Рассказы о животных. Зверье пустынное

В глубокой чаще, на берегу тихой речки Студенки, стоят невысокие рубленые дома–терема. Солнце встающее по утрам над вершинами деревьев, освещает маковку купола на дном из них, играет яркими бликами на золоченом кресте. Терема на лесной поляне – это монастырская пустынь, и живут там монахи и послушники, которые, Бог даст, когда-нибудь тоже станут монахами. Не все еще построено на поляне – целыми днями, пока солнце не скроется за лесом, кипит тут работа.

Все, что ни делается в лесной пустыни, все делается с молитвой: готовится еда – и потому она такая вкусная, хоть и самая простая; ловится рыбка – и на улов ходят дивиться те мужчины, которые помогают пустынникам строить их жилье. Ведь известно, что все мужчины любят ловить рыбу, но не всем удается поймать столько, сколько наловил на днях ясноглазый послушник, которого здесь все ласково называют Игоряша.

Речка добра к пустынникам. Они берегут ее – на берегах ни соринки. Кроме того, по временам здесь служатся молебны, и вода освящается, а крест и молитва – они отгоняют всякую нечистоту, поэтому речную воду из Студенки монахи пьют, не опасаясь.

Кроме братьев-монахов живут в монастыре «братья меньшие», то есть всякая живность, у которой тут тоже свои обязанности.

Днем по поляне бродят кудрявые овечки. У них мягкая шерстка, ее стригут и вяжут из нее теплые носки и варежки, ведь зимой в лесу ого-го, какие морозы! Больше про овечек сказать нечего. Они тихие и кроткие, как и полагается быть овечкам. Ходят себе, щиплют травку, а ночью спят в хлеву.

И есть еще в пустыньке конь, которого зовут Барин. Зовут его так не зря – характер у него, в отличие от кротких овечек, гордый и своенравный. С этой-то темной личностью и связана трагическая история, которая произошла в житье-бытье зверья пустынного, и о которой мы вам расскажем чуть позже.

А сначала – про Барина.

Не все баре в старину имели такой крутой нрав, каков у нашего. Его прислали из самой Москвы, из Лавры. И не прислали, а сослали, как здесь говорят, за его несносный характер, на исправление, в глушь, в леса.

Но он и не думает исправляться, чистый аспид, а ведет себя, как ему заблагорассудится.

Все на поляне работают, пока солнце не скроется за лесом. Есть и для Барина дела. Например, вывезти что-нибудь из леса, особенно оттуда, где и дороги нет никакой. Вот тут-то на него и нападает кураж. Везет-везет, да и ляжет. В грязь, так в грязь, на это он даже внимания не обращает. И лежат. Прямо в упряжке. Оглобля, бывает, так и треснет. А это значит, кому-то из насельников лишняя работа – новую оглоблю делать, будто других забот нет.

А Барин лежит себе посреди лужи и ухом не ведет. Его и упрашивают, и ругают, и молитву над ним читают – все ему нипочем. Время драгоценное уходит, работа стоит.

И когда уж все, отчаявшись, начнут думать, как быть, - на себе, что ли, тащить груз, Барин вдруг встанет и пойдет. Со сломанной оглоблей.

Вот такой он у них конь.

Как-то раз приехал в пустынь Владыка. После службы его везде водили, все показывали, про все рассказывали. До Барина дошли. Про художества его, между прочим, тоже рассказали. Владыка остановился, стал с Барином про жизнь говорить. Вполне деликатно намекнул, дескать, нехорошо ведь себя так-то вести. Барин морду в сторону отвернул, слушать даже не хочет. Владыка сменил строгость на милость: мол, а вообще-то ты, Барин, парень-то хоть куда. Конь опять к нему повернулся. Слушает, головой кивает. Тихий такой. Вежливый. Столичный интеллигент. Будто не он вчера в луже валялся, со сломанной оглоблей. Какая еще лужа, какая оглобля? О чем это вы?..

И был у Барина закадычный дружок. Почему был, вы опять узнаете позже, мы уже намекали вам на эту печальную историю. Вот как раз уже к ней и подбираемся…

Шел сквозь чащу лесной человек. Что за человек? Да про него даже в газете писали. Ушел этот человек в лес из деревни, в которой когда-то жил, и поселился в лесу. Уже двадцать лет с тех пор прошло. Живет и живет теперь в лесу, знает в нем все ходы и выходы, ничего не боится. В лесу у него избушка на курьих ножках и две козушки - он их так сам называет ласково, потому что любит своих козушек больше всех на свете.

Возле старой-престарой его избушки много всякого хламу-старья. Он ходит по округе и собирает его про запас.

Однажды монахи просили у него что-нибудь железное для того, чтобы в фундамент положить для прочности. Он всю кучу перерыл – ничего лишнего, чтобы монахам отдать, не нашел. Вот рама ржавая, старая, от велосипеда – сгодится. Или вот вилы, у которых всего два зуба, зато целым-целехоньки. Как для чего? А на медведя?

Так ничего и не дал.

Ну, так вот. Шел лесной человек сквозь чащу. И нес котенка. Он его возле ближайшей деревни подобрал. Маленький котенок, рыжий, голодный – мяукает. Человек прихватил его по привычке – авось пригодится в хозяйстве. Пока лесом шел, поразмыслил – зачем ему котенок в хозяйстве, когда у него там козушки, любимые. А этот – маленький, рыжий, противный. Да и голодный – мяукает. Корми его потом всю жизнь. Ну его.

И когда шел лесной человек мимо пустыни – он этого котенка монахам и подбросил, пусть кормят.

Вот и все про лесного человека, больше мы про него ничего не будем говорить, пусть себе живет в своей избушке на курьих ножках, на то он и лесной человек.

Так котенок – маленький, рыжий, голодный – оказался в пустыньке. Его накормили, обогрели, и стал он тут жить.

В ту пору был у пустынников помощник в их многочисленных делах – бородатый мужик Володька с голубыми безмятежными глазами. Они с котенком сошлись характерами и стали большими друзьями. Никто и глазом не успел моргнуть, как из маленького, рыжего, голодного котенка вырос здоровый, красивый, умный кот, которому, если бы он только знал, какое оскорбительное дал Володька прозвище, - Душман. Володька когда-то служил в Афганистане, потому и словечки у него такие все еще в памяти.

Но кот политикой совершенно не интересовался и прозвище свое обидным не считал. Зато он считал своим долгом охрану вверенной ему территории. И чужому человеку попадаться на глаза Душману было небезопасно – сейчас вцепится в спину.

Однажды на поляну, фырча и воняя, ввалилось некое неопознанное существо громадных размеров. Ни слова не говоря, оно принялось ползать по поляне, хватаясь за деревья и пеньки. Это был, конечно, трактор, но Душман же не знал этого.

Кот оскорбился до глубины души. Он бесстрашно бросался на громадное ревущее существо, угрожающе выгибал спину, выпускал когти. Он защищал пустыньку от страшилища, не щадя живота своего. А люди, странное дело, только посмеивались и позволяли чудищу то, чего никогда не позволили бы самому Душману.

Кот оскорбился вторично и перестал обращать внимание на бесцеремонного пришельца, который повадился на поляну и был встречаем ее обитателями с непонятной для Душмана радостью.

Больше всего кот любил ездить с Володькой на рыбалку.

- Душман! – кричал Володька, спустив лодку на воду, и где бы ни был кот, он, заслушав призывный клич, стремглав бросался к берегу.

Володька вредничал – не дождавшись кота, отъезжал от берега на несколько метров. Кот скакал в густой траве и обиженно мяукал. Однажды он решился и сиганул в воду вслед за лодкой. И не утонул, а поплыл, перебирая лапами по-собачьи, и скоро догнал лодку. Это была огромная радость для Душмана.

Вскоре он решил и проблему с рыбой. Пока дождешься, когда Володька что-то поймает. Да и напросишься у него, у супостата. И, однажды, поборов страх перед водой, кот стал нырять в речную волну, как только выследит серебристое рыбье тельце среди плывучих водорослей. Так они и рыбачили с Володькой вдвоем.

С конем Барином у Душмана также образовались нежнейшие дружеские отношения. Барин, никому не дозволявший панибратства, разрешал Душману покататься верхом. Это было впечатляющее зрелище – по зеленой поляне медленно выхаживает серый в яблоках конь, а на нем верхом – рыжий кот Душман.

Однажды кто-то принес в пустынь маленького лопоухого щенка. Назвали его, понятно, с Володькиной, подачи, Сапером. Душман обошел его кругом и на всякий случай понюхал. После чего решил, что вреда территории от этого существа не будет никакого. Он стал его воспитывать, как мать. Носил ему мышей. Играл с ним. Вскоре щенок стал чуть ли не вдвое больше своего воспитателя.

По мере того, как щенок возрастал, игры становились все более поучительными. На поляне стоял длинный стол, по обе стороны его тянулись такие же длинные скамьи. Здесь насельники трапезничали.

Кот запрыгивал на лавку, садился, гордо изогнув спину, и устремлялся вдаль мечтательным взором. Лопоухое созданье стремглав бросалось к скамейке. Кот опускал хвост и слегка помахивал им, все также задумчиво глядя в сторону реки. Щенок кидался на хвост и…немедленно получал оплеуху. Взвизгнув, щенок отлетал от скамейки, но долго обижаться не мог, тем более, что хвост опять заманчиво качался под скамейкой, а его хозяин будто не замечал никого вокруг, грациозно изогнув спину.

Но только щенок приближался к хвосту, кот молниеносно разворачивался и наносил короткий сильный удар по наивной мордашке.

И так продолжалось часами. Одному не лень было дразнить, другому – сотни рз поддаваться на одну и ту же провокацию.

Наверное, Душман таким образом смирял своего питомца, воспитывал в нем послушание…

Но однажды случилась беда.

Непокорного Барина в конюшне запирали крепко-накрепко. Иногда ему хотелось на волю в неурочное время, и он способен был разбить все запоры, чтобы вырваться наружу. Поэтому для верности дверь в конюшню подпирали тостым бревном.

И вот однажды утром послушник, пришедший кормить Барина, увидел рядом с дверью в конюшню бездыханного Душмана. Рядом валялось бревно, а на земле алела кровь. Над распростертым телом друга сидел тихий Сапер. До прихода людей он успел вытянуть его из-под бревна, положил на чистые опилки и теперь скорбно сидел рядом, ожидая, пока кто-нибудь придет.

Что там произошло, ночью? Что делал Душман у двери в конюшню, подпертой толстым бревном? О чем они беседовали с этим ссыльным каторжником? И что он нашептал бедному коту, всегда готовому отдать живот за други своя? Может, велел отодвинуть бревно, и добрый Душман кинулся исполнять просьбу? Верный, бесстрашный, самоотверженный Душман – помните, как он бросился на трактор, защищая родную поляну?

Наверное, так же бесстрашно он накинулся и на бревно, вставшее на пути к свободе его друга. Ведь он был кот, гуляющий сам по себе, а потому нал цену свободе…

Бревно было слишком большим и тяжелым. Душман с ним не справился. И оно расправилось с Душманом.

Когда кота понесли хоронить, пес побежал было за людьми, потом отстал и понуро потрусил назад.

«Сапер, где наш Душман?» - спросит, бывало, кто-то из насельников. Пес оживляется, виляет хвостом и бежит в ту сторону, куда унесли его друга…

Вы спросите, как сейчас поживает Сапер?

Скажу вам, что «послушника» из него не получилось. Потеряв своего наставника, он вскоре утратил многие лучшие свои моральные качества. А потом и вообще – убежал из пустыни с такой же легкомысленной подружкой. И никто его больше не видел.

Сейчас в пустыни живут кот Саид, кот Фарух и черный кот Мазут.

Вокруг поляны водятся змеи, и коты успешно охотятся на них, защищая свою территорию от непрошенных гостей.

Но это уже совсем другая история…


Рецензии