Вещее напутствие
У входа встречает служитель, женщина средних лет, приятная на вид, обходительная, с легкой грустинкой на лице. После гостевых формальностей, пожеланий здоровья и представления друг другу, не меняя интонации в голосе, она плавно переходит к истории создания своего заповедника.
Находится он на месте бывшего, давно заброшенного кладбища, функционировавшего еще в средние века.
В те годы по всей Западной Европе свирепствовала страшная болезнь, чума, косившая людей сотнями и тысячами. Вымирали целые деревни и города и не случайно, как напоминание потомкам, ставили после памятники её жертвам.
Костнице - тоже памятник жертвам болезни. Правда, несколько иной, своеобразный, несущий в себе дополнительный, весьма поучительный смысл.
Эпидемия чумы за очень короткий срок охватывала большую часть мест проживания населения, принося не только невыносимые физические, но и моральные страдания. Выживали единицы, а заболевшие знали, какой конец их ждет. Это было страшно. Многие умирали прямо на улицах и здоровые боялись к ним подойти, боясь заразиться, так что и захоронить ушедших в мир иной подчас было некому. Понимая это, те инфицированные, кто еще был в силах, сами приходили к кладбищу и умирали у его ворот. Повсюду смерть правила бал и не было от неё спасения...
Но всё проходит, прошла и эта эпидемия. Вернулись оставшиеся в живых, вырыли большие ямы и сделали массовые захоронения. Жизнь восторжествовала (в который раз!) вновь и пошла далее своим чередом, со своими радостями, бедами, заботами.
Годы складывались в десятилетия, десятилетия в века, изменялись уклады и обычаи, формации и даже ландшафты, но только память народа,- штука сложная,- она оставалась...
Подошел к концу богатый событиями восемнадцатый век. В ту пору жил один художник. Звали его мастер Ринг. Писал картины, ваял скульптуры, ничем особенно не выделяясь среди своих коллег. Не давала ему покоя эта самая память, жгла своей силой, звала к действию. И вот, что он сделал.
Получив предварительно разрешение мэрии, вскрыл массовые захоронения, продезинфицировал их негашеной известью и сотворил из человеческих костей... Скульптурные изделия, люстры, гирлянды, подвески, украшения, разместив в трех больших гротах на территории бывшего кладбища. Спустившись туда, всё это можно разглядеть своими глазами.
Зрелище, прямо скажу, не для слабонервных. Вдоль стен за стеклянными витринами размещены мелкие украшения: бусы, ожерелья, подвески, которые вероятно никто и никогда не осмелится даже примерить. Рядом на полу скульптурные группки из черепов, выполненные в виде небольших горок, на потолке - люстры из костей, по стенам тянутся гирлянды из черепов...
- Вглядитесь внимательно в их пустые глазницы,- заканчивает женщина свой незамысловатый рассказ. - Вы смотрите на них, а они обращены на вас и как бы хотят сказать вам:
"Поглядите на нас, такими как мы скоро станете и вы, смерть рано или поздно коснется своим ледяным дыханием каждого. Так стоит ли в этот небольшой отрезок жизни, дарованный Небом, строить друг другу козни, завидовать ближнему, подставлять и предавать, срывать зло, грубить, источать ругань и желчь, даже просто обижать Человека.
Пока живёте, постарайтесь нести добро людям. Только так вы сможете соприкоснуться с истинным бессмертием. Пусть напутствие наше будет с вами всегда, когда своим действием или бездействием вы можете нанести вред другому.
Помните об этом и хорошенько думайте перед тем, как что-либо сделать или предпринять".
Свидетельство о публикации №206020800074
Ольга Карабашина 03.09.2010 10:21 Заявить о нарушении