Святая борьба за кусок Ильи Муромца

Я – человек верующий. Но хочется по возможности сохранить и психическую вменяемость. А это с каждым днём всё труднее.

Вот на днях Украина с Ростовом не поделила могутное тело «святого богатыря Ильи Муромца» - мумифицированные останки инока, которые покоятся в Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря. Святые печерские отцы отколупнули кусочек этих самых мощей и передали в дар храму Святителя Димитрия Ростовского, который возводится в Ростове. То ли колупнули не от того места, то ли ковырнули дюже много, только представители фракции «Наша Украина» сходу возопили о вандализме Московского Патриархата, который «глумится над исторической памятью украинского народа». Уязвлённые малороссы даже требуют возбудить уголовное дело против клятых москалей.

Для начала разберёмся, об чём вообще речь. Ежели о богатыре Илье Муромце, так это чисто русский фольклорный братан из села Карачарова, который круто разобрался со свистуном Соловьёвым-Седым… виноват – с Соловьём-Разбойником. Так что отдыхайте, громодяне. Из фольклорных украинских персонажей мне известен только хохол-саломёт, но на него никто не покушался, даже не надкусывал. Есть ещё запорожский крутыш Покати-Горошек, но его в святые произведут не иначе как вместе с преподобным Колобком и великомученицей Курочкой Рябой.

А насчёт почившего в бозе инока… Вообще-то помнится, Русская Православная Церковь чтит память преподобного Илии Муромского, чудотворца Печерского, канонизированного в 1643 г. Его, конечно, можно называть богатырём, но с тем же успехом - и знатным оленеводом. Церковное почитание этого святого всегда ограничивалось лишь упоминанием его имени в день памяти наряду с другими киево-печерскими угодниками.

Хотя народ и впрямь ассоциирует чудотворца с былинным Муромцем, церковники всегда старались не развивать эту сомнительную тему. О святом Илие не осталось даже канонического жития. Инока отождествили с богатырём, скорее всего, случайно. Активное превращение монаха в ратоборца началось лишь в последние годы - с энтузиазмом, достойным лучшего применения.

Первого "порубежника" Руси Илию Муромца назначили покровителем российских пограничников. Невесть откель появилась подробная биография: сын Ивана Тимофеевича Чоботова, родился 5 сентября 1143 года, умер 1 января 1188 года, когда и отмечается день его памяти (опять же «случайно» совпадающий с днём памяти святого Ильи Египетского). Нет смысла уточнять, что всё это высосано из пальца.

Кстати, о пальцах. Чудесным образом пальцы правой руки Муромца сложены в троеперстии, хотя до реформы Никона весь русский христианский мир крестился двумя перстами! В пору борьбы со старообрядчеством этот факт был сильным аргументом в пользу никонианства. Правда, священник старообрядец Иоанн Лукьянов, видевший мощи преподобного Ильи в начале восемнадцатого века, писал: «сложены персты, как свидетельствует Феодорий Блаженный и Максим Грек: крестился он двоеми персты». Вопрос: кто пальцы Илье крутил?! (Не путать с сакраментальным «кто бабе руки обломал?!»).

Нет, я - не безбожник Рабле, изрекший перед смертью: «Вижу бога, грядущего ко мне во образе осла!». Но очень не люблю, когда ослом считают меня. Одни делают русского святого «народным героем незалэжной Хохляндии», другие пытаются выдать за святого фольклорный персонаж, который чару крепкого вина в полтора ведра «выпивал за един дух», а потом сшибал маковки с киевских церквей.

Мне не нравится, когда мумий растаскивают по косточкам, тем более когда с их перстами вытворяют сомнительные фирули. Мне хочется завопить аки Станиславскому: «Не верю!». Когда памятник святому Димитрию Ростовскому ставят спиною к храму, когда в Старочеркасске сбирают мзду за вход в православный действующий храм, когда отцы церкви в вертолёте гоняют по ростовскому небу чертей – НЕ ВЕРЮ! Не верю в то, что всё это имеет отношение к Господу Нашему. А если не к Господу, то – к кому?

Январь 2003


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.