечно, с пустыми глазами этот человек казался бы страшнее, но все же у него глаза были не пусты. В них были какие-то слова, которые он наверняка хотел сказать, только не мог, потому что зеркала не умеют говорить. И Кристина пыталась понять, что же именно человек говорил ей без слов, это внезапно стало самой важной вещью на свете. Прижав ладони к щекам, Кристина опустила голову и взгляд ее упал к ногам. Кристина внезапно замерла от ужаса.
Пол под ногами был покрыт лаком, слегка отражая все вокруг, и с него на Кристину смотрел все тот же незнакомый человек. Лицо его было каменным, и на нем застыл все тот же говорящий взгляд.
Кристина вскочила со стула и буквально отпрыгнула от него в сторону. Стараясь не смотреть себе под ноги, она быстро отошла туда, где пол ничего не отражал. В этой комнате оказалось зеркало. Кристина осторожно подошла к нему и заглянула — да, там тоже она не увидела себя, а увидела того же человека, она так же на нее смотрел, молчал и так же не двигался.
Кристина остановилась на месте, закрыв глаза. Неужели она теперь будет видеть его в каждом зеркале?
Чтобы проверить это, она пробежала по всему дому, заглядывая в каждое зеркало, которое попадалось ей на пути. Да. В каждом она видела одно и то же. И в конце концов она в отчаянии опустилась на пол, сложив ноги крестом и положив голову на ладони. Все, что происходило вокруг, было за рамками возможного.
Но Кристина никак не могла согласиться с тем, что приходило в голову в первую очередь: она никак не могла согласиться, что все это ей кажется. Нет, это все по-настоящему. Но только почему?..
Собравшись с силами, Кристина встала и подошла к одному из зеркал в своем доме. Она уже знала, что там увидит. И она намеренно всмотрелась прямо ему в глаза.
Несколько минут он стояла не двигаясь, смотря только в одну точку. Это было одно из самых странных ощущений, которое она испытала в жизни. Потому что она смотрела как бы себе в глаза, но при этом — и не себе. Там должны были быть ее глаза — а были чужие. А может быть — и нет… Кристина вдруг заметила, что эти глаза такого же цвета, как и у нее. А что, если это все-таки ее глаза?.. Все остальное чужое, а они — ее?… И тогда получается, что это она стоит, это ее отражение. Да, все остальное принадлежит не ей, но а если глаза — это самое главное, что есть в отражении? Тогда все остальное не важно…
Через секунду что-то оторвалось в мыслях Кристины, как будто она внезапно припомнила какой-то запах или вкус — и она вдруг поняла, что именно говорит ей этот человек.
Мгновенно Кристина выбежала из своего дома. Она оказалась на улице под открытым небосводом. Оглядевшись по сторонам, осмотрев пасмурное серое предгрозовое небо, она пустилась бежать вдоль по улице.
Она остановилась над небольшой лужей на дороге, в которой лежали опавшие желтые листья. В луже отразился все тот же человек, только теперь он смотрел на нее немного по-другому. Теперь к радости Кристины на его лице появилась улыбка. Совсем небольшая: только чуть-чуть уголки рта приподнялись вверх — но все же улыбка! Кристина побежала дальше.
На перекрестке дорог она повернула налево. В осенних ботинках она бежала по лужам, смотря вниз, и внизу, под ее ногами все время стоял тот незнакомый человек, а над ним плыли желто-красные облака тополиной листвы.
Только Кристина вдруг заметила: улыбка на его лице становится все меньше. И вскоре человек совсем перестал улыбаться. Его лицо стало по-прежнему каменным. Кристина остановилась на месте. А потом, поняв, в чем дело, она резко развернулась и побежала обратно. Конечно, на перекрестке она повернула в другую сторону!
Исправившись, она понеслась по улице, все время глядя под ноги, на лужи, и радостно замечала, что улыбка на лице незнакомого человека появилась снова, преображая его и делая таким знакомым, как никакое другое.
Кристина не знала, куда она бежит, но она точно знала одно: она должна встретиться с этим человеком, и она должна сделать это любой ценой. Хотя она еще даже не догадывалась, почему это так необходимо, но все равно, потребность вдруг стала такой сильной, что ей казалось: если она не увидит его, то вся ее дальнейшая жизнь станет пустой и бессмысленной. Во всяком случае, во много раз бессмысленнее, чем она могла бы быть.
Дорога вела прямо вперед, и дальше поворотов не было. Это радовало Кристину, но она припомнила: дальше, по этой дороге, если никуда не сворачивать, то придешь прямо к железнодорожному вокзалу. Вернее, не придешь, а прибежишь.
В конечном итоге так и случилось. Кристина выбежала на вокзальную площадь, где не было луж, и она успела только схватить в памяти последний блик незнакомого отражения, просветленный легкой улыбкой.
Постояв, она осмотрелась по сторонам. На площади было мало людей, а те, кто все же были здесь — те неторопливо и рассеянно покупали билеты в кассах, чтобы сесть на свой рейс и тихо отправиться в свое небольшое путешествие. Кристина растерянно смотрела на них и не могла придумать, что ей делать дальше.
И дальше ей бросился в глаза яркий плакат на одном из фонарных столбов. В этот момент она почему-то поняла, зачем она прибежала именно на вокзал.
На плакате было написано: «Цирк «ПАДАЮЩИЙ ЛИСТ» открывает свой новый сезон! Уважаемые дамы и господа — мы приглашаем вас посетить наши веселые аттракционы, которые доставят немало радости вам и вашим близким! А также вашему вниманию будет представлен совершенно новый аттракцион — Лабиринт серебряных зеркал! Обещаем: он станет для вас самым незабываемым переживанием этой осени! Приглашаем вас…» и дальше следовали даты, суммы денег и название города, где разместился цирк. Этот город был совсем недалеко: полчаса езды на пригородном поезде…
Постояв некоторое время на месте, Кристина подошла к кассе. Отражение в стекле улыбалось с каким-то одобрительным выражением, а сквозь него на Кристину вопросительно посмотрел кассир.
Кристина пощупала рукой карманы и облегченно вздохнув, протянула к окошку деньги.
— Один билет? – спросил кассир.
— Да.
— Куда?
Вместо ответа Кристина показала пальцем на точно такой же плакат, висящий на стекле кассы.
— Понятно, – кассир кивнул, улыбнулся и выдал Кристине билет. – Поспешите. Поезд скоро отходит.
Не думая ни секунды, Кристина повернулась и бросилась бежать к перрону. Она в один миг залетела в поезд и упала на свое место, вертя билет в руках, как будто это была самая дорогостоящая банкнота в мире.
Через минуту поезд и вправду тронулся. Фонарные столбы за окном медленно поехали назад, постепенно разгоняясь, и вскоре перешли на легкий и бесшумный бег. За это время напротив Кристины сел пожилой человек в немного помятой, видавшей виды одежде. Он потер руками, устроившись поудобнее, и достал откуда-то из своей сумки сегодняшнюю газету.
Некоторое время все так и продолжалось: старик читал газету, то и дело хмыкая носом и с недоумением мотая головой, а Кристина молча смотрела в окно — на проплывающие деревья, дома, дороги, туннели и мосты. А потом старик сказал:
— Госпожа, могу я угадать, куда вы направляетесь?..
Кристина подняла на него голову. Подумав немного, она кивнула.
— Вы направляетесь в «Падающий лист». Так?
Кристина кивнула снова.
— Я так и думал, – старик улыбнулся и пробежал глазами по какому-то газетному заголовку. – По вашему взгляду видно, что вы едете в «Падающий лист».
— Почему?.. – нерешительно улыбнувшись, спросила Кристина.
— Потому что у вас глаза ожидающие, – ответил старик, не смотря на Кристину, а гуляя глазами по газетным строкам. – У всех вокруг взгляды довольно уверенные и спокойные, а у вас — ожидающие. По вашим глазам даже можно сказать, что вы сами не знаете, куда направляетесь. А в округе есть только одно место, куда можно ехать и при этом не знать, куда едешь. Это «Падающий лист». Вот так. – Старик оторвал глаза от газеты и на секунду поднял их на Кристину. – Да. Определенно. – И снова опустил их на заголовки.
Кристина улыбнулась и всмотрелась в старика:
— Вы — специалист по глазам?..
Старик рассмеялся:
— Да, я бывший врач!.. – расхохотавшись во весь голос, он свернул газету и бросил ее на стол, вынеся свой вердикт: – Полная чушь. Ничего интересного!
— А куда направляетесь вы?..
— А, это вовсе не интересная история. В гости к своей сестре. Попробовать, какой пирог она испечет на этот раз. Осенью она печет замечательные пироги, и булки у нее тоже замечательные, можете мне поверить!.. Но все-таки… Как вы узнали про «Падающий лист»?..
— Как же!.. – удивилась Кристина. – Из объявления.
— Из объявления? Какого объявления?..
— Из самого обычного. Они расклеены у нас на вокзале.
— Даже так? Вот тебе на!..– старик почесал свой затылок. – Значит, теперь они вешают объявления…
— Да, а что здесь такого? – Кристина удивилась и не могла понять, что ее собеседник имеет в виду.
— Вообще-то вы правы… Значит, им нужно как-то привлечь внимание. Значит, что-то там все-таки изменилось.
— Что изменилось?
— Ну, просто когда-то эти объявления были не нужны.
— Почему?
— Когда-то это был знаменитый цирк! О нем знали во всей округе. И развешивать объявления не было никакого смысла: молва о приезде цирка расходилась быстрее, чем такие объявления печатались. Но это было все-таки довольно давно. Теперь другие времена — и народ другой, наверное.
Кристина слушала этого незнакомого человека со странным чувством в душе. Ведь с одной стороны, она сама толком не понимала, что ей нужно в этом цирке, а с другой стороны — этот человек явно знал об этом цирке больше, чем она. И Кристина чувствовала, что ей каким-то образом улыбнулась удача.
— А что было в этом объявлении, можно я у вас спрошу?.. – продолжал собеседник.
— Ну… – Кристина задумалась. – Там говорилось, что цирк «Падающий лист» доставит вам и вашим близким много удовольствия… Что мы приглашаем вас на его аттракционы… А также на особо новый аттракцион — «Лабиринт серебряных зеркал»…
— Хм… Врут! – махнул рукой старик. – Полная ерунда! Никакой он не новый.
— Что вы имеете в виду?..
— Как он может быть новым, если я ходил на него пятьдесят три года назад! Это значит, что он очень даже старый, не правда ли?
— Пятьдесят три года! – воскликнула Кристина. – Может быть, вы путаете? Может быть, это был какой-то другой аттракцион?..
— Никакой не другой. Этот же самый. И ничего с ним измениться не может.
— Откуда вы знаете?..
— Как так «откуда»?.. Да просто потому, что я видел его. Хоть и давно.
— Тогда расскажите мне, что же это такое, – улыбнулась Кристина и положила локти на столик.
— Ни-за-что, – улыбнулся в ответ старик. – Если я расскажу вам это, то испорчу все впечатление. Есть вещи, которые лучше не знать до определенного времени. А потом узнать — именно тогда, когда нужно, и тогда эффект получится самый сильный.
Кристина разочарованно откинулась на спинку сиденья:
— Ну конечно, я так и знала, – она пожала плечами.
— Ну, если знали — тогда можно было и не спрашивать, – ее собеседник согласно кивнул. – Но я уверен, после того как вы побываете там — если вас кто-нибудь спросит, вы тоже ничего не скажете. Я же могу только… Ну, я могу вам только посоветовать одну вещь.
— Какую?
— Будьте там повнимательнее. Это может оказаться очень важно. Да и окажется, бьюсь об заклад.
— Что это значит — «будьте повнимательнее»?..
— Да ничего особенного. Просто повнимательнее.
— Ладно. Буду.
— Вот и правильно. В жизни вообще нужно быть внимательнее, а то можете упустить кое-что очень большое. Это полезно знать!
— То есть… Я не понимаю, что вы имеете в виду, – Кристина помотала головой.
— Ну, просто-напросто, в мире есть такие интересные вещи… Как, например, знание. Я вот, например, только что прочитал в газете… Какой-то умный человек пишет, что все события, которые могут, а особенно которые должны с нами произойти — они все как бы уже записаны в каком-то определенном месте, где-то в каком-то невидимом поле, и они там хранятся и совсем не портятся, как старые фотографии или газетные вырезки… представляете? Чушь, конечно. Но представьте, каким внимательным, наверное, надо быть, чтобы их оттуда достать или вообще заметить, что они есть?..
В этот момент послышался негромкий гул, и поезд стал замедлять свое движение.
— А вот вы, кажется, уже приехали! – улыбнулся старик. – Ведь он здесь?..
Кристина выглянула в окно и прочитала название станции.
— Да, здесь, – кивнула она.
— Ну конечно! Где же он еще может быть, как не здесь?
— Мне пора…
— Конечно! Бегите. Удачи вам.
— И вам тоже, – с улыбкой ответила Кристина, вставая со своего места.
— Да спасибо!.. Ну, доброго пути, – он помахал ей рукой.
Она сделала то же и следующий миг почти бегом полетела к выходу из вагона.
Она вышла на почти пустую площадь, спрыгнув на мокрый асфальт, и вокруг были только одиноко бредущие люди, ждущие чего-то, и гигантские тучи желтых листьев на тополях.
Кристина подбежала к одному из прохожих.
— Где здесь цирк «Падающий лист»?.. – спросила она, осматриваясь по сторонам.
— Х!.. – усмехнулся прохожий. – Проблема-то!.. Во-он, по той улице до конца — она не очень долгая, — а там повернете то ли направо, то ли налево, я не помню, но спросите там у кого-нибудь — там знают!..
Кристина мгновенно отправилась туда, куда ей указали, по полупустынным улицам города, утонувшим в желтых тополях. Время от времени она спрашивала у прохожих путь, и они вели ее неумолимо к цели.
Наконец Кристина оказалась на небольшой круглой площади, уложенной плоскими каменными плитками. Вокруг стало много людей, и все они потихоньку тянулись к центру, где расположился Лабиринт серебряных зеркал.
Кристина вглядывалась в лица этих людей, пытаясь найти среди них знакомого ей человека. Но его нигде не было. Да и конечно — может быть, он еще не подошел, а может быть, он уже там — ходит по лабиринту и ищет ее…
Только Кристина заметила еще одну вещь: все эти люди, выстроившиеся в очередь ко входу в лабиринт, — они все тоже чего-то искали. Они тоже смотрели друг на друга с надеждой и внимательностью, не зная друг друга и не находя знакомых лиц. Кристина улыбнулась, увидев это, и пошла к ним — в Лабиринт.
Аккуратно она встала в очередь вслед за полным человеком в шляпе и нащупала несколько монет у себя в кармане. Она заметила, что впереди люди бросают такие монеты в щель автомата, и им открываются маленькие ворота, пропуская их по одному. Рядом сидел контролер и наблюдал за этим движением.
Наконец ее очередь подошла, и Кристина бросила свои монеты в автомат. Контролер ей улыбнулся и сказал:
— Благодарю. Надеюсь, вы не пожалеете.
Кристина прошла вперед, скользнув рукой по стальным воротам, и тут же перед собой увидела большое старинное зеркало, во весь человеческий рост, стоящее около входа в Лабиринт. В этом зеркале стоял все тот же знакомый Кристине человек, заменявший теперь ее во всех отражениях. Кристина сама не могла понять, почему так, но тем не менее: она теперь точно знала, что ей необходимо его увидеть. И ради этого она и пришла сюда. Над зеркалом была прикреплена деревянная табличка, где крупными буквами была нарисована странная надпись: «БУДЬТЕ!»
Кристина двинулась дальше — к большой гостеприимно раскрытой двери куда-то в темноту. Над дверью она увидела длинную, по-видимому, очень старую деревянную вывеску, на которой было написано: «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ!». Долго не раздумывая, Кристина зашла в темноту.
Темнота вокруг куда-то быстро исчезла, и Кристина оказалась в небольшой комнатке круглой формы, наполненной теплым запахом огня и воска, освещенной десятком восковых свечей на стенах в резных позолоченных подсвечниках. Воск изредка стекал с них на пол плотными каплями. Из комнаты в разные стороны вели пять дверей, все совершенно одинакового вида, и ни на одной из них не было ни таблички, ни какого-нибудь опознавательного знака. И поняв, что нужно зайти в одну из них, Кристина двинулась прямо вперед.
Войдя в дверь и закрыв ее за собой, Кристина оказалась в небольшом коридорчике, длиной в десять шагов, точно таком же по виду, как и предыдущая комната, только справа и слева по стенам в ряд расположились многочисленные зеркала. Кристина пошла вперед, поворачивая голову вправо и влево, с зеркала на зеркало. И тут и там она видела все того же человека, неподвижно и как будто равнодушно смотрящего на нее, плывущего без движения за серебряными стеклами.
Выйдя из коридора, Кристина снова попала в круглую комнату. Кристина внимательно ее осмотрела. Как можно было ожидать, она была точной копией той самой первой комнаты, так же воск капал на деревянный пол, и так же в разные стороны вели пять одинаковых дверей. Кристина пошла прямо вперед, в ту дверь, которая была прямо впереди. То есть, Кристине казалось, что она была впереди, на самом деле это могло быть и не так: Кристина могла повернуться, оглядывая комнату или рассматривая свечи, и забыть об этом. А дверь, из которой она только что вышла, Кристина найти уже не могла. И она была уверена, что за каждой из них она найдет совершенно одинаковые коридоры с зеркалами.
Закрыв за собой дверь, она решительно пошла по коридору, бросая вокруг себя быстрые взгляды, и быстрыми взглядами ей отвечал человек в серебряных зеркалах, спокойный и равнодушный. Однако где-то в глубине души Кристина понимала, что она все делает правильно, что это равнодушие только внешнее, что на самом деле этот человек внутри себя переполнен счастьем, потому что она идет вперед, и он идет вперед, и это значит, что они должны встретиться.
Кристина в течение пятнадцати минут попадала из одной круглой комнаты в другую, проходя между ними по коридорам, и ей вскоре всерьез стало казаться, что здесь возможно заблудиться. Но только внутренняя уверенность подсказывала ей каждый раз, какую из дверей выбрать, и Кристина не сомневалась, что выбирает правильно.
Вскоре ей на пути впервые попался человек: какой-то уже пожилой мужчина в сером плаще и больших очках, который ей приветливо улыбнулся и тут же заскочил в другую дверь. Кристина хотела с ним заговорить, но попросту не успела. Да, собственно, и о чем ей было говорить с ним? Ведь он тоже наверняка кого-то ищет, и не стоит его отвлекать.
Кристина продолжала ходить по лабиринту, и все это время обстановка вокруг почти не менялась. Кристина пыталась понять, насколько большой этот лабиринт на самом деле — снаружи, когда она стояла у его входа, он большим не казался, а казался обыкновенным аттракционом, как какая-нибудь карусель или чертово колесо… Но теперь Кристина не спешила с оценками: или комнаты не один раз повторялись, или это целый большой дом, неизвестно как разместившийся на таком ограниченном пространстве, как цирковая площадь.
И наконец очередной коридор вывел Кристину в комнату, где она точно еще не бывала.
Это был небольшой круглый зал, где царила загадочная полутьма, только несколько канделябров стояли по углам, бросая испуганный свет в центр и на потолок. С потолка свисала зеленая материя неподвижными морскими волнами, словно замершими во время бури. Все вокруг было как-то затаенно-тревожно. А все пространство стен занимали кривые зеркала.
Кристина замерла на месте, увидев эту картину. Перед ней таинственный неназванный человек размножился в десятки раз, рассыпавшись по стенам, словно осколки зеркала падают на каменный пол. И в каждом таком осколке с этим человеком что-то происходило: тут он растянулся по вертикали, став тонким, как суковатая щепка; тут он наоборот сжался и растолстел, превратившись в баллон дирижабля; тут он оказался разорван на две части, которые разошлись вправо и влево и тихо дрожали свободно друг от друга, словно их колыхало ветром; тут его голова стала такой же по размеру, как и все остальное туловище, и глаза стали щуриться вертикально, а не горизонтально; тут у него вдруг стало шесть рук и шесть ног, как у большого паука, держащего в лапах свою паутину…
Кристина прошла на середину комнаты. Тут у человека в зеркалах было грустное лицо — такое, будто он только что потерял что-то очень ценное для себя и не надеялся найти; тут он улыбался, как будто ласково отпускал грехи какому-то прихожанину церкви; тут он заливался смехом, и голова его запрокидывалась назад, взлетая при этом на полметра вверх; тут он склонял голову, и в его грустных глазах читалась немая надежда на самое лучшее; тут он стоял с равнодушным лицом, и по щекам его незаметно текли слезы…
Кристина с недоумением озиралась по сторонам, всматриваясь в эти лица, в это одно лицо, и не понимая, она это или это он, чьи это глаза и чьи отражения…
Кристина вышла из этой комнаты и остановилась на минуту. А потом направилась дальше.
Одинаковые коридоры недолго пестрели у нее в глазах. Почти сразу же после комнаты с кривыми зеркалами Кристина попала в еще один зал, где она не бывала раньше. И это было самое удивительное, что она видела.
Она открыла дверь и оказалась в большой комнате, вытянутой вправо и влево, и справа и слева в эту комнату вели еще целые десятки и десятки дверей. А впереди, на расстоянии десяти шагов, стояло огромное, гигантское зеркало, одно сплошное гладкое, идеальное стекло, в три человеческих роста, шагов двадцати в ширину. И в этом зеркале были люди. В нем неподвижно стояли десятки людей. Разные. Пожилые и молодые, мужчины и женщины, яркие и серые, строгие и веселые… Они стояли один за другим, растянувшись строем в ширину, за спинами друг друга, закрывая друг друга собой. Кристина оглянулась: в комнате кроме нее никого не было. Но отражения были здесь! Чьи же?.. Кристина не могла этого понять. В этом зеркале отражаться было некому, но в нем спокойно и без движения стояли и смотрели вперед целая толпа людей, словно это был какой-то отпечаток… И Кристина заметила себя. Наконец-то она увидела свое отражение в зеркале. Только не прямо перед собой, а где-то в стороне, по левую руку, в одном из задних рядов. Рядом с ней стоял все тот же неназванный человек и держал ее за руку.
Кристина зажмурилась. Когда она открыла глаза, ничего не изменилось. Тогда она быстрым шагом пошла к двери, где была видна какая-то табличка. Подойдя ближе, Кристина прочитала там странную надпись: «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ УПУЩЕННОГО!» Быстро она заскочила в эту дверь.
Снова вперед ее повели коридоры. Они поворачивали вправо и влево, в каких-то местах Кристине казалось, что она поднимается вверх по пологому подъему, где-то сходит по пологому спуску, а коридоры, казалось, при этом закручивались в петли и завязывались в узлы — так непременно должно было быть, если бы вместо коридоров была какая-нибудь веревка, ее изгибали бы таким же образом.
По бокам все время были зеркала, и отражение в них оставалось тем же самым.
И наконец Кристина вышла к новому удивительному месту. Она оказалась в большом круглом зале, точно таком же по внешнему виду, но только отличался он тем, что был сквозной: взад и вперед от двери к двери по нему ходили люди. Эти люди выходили откуда-то из своего коридора, пересекали зал, внимательно вглядываясь друг в друга, останавливаясь, присматриваясь — и исчезали в одной из дверей.
Кристина остановилась прямо в центре зала и стала заглядывать в глаза каждому человеку, проходящему мимо нее. И люди тоже смотрели на нее внимательно, потому что для каждого, наверное, было неожиданностью после долгих пустых коридоров увидеть сразу такое большое количество таких же людей, как и они.
Но Кристина не находила того, кого хотела найти. Она стояла на одном месте минуту, две, пять, даже, может быть, десять — и ни одного знакомого лица. А лиц прошло, наверное, не менее двух сотен.
Наконец она поняла бессмысленность своего занятия: кто знает, может быть, этот человек уже прошел здесь? А может, он вообще прошел мимо этой комнаты? Или вообще таких комнат много, и он оказался совсем в другой?
Кристина решительно помотала головой и вышла в первую попавшуюся из дверей. Она снова внутренне была почему-то уверена, что делает все правильно.
Только следующий коридор оказался вовсе не таким, каким Кристина ожидала его увидеть. Нет, все было тем же самым, за исключением одного: отражений в зеркалах справа и слева.
Теперь в зеркалах творилось что-то совсем невообразимое. Кристина уже не надеялась увидеть там себя, но она не могла подумать, что вместо себя можно увидеть в зеркале такое количество людей! Теперь там был не только потерянный Кристиной человек. Теперь там мелькали, проносились, плыли и сменяли друг друга, наверное, все люди, которые вошли вместе с Кристиной в Лабиринт. Мужчины, женщины, взрослые и дети, все с разными лицами, все с разными настроениями на лице, кто-то немного дальше, кто-то ближе… Кристине казалось, что она участвует в каком-то массовом шествии, что она оказалась в самом центре какой-то толпы незнакомых людей, и они все движутся за какой-то одной целью, только точно сказать, что это за цель, не сможет никто. И все это безмолвно — без шума, без шороха, без стука шагов. Только увесистые капли воска о паркет. И ее собственные шаги.
Кристина выскочила из этого коридора с каким-то ощущением страха в душе. И попала сразу в другой коридор — несколько более темный, с деревянными стенами, без зеркал по сторонам. Это Кристину даже обрадовало, и она пошла по нему вперед. Впереди коридор резко поворачивал вправо, и на стене впереди висело зеркало во весь человеческий рост. В этом зеркале отражался тот самый не найденный человек, который был Кристине так нужен. Этот человек шел откуда-то издалека, из такого же коридора, прямо ей навстречу. Наконец Кристина остановилась в метре от зеркала и посмотрела человеку прямо в глаза. Отражение его теперь совсем изменилось. Оно было уже не таким каменным, в его глазах теперь была жизнь, и движения его стали естественными — он перестал быть похожим на картинку. Кристина удивленно и внимательно смотрела на него, и на его лице легко читала такие же удивление и внимательность, будто бы он и вправду стал ее отражением, только с другим лицом. Кристина улыбнулась. Он тоже улыбнулся. Кристина протянула руку и дотронулась до зеркала подушечками четырех своих пальцев. Он сделал то же самое, коснувшись ее пальцев своими из глубины зеркала. При этом друг друга коснулись два мира, два каких-то неизвестных времени, существующие в вечности отдельно друг от друга и способные касаться только через стекла зеркал. Зеркало было холодным, и мутные пятнышки пара вокруг пальцев одновременно вспыхнули на зеркале с той и с другой стороны.
Кристина снова улыбнулась, поймала ответную улыбку на лице дорогого незнакомца и быстро побежала по коридору направо.
Она выскочила в дверь, закрыла ее за собой и снова оказалась в таком же точно коридоре. Пожав плечами, она пошла вперед. Впереди снова был поворот направо, точно такой же, и точно так же прямо по ходу висело зеркало. Только теперь кое-то заставило Кристину нахмуриться: человек в зеркале не появлялся. Она пошла вперед, приближаясь, но ничего не изменялось. В этом зеркале не только не было незнакомца — в нем не было вообще никого, даже ее, Кристины. Зеркало было пустое, только длинный коридор и свечи вряд…
Нахмурившись, Кристина подошла к зеркалу вплотную. Такого она еще не видела. Она осторожно потрогала стекло: стекло было таким же холодным… Внезапно Кристину осенила догадка.
Мгновенно она бросилась на три метра назад и сняла со стены свечу. В зеркале, в отражении коридора ничего не изменилось.
Свеча выпала у Кристины из руки прямо на паркетный пол и потухла. «Это не зеркало… – подумала Кристина. – Это не зеркало!»
«Господи!» Сердце в груди у Кристины, все это время пытавшееся достучаться до нее и предупредить, теперь наконец прорвалось и изошлось лихорадочным боем. «Это же был он! Живой! Живой — за стеклом!..»
Но было поздно. Кристина рванулась назад к двери и обнаружила, что у этой двери нет ручки, чтобы ее открыть. Ручка была только с одной — с обратной стороны.
Какое-то обидное, несправедливое чувство залило все существо Кристины изнутри, и она не смогла удержаться, чтобы не заплакать. Слезы потекли у нее из глаз горячими ручьями, такими же горячими, наверное, как воск со свеч. Кристина теперь понимала, что она пропустила того самого человека, который мог изменить все, что ее окружает. Пропустила того человека, которого никак нельзя было пропускать. Просто недопустимо! Ведь необходимость их встречи была настолько сильна, что это стало ясно даже зеркалам…
Раскрыв отяжелевшие от слез глаза, Кристина увидела на двери, прямо перед своим носом табличку: «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ УПУЩЕННОГО НЕ ВЕРНЕШЬ».
Кристина царапалась пальцами, пытаясь подцепить ногтями дверь, словно кошка, которую закрыли в темном чулане. Открыть дверь, чтобы ворваться туда, догнать, стучаться в стекло, разбить его, кричать, кричать ему вслед: «Подожди!.. Я здесь!.. Вернись!!!»
Механическими шагами Кристина двинулась вперед, открывая двери, пересекая коридоры, по направлению к выходу. И в конце концов ей в глаза ударил яркий свет белого преддождевого неба.
Сама не понимая, как, она вышла на улицу. Все! Обратно возвращаться не было никакой возможности: ни на одной из дверей не было ручек.
А вокруг собралась толпа людей. Полчаса назад здесь было только несколько десятков человек, а теперь уже — несколько сотен, и все они ходили, казалось, совсем без цели, они все нужны были только для того, чтобы заполнить собой площадь и навсегда скрыть в себе двух искавших друг друга и не нашедших людей. Не нашедших по собственной глупости.
Кристина поняла, что она сделала то, что должна была: она увидела этого человека. В живую. И что же?.. Увидела — и просто упустила. Как тонкую нить из своих пальцев.
Она закрыла свои глаза ладонями. Выходов из цирка было огромное множество. Десятки. Люди выходили из них каждые несколько секунд. Он мог выйти три минуты назад и исчезнуть в толпе. Или он выйдет через три минуты, но с другой стороны — и исчезнет в толпе… Это бесполезно. Нужно быть сумасшедшим, чтобы надеяться здесь кого-то найти.
Кристина села на корточки возле двери Лабиринта и тихо заплакала. Люди вокруг только молча поглядывали на нее и ничего не могли понять. А потому нисколько по-настоящему ее не жалели. Они совершенно правы, решила Кристина. Теперь ей уже ничего не вернуть. Ей хотелось, чтобы было именно так: ничего не вернуть.
И не хотелось одновременно. Странная это вещь.
Неудача?.. Нет. Не неудача. Это упущенный мир — так красивее…
 

 
 
 
 
 
 

 


Рецензии