Ключевые слова познания
Если, как сказано в статье «Смысл жизни», ее смысл в направленных трансформациях сознания, из каковых жизнь фактически и состоит, то названием этому процессу будет познание. Здесь этому понятию будет придаваться не только отвлеченно-интеллектуальный смысл, но и непосредственно-чувственный. То, что имеет отношение к опыту. Как Адам познал Еву. Это нечто энергетическое, это физический процесс, ибо в мире нет ничего, кроме трансформирующейся энергии. Причем сознание и познание включают в себя коллективные, общественные формы. Итак, нет ничего, кроме познания.
Из первоначального тумана становятся видимы контуры отдельных предметов, затем мир представляется набором этих несвязных предметов, и наконец круг замыкается – за видимым разнообразием обнаруживается связность и закономерность. Таково познание. Оно в сменяющихся фазах РАЗЛИЧЕНИЯ, разделения (классификации) разнообразных явлений и последующем сведении их к немногочисленным фундаментальным вещам (синтез). Последнее есть абстрагирование, (относительно) завершающая фаза познания и поэтому в некотором смысле это также синоним осмысления. Хотя фазы разделения и синтеза сами не разделены, классификация означает создание иерархии объектов, а иерархия отражает этапы абстрагирования.
Абстрагирование как выход на новый, более высокий уровень сознания и бытия всегда подразумевает некого рода концентрацию. Пока это только феноменологическое наблюдение, однако настолько универсальное, что выглядит общей закономерностью. Для прорыва в любой области нужна концентрация энергии. В мыслительной деятельности это концентрация внимания, предполагающая также достаточную концентрацию знаний (информации). В области экономических и социо-культурных проектов это концентрация человеческих, финансовых или производственных ресурсов, развитость инфраструктуры, что тоже есть некого рода концентрация.
Отсюда неудивительно, что способность к различению и способность к концентрации Алиса Бейли полагала критерием развития современного человека (см. соответствующую статью).
Актуальность этих качеств не обойдена стороной и в Библии, где Богу приписываются следующие слова: «как есть ты не холоден и не горяч, но лишь тепл, то изблюю тебя из уст Моих». Вполне очевидно, что «холодность» и «горячесть» здесь суть формы концентрации, в то время как «теплость» означает некий антипод концентрации, рассеяность или слабость. Интересно отметить, что в этом отрывке из Библии утверждается ценность концентрации как таковой, безотносительно к, так сказать, знаку заряда. Хотя, по-видимому, Бог всё же предпочитает в конечном итоге что-то одно, именно «горячесть». Отсюда следует качество – способность к различению.
Развитие следует.
Свидетельство о публикации №206021000171