C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Наследство

«...Главное, Ксюша, создать свой мирок. Каждая женщина – зодчий и как архитектор, она учитывает не только прочность материалов, но и сложившийся быт, привычки людей. Женщина создает мирок – не мир, а потому всегда в ладу с Богом. Конечно, в твоем проекте должно быть место для мужчин. Без мужчин замысел теряет основательность, он рискует остаться проектом. Мужчины – это и кирпичи, и каменщики одновременно. Так рационально, так разумно устроено специально для нас. Что для женщины автомобиль? Деталь архитектурного ландшафта, довольно заметная. Архитектура – недешевое занятие, поэтому женщины часто думают о деньгах. Но деньги, обеспечивают только масштаб, запомни, они не гарантируют настоящего качества и тем более вкуса. Твоя первая забота как устроителя собственного мира – основательность фундамента. Это полностью зависит от тебя...»

Многим доводилось получать наследство. И многие, если речь не шла о доме или деньгах, со вздохом думали: «На кой черт мне этот старый хлам?». Ксюша, впервые в жизни расписавшись в правах на владение, испытала разочарование. Не ожидала, что Стелла Эдуардовна, автор завещания, так оценит ее заботу. Хотя, конечно, дареному коню... Собственно, не одному, а двадцати шести коням в зубы не смотрят. Именно столько лошадиных сил в моторе завещанного ей «москвича». Она уловила снисходительную усмешку стеллиного племянника, которому отошел гараж – скромный каменный домик в московском дворике у Тверской. Тот один тянул на неплохую квартирку. Племянник поинтересовался, когда ксюшин реквизит освободит помещение. Мальчику, конечно, не терпелось загнать туда новый «галант». А на чем, бишь, он приезжал к Стелле в последний раз? На новом «вольво»? И когда это было? Года не прошло!

 Однако полно тебе, Ксюша, играй свою роль! Это москвички имеют привилегию выражать свои чувства. Провинциалки играют роль провинциалок, собственные чувства в которой не предусмотрены. Если готовишься в театральное, значит, сценическая практика начинается задолго до поступления. «Noblesse, как говорится, oblige»*. Хотя какое, к черту, «noblesse»? Благородством в данном случае не пахнет. Бедная девушка в большом городе вынуждена искать покровителей. Найти их просто, сложнее остаться девушкой. Для этого и надо играть. Причем, не менее убедительно, чем во МХАТе.

Наследство бывшей солистки Большого театра состояло из двух прекрасно обставленных квартир, дачи в Переделкино, огромной нотной библиотеки, шести роялей, новой «волги», старого «москвича», двух гаражей, десятка уникальных сервизов, внушительного количества драгоценностей, картин и скромной денежной суммы. Родных и близких у Стеллы Эдуардовны оказалось много, и ни один не оказался обделен. Ксюша разглядывала почтенных господ, явившихся за своей долей. Никто не опоздал. Почему же почти никого из них не было видно на протяжении двух лет, когда за немощной старухой приходилось ходить, как за малым ребенком? Лишь одна она рядом, совершенно чужой человек, ученица, берущая уроки вокала за то, что ухаживает за своим учителем! А ведь Стелла звонила, звала...

«Москвич» Ксюше понравился. Стелла показывала его полгода назад. Кажется, в тот день она в последний раз поднялась с постели. От автомобиля веяло чем-то подлинным. Он успел появиться на свет до эпидемии повальной интеграции, когда фары объединяются с капотом, капот продолжает себя в дверных ручках, а весь ансамбль завершается на крыше хвостом телефонной антенны. В «москвиче» все выглядело, может быть, наивно, зато основательно и без двусмысленностей.

Ксюша имела представление о машинах, хорошо, отец научил. Пользование грошовым наследством началось с покупки аккумуляторной батареи и трат на такси, чтобы ее привезти. Спасибо, таксист помог поставить эту тяжеленную штуку под капот. Дальше пошло лучше. Машина быстро завелась.


«...Окружающие нас вещи, Ксюша, являются частью нас самих. Объяснить это легко, ибо все, что происходит, происходит в эфире. Слово, может быть, архаичное, но не случайное. Принадлежащие тебе предметы захватывают частицу твоего бытия, а потом живут твоей жизнью. Вещи становятся продолжением твоих рук, твоей новой кожей, новым зрением. Улавливая желания, они как бы помимо твоей воли сталкивают с другими людьми, в том числе с теми, к кому ты сама не могла или не решалась подойти. Обладание вещами делает тебя сильнее, красивее, но уязвимее. Дело в том, что любой человек, знающий о всепроникающем эфире, легко причинит тебе вред, приказав твоей вещи не повиноваться. Вещи внушаемы, как люди, вот в чем суть. Автомобили, кстати, прекрасная тому иллюстрация. Мы пропитываем автомобили собой, как одежду потом. О-о, с машинами следует ладить, они могут быть особенно опасными, потому что слишком много в них нашего «я»!..»


В рокоте мотора она различала стеллины интонации. В неторопливой повадке машины – ее старческие движения. Стелла была мудрая женщина и желала ей добра, Ксюша это знала твердо. Автомобиль, в котором так много от прежней хозяйки, не мог ее подвести. И вдруг...

Последнее, что Ксюша заметила перед ударом – полированный бок роскошного лимузина и изумленные глаза небритого кавказца за рулем. Первое, что увидела, очнувшись, – ту же горбоносую физиономию, заглядывающую в ее автомобиль. Глаза человека показались ей еще изумленнее. «Я, наверное, совсем плохо выгляжу», – огорчилась Ксюша. Кавказец медленно поднял руку. «Ну, сейчас начнет метелить», – тоскливо подумала Ксюша. Ее внутренний голос, затруднившись правильно назвать разбитую иномарку, выдал, тем не менее, точную сумму, которую предстояло возместить, – восемнадцать тысяч евро. «Если занять и перезанять, продать проклятый «москвич» получится восемьсот. Из дома пришлют двести. Это все. Что ж, пусть бьет», – рассудила Ксюша и закрыла глаза.

С железным визгом распахнулась дверь, но вслед за этим ничего не последовало. Ксюша осторожно приоткрыла веки. Тут у нее самой глаза стали, как у кавказца. Перед ней покачивалось, искря на солнце, алмазное колье.

– E suo?** – спросил кавказец.

Вслед за колье он протянул ей золотое запястье, украшенное рубинами. Девятнадцатый век. Рука ощутила внушительную тяжесть. Мужчина пошарил у Ксюши под ногами и высыпал ей в подол кучу брошек и колец. На приборной панели лежал разорванный чулок, из которого свисали золотые цепочки.

– Это Стелла! – закричала Ксюша. – Ах, какая хитрюга! А я-то на нее обиделась, ну и скотина же я!

– Sta bene?*** – кавказец упорно не желал переходить на русский язык.

– Ах, да вы, кажется, итальянец! – догадалась, наконец, Ксюша и почему-то подумала, что это открытие сегодня не последнее. Она внимательнее взглянула на мужчину. Моложавый. Весьма интеллигентный на вид. Правда, небрежно выбрит. – Вы меня извините, сорри, я такая неловкая...

– Lei e una ragazza comme il faut, – сказал иностранец, передавая Ксюше очередную пригоршню золота и оглядывая интерьер ее автомобиля. Ксюша, не отрываясь, смотрела на итальянца. – Signorina, mi pare que non bisogni imputare la polizia...****


«...Когда ты его увидишь, то забудешь о времени. Твое сердце, Ксюша, начнет жить по другому – звездному – календарю. А ты должна знать, что во Вселенной год продолжается двадцать пять тысяч земных лет. С хвостиком. Раз уж напала на нас такая блажь – жить во Вселенной, – то совершенно естественно обладать чувством звездного времени, не так ли? Однако лишь любовь да прикосновение смерти дают возможность его ощутить. Звездный масштаб показывает, как высоко душа способна подняться. Верить тем, кто говорит, что готов любить вечно, как ты понимаешь, нельзя. О, эти жалкие лгунишки! Самые стойкие не способны протянуть и неделю. Звездную...»


Рядом пискнули тормоза. Это был стеллин племянник. На этот раз на новом «саабе».

– Ксюша, что случилось? Может быть помочь?

Ксюша смотрела на итальянца.

– Слушай, бамбино, – ответила она племяннику, не оборачиваясь. – Вали отсюда. Мухой!


Известный итальянский архитектор Паоло и будущая певица театра «Ла Фениче» Ксения совместную жизнь начали с восстановления роскошной «лянчи», которой больше всего досталось при их знакомстве. Ремонт обошелся в восемнадцать тысяч евро. А из старого «москвича» молодожены не стали делать памятник своей любви. Они продали механического сводника за смешные деньги. «Москвич» не возражал. Он знал, что новый хозяин, собиратель автостарины, обеспечит ему достойную старость. Ведь под ковриком у переднего сиденья остались случайно забытыми два колечка с бриллиантами по восемь карат...

май 2004 г.

Примечания
____________________________________
* «Положение (благородство) обязывает» (франц.)
** – Это ваше? (итал.)
*** – С вами все в порядке? (итал.)
**** – Вы очень оригинальная девушка. ...Синьорина, мне почему-то кажется, что впутывать в это дело полицию не стоит... (итал.)


Рецензии
Идея рассказа, конечно, любопытная, и уж точно отвечает на запрос общества. Правда, мало верится в любовь "известного итальянского архитектора" к пострадавшей и еще меньше верится в ее любовь к нему - судя по репликам южане не в ее вкусе...
Что же касается разговора о современной журналистике, коего, простите уж, стала здесь невольным свидетелем, то сегодня все журналисты способствуют всеобщей дебилизации общества и физическому сокращению его численности. Общество, в котором самыми употребляемыми словами стали слова смерть, убийство, ну и все прочее из этого же ряда, обречено. Попробуте записать в столбик все услышанные за день слова. Явление приняло столь массированный характер, что уже не может быть случайным стечением обстоятельств. Все СМИ выполняют один заказ, порой, сами того не подозревая.

Жанна Лабутина   13.11.2009 12:54     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик Жанна!
Так уж вышло, что теперь я журналистику преподаю, то есть несу прямую ответственность за существующий бардак... С этого года, кстати, во всех вузах недобор - не из-за ЕГЭ, просто детей очень мало. Своих первокурсников 1990-91 г.р. я называю "первым эшелоном уцелевших в демографической катастрофе". Кстати, очень хороший курс, этакая "прощальная улыбка поколения". Читая Х1Х век, хорошо понимаешь теперь значение фигуры Достоевского, полторы сотни лет назад кричавшего об изгнании человеком Бога из себя и о неизбежных из этого следствий.
Мы в уникальное время живем: предпоследние наставляют последних. Чем, на мой взгляд, пишущим людям нужно пользоваться, поскольку наш лабораторный материал неповторим.
Еще раз благодарю за отклик. Рассказик мой так себе, сознаю, он из эпохи заигрывания с глянцевыми изданиями.
С уважением,

Сергей Решетников   14.11.2009 01:09   Заявить о нарушении
Вы много о героях пишите, что вызывает большую симпатию. Однако подготовкой настоящего спецназа занимаюсь, как ни странно, я, обучая будущих специалистов по PR и масс-медиа. Это не фигура речи. Воевать с нами сегодня никому в голову не придет, ракеты и танки архаика. Обычным оружием разве для "зачистки" воспользуются, когда дело в основном будет сделано.
Сколько людей погибло во второй мировой войне? Порядка 60 млн человек за 8 лет. Много, однако же и шуму сколько. Свыше 60 стран приняли участие в этом памятном событии.
Между тем как только в одной России, и только за последние 15 лет, и только в результате абортов уничтожено столько же - 60 млн жизней. Но об этом никто не кричит, не вспоминает и вряд ли вспомнит.
Институт "планирования семьи" есть один из видов современного оружия (наиболее эффективный, но не единственный), который давно в работе. Причем Запад в этом мы вряд ли можем винить, потому что голову в петлю засунули сами. Начало демографической катастрофы в нашей стране датируется не 1991-м, как некоторые думают, а 1921 годом. СССР - первая страна в мире, узаконившая хотя бы те же аборты. Сейчас наши заклятые друзья на Западе лишь заботливо помогают нам не сбиться с курса, в то время как проблема является общей для всей атлантической цивилизации (депопуляция наблюдается во всех развитых странах, кроме США). При этом вряд ли я ошибусь, если предположу, что западные коллеги рассчитывают выбраться из смертельного пике за счет PR-технологий, манипулирования массовым сознанием. Уметь обращаться с этими вещами мы обязаны столь же хорошо. Речь идет о современном воинском искусстве и, если мы им не владеем, то мы после этого русские. Однако настоящее решение вопроса, конечно же, в другом.
Проблема самоистребления создана рациональным подходом к воспроизводству будущих поколений и рациональными методами (т.е. технологически)она не может быть решена. Требуется противоположный, иррациональный подход, а это есть ни что иное, как возвращение к Богу. Не на словах, не в обрядах, а на деле. Нынешняя молодежь думает, что революции, репрессии, войны давным-давно прошли, что весь этот дедовский кошмар давно закончился, что их это не касается, в то время как наиболее тяжкие последствия преступного ХХ века начинают сказываться лишь сегодня. Тысячу раз оказываются правыми греки: рок неотвратим, но обрушивается на потомков.
Простите, Жанна, заморочил Вам голову.

Сергей Решетников   15.11.2009 12:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.