Ключевые слова познания

Есть нечто общее, вокруг чего вертятся или что затрагивают заметки «Национальная идея», «Философия империи», «Новое вечное христианство», «Эзотерика», «Искусство». Исходя из масштабности этих тем, это вещь достаточно фундаментальная. Это вопрос об элите (элитах) и ее роли в обществе. Этому посвящены обширные исследования. И это должна быть тема отдельной статьи, именно об элитах. Однако сейчас речь о том, что и элита, по сути, может быть сведена к еще более абстрактному понятию, которое касается общих тенденций эволюции вообще. Это качество КОНЦЕНТРАЦИИ. В частности, элита характеризуется концентрацией некоторых качеств «человеческого материала», принадлежащего к этой элите.

Если, как сказано в статье «Смысл жизни», ее смысл в направленных трансформациях сознания, из каковых жизнь фактически и состоит, то названием этому процессу будет познание. Здесь этому понятию будет придаваться не только отвлеченно-интеллектуальный смысл, но и непосредственно-чувственный. То, что имеет отношение к опыту. Как Адам познал Еву. Это нечто энергетическое, это физический процесс, ибо в мире нет ничего, кроме трансформирующейся энергии. Причем сознание и познание включают в себя коллективные, общественные формы. Итак, нет ничего, кроме познания.
 Из первоначального тумана становятся видимы контуры отдельных предметов, затем мир представляется набором этих несвязных предметов, и наконец круг замыкается – за видимым разнообразием обнаруживается связность и закономерность. Таково познание. Оно в сменяющихся фазах РАЗЛИЧЕНИЯ, разделения (классификации) разнообразных явлений и последующем сведении их к немногочисленным фундаментальным вещам (синтез). Последнее есть абстрагирование, (относительно) завершающая фаза познания и поэтому в некотором смысле это также синоним осмысления. Хотя фазы разделения и синтеза сами не разделены, классификация означает создание иерархии объектов, а иерархия отражает этапы абстрагирования.
 Абстрагирование как выход на новый, более высокий уровень сознания и бытия всегда подразумевает некого рода концентрацию. Пока это только феноменологическое наблюдение, однако настолько универсальное, что выглядит общей закономерностью. Для прорыва в любой области нужна концентрация энергии. В мыслительной деятельности это концентрация внимания, предполагающая также достаточную концентрацию знаний (информации). В области экономических и социо-культурных проектов это концентрация человеческих, финансовых или производственных ресурсов, развитость инфраструктуры, что тоже есть некого рода концентрация.
 Отсюда неудивительно, что способность к различению и способность к концентрации Алиса Бейли полагала критерием развития современного человека (см. соответствующую статью).

Актуальность этих качеств не обойдена стороной и в Библии, где Богу приписываются следующие слова: «как есть ты не холоден и не горяч, но лишь тепл, то изблюю тебя из уст Моих». Вполне очевидно, что «холодность» и «горячесть» здесь суть формы концентрации, в то время как «теплость» означает некий антипод концентрации, рассеяность или слабость. Интересно отметить, что в этом отрывке из Библии утверждается ценность концентрации как таковой, безотносительно к, так сказать, знаку заряда. Хотя, по-видимому, Бог всё же предпочитает в конечном итоге что-то одно, именно «горячесть». Отсюда следует качество – способность к различению.

Развитие следует.


Рецензии