Вещее напутствие

Есть в нескольких десятках километрах от Праги заповедное местечко со странным названием Костнице.  Средней высоты оштукатуренный забор из камня отделяет его от остального мира. Вокруг прилепилась мягкая зелень высокого кустарника и, кажется, будто все местечко утопает в ней. Тяжелая калитка открывает мощеную камнем тропу, которая ведет к небольшому строению.

У входа встречает служитель, женщина средних лет, приятная на вид, обходительная, с легкой грустинкой на лице. После гостевых формальностей, пожеланий здоровья и представления друг другу, не меняя интонации в голосе, она плавно переходит к истории создания своего заповедника.

Находится он на месте бывшего, давно заброшенного кладбища, функционировавшего еще в средние века.

В те годы по всей Западной Европе свирепствовала страшная болезнь, чума, косившая людей сотнями и тысячами. Вымирали целые деревни и города и не случайно, как напоминание потомкам,  ставили после памятники её жертвам.
Костнице - тоже памятник жертвам болезни. Правда, несколько иной, своеобразный, несущий в себе дополнительный, весьма поучительный смысл.

Эпидемия чумы за очень короткий срок охватывала большую часть мест проживания населения, принося не только невыносимые физические, но и моральные страдания. Выживали единицы, а заболевшие знали, какой конец их ждет. Это было страшно. Многие умирали прямо на улицах и здоровые боялись к ним подойти, боясь заразиться, так что и захоронить ушедших в мир иной подчас было некому. Понимая это, те инфицированные, кто еще был в силах, сами приходили к кладбищу и умирали у его ворот. Повсюду смерть правила бал и не было от неё спасения...


Но всё проходит, прошла и эта эпидемия. Вернулись оставшиеся в живых, вырыли большие ямы и сделали массовые захоронения. Жизнь восторжествовала (в который раз!) вновь и пошла далее своим чередом, со своими радостями, бедами, заботами.

Годы складывались в десятилетия, десятилетия в века, изменялись уклады и обычаи, формации и даже ландшафты, но только память народа,- штука сложная,- она оставалась...


Подошел к концу богатый событиями восемнадцатый век. В ту пору жил один художник. Звали его мастер Ринг. Писал картины, ваял скульптуры, ничем особенно не выделяясь среди своих коллег. Не давала ему покоя эта самая память, жгла своей силой, звала к действию. И вот, что он сделал.

Получив предварительно разрешение мэрии, вскрыл массовые захоронения, продезинфицировал их негашеной известью и сотворил из человеческих костей... Скульптурные изделия, люстры, гирлянды, подвески, украшения, разместив в трех больших гротах на территории бывшего кладбища. Спустившись туда, всё это можно разглядеть своими глазами.

Зрелище, прямо скажу, не для слабонервных. Вдоль стен за стеклянными витринами размещены мелкие украшения: бусы, ожерелья, подвески, которые вероятно никто и никогда не осмелится даже примерить. Рядом на полу скульптурные группки из черепов, выполненные в виде небольших горок, на потолке - люстры из костей, по стенам тянутся гирлянды из черепов...
 
- Вглядитесь внимательно в их пустые глазницы,- заканчивает женщина свой незамысловатый рассказ. - Вы смотрите на них, а они обращены на вас и как бы хотят сказать вам:

"Поглядите на нас, такими как мы скоро станете и вы, смерть рано или поздно коснется своим ледяным дыханием каждого. Так стоит ли в этот небольшой отрезок жизни, дарованный Небом, строить друг другу козни, завидовать ближнему, подставлять и предавать, срывать зло, грубить, источать ругань и желчь, даже просто обижать Человека.

Пока живёте, постарайтесь нести добро людям. Только так вы сможете соприкоснуться с истинным бессмертием. Пусть напутствие наше будет с вами всегда, когда своим действием или бездействием вы можете нанести вред другому.

Помните об этом и хорошенько думайте перед тем, как что-либо сделать или предпринять".


Рецензии
Рассказ впечатляет своим содержанием, а содержание своей глубокой философией. Хорошая миниатюра.

Ольга Карабашина   03.09.2010 10:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.