Изучаем географию
-Да я булочку куплю, - сказал Максим.
-Булочку! - мама подозрительно сощурилась. – А деньги какие на булочку потратишь? Небось те, что я на маршрутку дала? Опять будешь со своего карате ночью возвращаться?
-Это не каратэ, а у-шу, совершенно разные единоборства… Мам, ну все ж мальчишки на автобусе едут, что я один как дурак на маршрутке попрусь!
-Дурак… А почему бутерброд не берешь? Потому что все булочки покупают? – Максим молчал. Натягивал зимние ботинки.
-В тебе очень сильно развит конформизм, - строго сказала мама. – В миру – стадное чувство. На еще два рубля на булочку.
-Спасибо! – Максим радостно подхватил деньги.
-А что такое «стадное чувство»? – спросила Иринка.
Было ей четыре года, она никуда не собиралась, даже в садик, потому что там трубы прорвало. Вот уже вторую неделю занятий не было, и от этого, как говорила мама, возникала «масса проблем».
-Ты уже встала? – удивилась мама.
-Потому что я встала, - из комнаты девочек, сонно зевая, вышла Катя. Ей было тринадцать, и она уже училась в восьмом классе. А Максиму было одиннадцать, и он учился только в седьмом.
-Охохонюшки… - вздохнула мама. – Катя, покормишь Иришку, ладно? Потом разбудишь папу, и скажешь, что я попросила его с Иришкой погулять. А когда Саша придет, не знаешь?
-У них сегодня с большим перерывом до трех занятия в колледже, - сказала Катя. – Я не знаю, может, он в перерыв заскочит… Не бойся, мама, я ему суп оставлю.
-Ну хорошо… а сама ты не опаздываешь?
-Мне во вторую смену
-Ладно, я пошла, - мама торопливо обняла Максима, чмокнула в щеку Катю и Иринку. А потом собралась выходить.
-Мама, ты куда, ты же без пальто! – сказал Максим. – И статью забыла!
Иринка засмеялась.
-Голова моя садовая… - сказала мама. – Катя, принеси статью, пожалуйста, и сумку мою. Статья на принтере, сумка на серванте. Только отца не разбуди.
Пока Катя несла сумку и статью, Максим успел выскочить за дверь. Потом ушла и мама, на сей раз в пальто, но без шапки, и Катя вышла за ней на лестницу с шапкой. Иринка смотрела на это с большим интересом. Дома гораздо интереснее, чем в садике. Столько всего происходит!
Потом Катя вернулась и пошла чистить зубы. А заодно следить, чтобы Иринка их правильно почистила.
-Кать, а учится сложно? – спросила Иринка.
-Смотря по каким предметам, - рассеянно ответила Катя. Она рассматривала себя в зеркало.
-А какой самый сложный?
Катя мрачно подумала о шести контурных картах, которые требовалось раскрасить к сегодняшнему дню, и сказала:
-География. Все, а теперь пошли завтракать.
После завтрака Катя села учить уроки и велела Иринке не мешать. Иринка слегка расстроилась: было гораздо веселее, когда старшая сестра с ней играла, а не утыкалась в книжки. Конечно, еще лучше было, когда с ней играли Сашка или Максим… Особенно Сашка. Он ее подкидывал к самому потолку или крутил на вытянутых руках - так здорово!
А лучше всего было с папой. Он всегда рассказывал что-то интересненькое…
И Ира побежала в большую комнату – будить папу.
Папа спал на животе, обнимая подушку. Он всегда так спал. Иринка запрыгнула ему на спину, и села на папу верхом. Потом начала щекотать его за шею.
-Захватчики, - сонно возмутился папа. – Пираты Карибского моря! Взяли меня в плен!
Иринка рассмеялась. Конечно! Она самая что ни на есть неустрашимая пиратка! Конечно, не по-настоящему, настоящие пираты злые. Она – добрая пиратка.
-Только не надо применять ко мне самую страшную пиратскую пытку - грустно сказал папа.
-Какую? – спросила Иринка.
-А! – папа поднял указательный палец правой руки. – Ведь если я тебе скажу, ты же сразу и применишь, правда?
-Нет!
-Честное пиратское?
-Честное!
-Ну ладно, - папа вздохнул. – Придется доверится пиратскому слову, хотя обычно это ничем хорошим не кончается… Самая страшная пиратская пытка – это сажать кого-то в бочку с селедкой. Не надо со мной этого делать.
-Почему? – удивилась Иринка.
-Потому что меня мутит от селедки. А селедку мутит от меня. Селедку тебе не жалко?
Иринка подумала и согласилась, что селедку ей, конечно, жалко. Селедка ей ничего не сделала.
-Ну вот, - сказал папа. – А раз ко мне не будут применять самую страшную пиратскую пытку, меня можно и отпустить. Логично?
-Логично! – радостно согласилась Иринка.
«Логично» - это было любимое папино слово. Иринка его уже давно знала. Папа говорил его, если был в чем-то уверен.
Потом они с папой сидели и пили кофе с бутербродами. Обычно мама не разрешала Ире есть бутерброды – в сухомятку, мол, вредно для ребенка – но папа это не мама. Папа - это папа.
-Пап, - спросила вдруг Иринка, - а ты в школе хорошо учился?
-Ну…- папа поправил очки. – Не очень. Но, в общем, хорошо.
-А в институте?
-Ну, лучше чем большинство моих студентов, - фыркнул папа.
Ира не поняла, что это значит.
-А ты учил географию?
-Учил, куда же без нее…
-А Катя говорит, что это самый сложный предмет…
-Ну… очень может быть. Но, видишь ли, Иринка это все зависит от человека. Вот мне, скажем, география давалась легко. Зато математика…
-А что это такое – география?
Папа слегка опешил.
-Хм… как бы тебе объяснить… Вот есть наша Земля… ты уже знаешь, что Земля – это шар?
-Нам говорили в детском садике, – с достоинством кивнула Иринка. – А Максим еще рассказывал, что у нее есть эти… вдоль и поперек…
-Правильно, - кивнул папа. – Параллели и меридианы. Но это не важно. Это для тебя пока сложновато. Давай лучше так… вот Земля наша - шар, но такой большой шар, что нам он кажется плоским. И на этом шаре все-все находится – и наш дом, и школа, куда ходят Максимка и Катя, и твой садик, и мой университет, и Сашкин колледж, и…
-И мамин журнал?
-Да, и мамин журнал тоже… Ну и вот… ты-то легко находишь дорогу в садик, потому что он в соседнем дворе. А представь, что садик был бы от тебя очень-очень далеко, за много десяток остановок!
-Как мамин журнал?
-Да, как мамин журнал… И еще бы между тобой и садиком лежало бы большое море. Представила?
-Ага! – Иринка быстро-быстро закивала головой. Она представила, как это было бы здорово: если бы между ней и садиком раскинулось бы самое настоящее море, и чтобы плавать в садик на настоящем корабле, с парусами… вроде того, что у них в ванной выложен на кафельных плитках.
-Ну вот, тогда бы уже не так просто было его находить… И вот люди, чтобы быстрее добираться до самых дальних точек, чтобы не блуждать, как в лесу, придумали все эти точки зарисовать. Изучить хорошенько. Чтобы точно знать, что где. И вот когда они это сделали, оказалось, что все в мире постепенно меняется…. Ну, вот помнишь, рядом с нами недавно новый дом построили? – Ира неуверенно кивнула. – Ну вот так везде-везде дома строят. И иногда новые горы появляются. И реки.
-Да ты что! – всплеснула руками Ира. – И горы?
-И даже горы, – кивнул папа. – Но это очень редко происходит. Раз в несколько миллионов лет.
Иринка притихла. Ей было сложно представить такие числа. Она только до десяти умела считать. Но она знала, что миллион – это целая куча.
-Вот чтобы изучать все изменения в природе, и появилась наука география, - сказав так, папа залпом глотнул кофе. Устал, наверное, объяснять.
-Ух ты… - только и могла сказать Иринка. – Пап, а давай изучать географию!
-Давай, - папа с улыбкой посмотрел на Иринку. – Но мне надо в час в университет ехать. Так что давай сейчас быстренько.
Папа помог Иринке одеться, оделся сам и достал с балкона санки. Потом они вышли на улицу. Папа постелил в санки одеяльце, усадил туда Иринку и спросил:
-Тебя пристегнуть, или так удержишься?
-Удержусь! Что я, маленькая, что ли? – презрительно спросила Иринка.
Папа взялся за веревку, и потянул санки вперед.
-Начнем наш урок, - сказала папа. – Это наш микрорайон. Ты знаешь, что такое микрорайон? – папа обернулся к Иринке. Иринка замотала головой.
-Микрорайон – это много домов, которые стоят рядом. Ну вот как наши. Смотри, все почти одинаковые, пятиэтажные, только в разные цвета покрашены… а вот сейчас мы поедем мимо садика…
И они и впрямь поехали мимо садика. Потом мимо школы, где учились Катя и Максимка. Там было очень тихо – шли уроки. Потом мимо большой горки, с которой Ира хотела скатиться, но папа ей не разрешил: сказал, что там ледяные бугры у конца ската, она ударится. Потом они поехали по каким-то дворам, которые Иринка никогда не видела и не знала. Увидели еще один садик, очень красивый, с деревянными фигурками зайцев и колобков за оградой. Фигурки были занесены снегом, как в сказке про Снежную Королеву. Потом они проехали мимо бывшей сберкассы, которая потом стала магазином, и стали возвращаться. Папа попетлял еще по дворам, рассказывая Иринке обо всем: как эти дома строились, когда, почему, из каких материалов. Он провез ее мимо гаражей, и сказал, что это очень плохо, что гаражи поставили так близко к жилью, потому что выхлопы от машин вредят детям, которые играют во дворе. С другой стороны, это очень удобные гаражи, и он, папа, не отказался бы от такого, если бы у них была машина.
Потом они проехали мимо карусели, и папа рассказал, что эта карусель уже очень старая, и, когда он был примерно такой, как Сашка сейчас, они с друзьями все время собирались на этой карусели по вечерам. Когда Иринка спросила, что они там делали, папа сказал «Гм-гм», и не ответил больше ничего.
Что такое «гм-гм», Иринка не знала.
Потом Иринка попросила папу вывезти ее к дороге. Папа взял ее на руки, и они вместе смотрели на проезжающие машины. Папа называл их марки, и показывал Ире, чем одна марка отличается от другой. Иринка этого не запоминала, но ей нравилось, как ловко папа все угадывает.
Потом они вернулись домой. Теперь Ира шла пешком, потому что замерзла, и катила саночки сама, потому что хотела показать, что она большая девочка. А когда они вернулись домой, Ира бросилась к Кате и закричала:
-Катя, Катя! А мы с папой сейчас изучали географию! Это совсем не сложно, даже здорово!
-Да? – Катя печально посмотрела на свои законченные контурные карты. – Это хорошо, что не сложно…. В следующий раз меня возьмите, ладно?
-Ладно! - согласилась Ира. – Мы обязательно тебя возьмем! Папа пообещал, что в следующий раз мы будем изучать географию через дорогу!
Свидетельство о публикации №206020900042
Nukem 22.11.2006 21:58 Заявить о нарушении
Варвара Мадоши 28.11.2006 19:50 Заявить о нарушении