Преодоление булгакова

1. Михаил Булгаков.
(Роман, пьесы, повести, кино, спектакли).

Год Начала Перестройки.
Знакомство с романом Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" у меня произошло в 14 лет с просмотра премьеры Минского кукольного театра. Спектакль удачно сочетал игру актеров с движением кукол. Хитрыми средствами в него вовлекли и желающих того зрителей. Например, такая сцена. Офицер Н.К.В.Д. с блокнотом в руках требует сдавать валюту. С колосников водят по залу лучом прожектора. Подскакивает до того мирно сидевшая рядом кукла и говорит (не помню что) двигая челюстями и руками. Неожиданно... Зрители разом встрепенулись и засмеялись. Куклу после препирательств утаскивают за кулисы два 2 м амбала в форме Н.К.В.Д. Покончив с куклой, офицер Н.К.В.Д. устало, без эмоций спрашивает:
- Ну!.. Кто еще сдает валюту?
Эту фразу он повторил несколько раз, прежде чем мой товарищ Вован не выдержал и с ехидной ухмылкой съязвил:
 - А что - вам очень надо?!
Нас моментально ослепляет прожектор. Сквозь свет все-таки увидели, как Н.К.В.Дисты двинулись по проходу в нашу сторону. Нахлынула гамма чувств. Стало очень ржачно и слегка стрёмно в одном лице. Было и третье чувство - собственной значимости. И четвертое - ни с чем не сравнимый азарт участия в прятках. Нависший над нами Н.К.В.Дист уточнил:
- Кто здесь желает сдать валюту?
 Вован:
- Я... пошутил.
 Н.К.В.Дисты его подхватывают "под микитки" (он продолжает смеяться) и выволакивают через смеющийся и аплодирующий зал за кулисы. Вована отпустили почти что сразу, весело сказав вдогон:
 - А мы таки поняли, что ты пошутил.
В общем, довольно стандартный прием для цирка, когда подсадного человека клоун обливает водой или чем похуже. Но! Потом спектакль смотрели многие знакомые, но никого из зала больше не выволакивали - не было за что. Это значит: во-первых, подсадных "уток" они специально не держали, во-вторых, реплика Вована стала для премьеры истинным украшением (примечание: еще раз к вопросу о собственной значимости). Конечно, и без реплики хорошо, но она оказалась к месту.
Таким образом, зрители с одной стороны веселились, а с другой проникали в суровую сущность того времени. И про антракты кукловоды не забыли вспомнить. Н.К.В.Дисты выгоняли всех из зрительного зала свистками и окриками, потом загоняли обратно в зал, регулировали очередь в буфете, раздавали анкеты: "Что не понравилось в спектакле?" и далее перечисляется - режиссура, игра актеров, куклы, свет, звук. Решительно всем понравилось абсолютно все кроме... самой анкеты. Такой уровень удовольствия мне лично театр доставил считанные 3 раза. К сожалению.
Попытался прочесть роман и потерпел фиаско. Книга не поддавалась. Не просто была не интересной, а почему то противной! Именно какое-то гадливое чувство я испытывал к Воланду, Бегемоту, Гелле, Азазелло, а заодно к Мастеру и Маргарите. Впрочем, в книге по воле издательства главы про Иисуса Христа и Понтия Пилата печатались курсивом. Их то я выискивал и читал. И прочел залпом! А потом еще перечитывал не раз, пока уже не выучил наизусть. Одновременно пытался читать про Москву 1930-х годов, но не мог продраться сквозь эти квартиры, примуса и трамваи. От этого меня терзали самокопания типа: "Вот ведь культовая книга. Ставят по ней спектакли и фильмы. Песни слагают про персонажей. Все кругом читают и в восторге от философии. Почему меня не берет, что я не вижу?" И ответа не находил у самого себя и когда другим задавал те же вопросы.
А кроме наших минских кукловодов "Мастер и Маргарита" ставили многие. Видел по телевизору спектакль Московского какого-то там театра. Так себе... поставили - воспроизвели содержание и все... Виктюковский изыск смотрел в "ДК Минск". Оценка такая же. Посмотрел, но не увлекся. Да и не было попытки меня увлечь со стороны громкого постановщика.
Кино по книге ставили братские славянские югославы и поляки. Югославы уложились в 2 часа и естественно успели только про Москву 30-х. Нет про Иисуса Христа и Понтия Пилата. Верные себе поляки сняли сериал по длине равный "4 танкистам и собаке". Очень близко к тексту - можно смотреть 1 раз. Интерес берет, если не знаешь содержания книги. Запомнился только актер, игравший поэта Бездомного. Рыжий такой, с безумными глазами - весьма адекватен. Впрочем, и они про ни единого кадра. Но по другой причине. В то время Папа Римский был по национальности поляком. Католицизм в Польше стал второй властью. Неканонический текст Евангелия в такой обстановке не мог быть изображен. Меня цепко охватило осознание половинчатости фильмов.
Вот ведь, разные части одной книги. Одна часть не обязательна для понимания сюжета (что происходит) другой части. А без неё не то. Да и оставленная часть не увлекает. Все-таки, Минский кукольный театр в силу работы с детишками, обладает теми простыми и доходчивыми средствами постановки, которыми прочие брезгуют. И зря! И не правильно! Грамотно поставленный детский утренник является такой же вершиной в искусстве, как и премьера во взрослом Большом театре.
* * *
Дальнейшее знакомство с творчеством Булгакова происходило с откровениями и наблюдением всевозможных парадоксов. Начну с суперхита советского кино "Иван Васильевич меняет профессию". Кто, скажите, когда корчился от смеха на комедии Гайдая, обратил внимание на автора пьесы? То-то и оно, что в 10-12 лет не до того. Вот и я узнал автора в 19 лет. Так "Мастер и Маргарита" неожиданно переместились на вторую позицию в списке "моего" Булгакова. Остается добавить, что текст пьесы "Иван Васильевич" Гайдай изменил незаметно.
Третьей стала пьеса "Багровый остров" в 2-х вариантах. На мой предвзятый и субъективный взгляд оба варианта текста смешнее текста "Ивана Васильевича". Очень жаль, что спектакль "Багровый остров" сперва совдепы запретили ставить, а потом снобы зачислили в "худшее" у Булгакова. Очевидно, между совдепами и снобами существует тайная для обоих партнеров духовная близость. Как и во всяких гармоничных отношениях, они отлично дополняют действия друг друга.
Про "Роковые яйца". Есть такой первый в мире автомат Федорова образца 1916 г. Выпущен экспериментальной серией. Коллекционная редкость. Если в поисковой строке Rambler набрать "автомат Федорова в бою", то получим статью инженера А.М. Мещерякова: Историки и источники молчат об участии автомата Федорова в гражданской войне. Единственное упоминание о частях, где применялось это оружие, я нашел (парадокс!) у М. Булгакова. В романе "Роковые яйца" оперативник ОГПУ Полайтис имел "обыкновенный 25-зарядный пулемет" – термин “автомат” из академических кругов так и не вышел. Вообще то повесть "Роковые яйца" фантастическая, полная вымыслов, но к пулемету есть определяющее прилагательное обыкновенный. Ко всему 25-зарядного магазина нет больше ни у одной системы оружия. Поэтому допускаю, что за пулеметом может скрываться автомат Федорова.
И, наконец "Собачье сердце". И ранее казалось, что Булгаков писал специально для кинематографа и пьесы и повести. А "Собачье сердце" окончательно в этой мысли меня утвердило. Опять таки, в текст добавили 2-3%, забыли 1% и вот тебе культовая вещь расхватанная на поговорки, лозунги, тосты. Парадоксом повести является огульная симпатичность героев - положительных, отрицательных и прочих. Профессор Преображенский умен. Шариков непосредственен: "Чтобы все!". Швондер концептуален: "Назовем новорожденных просто - Клара и Роза. В честь Клары Цеткин и Розы Люксембург".
* * *
Как послесловие к первой части несколько абзацев про сериал "Мастер и Маргарита" премьеры 2005 года.
Впрочем, может быть и писал Булгаков специально для кинематографа. Но обладать скрипкой за 1 млн. $ - не значит уметь играть как Паганини. Что подтвердил сериал "Мастер и Маргарита". Ковальчук-Маргарита вышла обычной молодухой одетой в бутике (или сэконде?). Как будто случайно перескочила из одного сериала в другой. Ну, вот смотришь и не определишься: кто тут будет Маргарита? Вы, гражданочка?! Если бы ее играла Рената Литвинова, то такого вопроса не возникло. Подумал и про Жанну Агузарову? - нет, нос... Про Татьяну Друбич? - увы... Не согласилась бы, наверное. А Мила Йовович? - да ну ее психичку в пятый элемент!
То же самое Безруков-Иисус. Только мы его видели в главной роли сериала "Есенин". Там его убили. Он сюда перескочил. Так и здесь еще раз убили. (примечание: такое ощущение, что Безрукову мстят за роль главного "братка" в сериале "Бригада"). Слишком гламурно вышел бунтарь и новатор. Нет! Баширову замечательно играющему кота Бегемота следовало еще и здесь проявиться. Вот неказистый Иисус-Баширов стоит на своем супротив Понтия Пилата-Гарика Сукачева по такому поводу сбрившего усы. Вот он хилый висит на кресте...
Басилашвили-Воланд вышел, но без харизмы. Безусловно, в смысле харизмы лучший Воланд России - Владимир Владимирович Путин. Он и немецкий язык знает (может акцент изобразить), и дикция поставлена, и 3-е, и 4-е... и т.д. Но Путин, как и Татьяна Друбич не согласится. Хотя если подождать окончания 2-го срока президентства, то кто его знает? Если невтерпеж ждать 3 года, следует обратиться к Жириновскому. Его имидж ничего испортить не сможет. Или Жиря бухой в хлам Буша матюгами клеймит, или в плавках с бревном наперевес на макак бросается, или в Думе в пятак получает. Все это к пользе рейтинга. А Воланд-Жиря хоть куда: "Аннушка уже разлила масло. Понял ты, подонок? Тьфу на тебя!"


2. Маргинальное чтиво.
(События реальны. Имена и прозвища вымышлены).

Год Московской Олимпиады.
Лето. Солнце. На карусели крутятся 4 человека "старших". Мы, "младшие" на 4-6 лет толкаем карусель к их удовольствию. Заставили, падлы... "Старшие" едят кукурузные палочки из картонно-бумажных пачек и изображениями Мюнхгаузена на ядре и длинноносого Буратино. Пустые пачки не выбрасывают просто так, а поджигают и метают, соревнуясь в дальности. Так ведь навеяно Олимпиадой! Еще прикалываются, типа чистоту во дворе соблюдают. Ржут на разные голоса, заплевывают все вокруг. Выглядит праздником (или буднями?) в банде Махно. В дальнейшем "старшие" именуются "махновцы".
Мимо проходит домой из магазина с 3-х л банкой кваса мой одногодок сосед по лестничной площадке еврей Мишка. Его семья недавно переехала, со многими еще не знаком и потому с опаской косится на олимпийскую феерию "махновцев". Мишка не прав. Из 4-х только один потом сидел в тюрьме за поножовщину. И больше не захотел, так как чувствовал себя в не своем корыте. Тюрьма действительно выполнила свое назначение - стала для него исправительным учреждением. Остальные сидели так... за бытовую ерунду.
"Махновцы" просекают Мишкины опасения и почти в один голос орут:
- А ну иди сюда! Чего стал?! Иди сюда, если взрослые говорят. Э, ну хорош, блин, крутить. Притормозите.
Мы тормозим карусель. Не сразу, но удается погасить вращение полутонной массы. Мишка растерянно подходит. Главный "махновец" по прозвищу Пут хватает его за шкирку:
- Ты чего не здоровкаешся? Мы же с тобой соседи по дому. Ну, блин, дожили на старости лет - никакого этикета, - "махновцы" ржут над этим словом и произносят по слогам другие знакомые им слова на "Э": этика, эстетика, эрудиция, энтеллигенция. Последнее слово самое смешное, и мы ржем, и даже Мишка.
Внезапно Пут перестает ржать и сурово молвит Мишке:
- Ну. Хорош лыбу давить. Запомни, идешь себе куда по нашему двору. Ну и хер с тобой - иди. Но "здрасьте" по всей форме добрым людям скажи. Как понял? Приём.
- Понял, - моментально отвечает Мишка.
- Ишь ты "понял". А я думал как Федот станешь выпендриваться: "нет не понял", "отстань", "отпусти".
- Федотов к твоему сведению за такой же нехороший поступок сперва в оба уха получил. Поджопников надавали Федоту, и он убежал домой плача, - отечески поясняет толстый краснорожий "махновец" Корень, - ничего. Пусть поплачет. Зато меньше сцать будет. Так что извинения проси.
- Федотов брату старшему скажет... - вставляю я.
- Не бзди малой! Федота-старшего в армию забрали весной, - парирует Корень.
С балкона 5-го этажа доносится голос Федотова:
- Брата в десантники взяли. Придет из армии тебе, Корень, хана присниться.
- Филя ты там, щенок, княваешь? Когда он придет, я сам в армию пойду (примечание: Корень к 18 годам отсидит в колонии. В военкомате напишет заявление добровольцем в Афганистан... за это его положат в Новинки и он успешно откосит от армии).
Пут передергивает Мишку за шкирку:
- Ты, блин, не отвлекайся.
Итак. Подведем скромные итоги. Мишка за не проявление добрососедских чувств схвачен и крепко удерживается. Ему указаны великие и ужасные неправды. Есть и пример Фелота. Нечего возразить... Остается извиниться.
- Извините. Здрасьте, - выпаливает Мишка.
- Чего-о-о? Повторяй за мной, - требует Пут, - "прости, пожалуйста, большой дядя Олег и все добрые люди".
- Прости, пожалуйста, большой дядя Олег и все... добрые люди, - спешно лебезит Мишка косясь на красную рожу Корня.
- "Меня... Ну, то есть, тебя маленького засранца". Ну и называешь имя, фамилию.
- Не бу... - насупился Мишка.
- Не бу? А в ухи хо? - деликатно спрашивает Корень.
- Меня. Маленького засранца. Мишу...
Мишка смущенно называет фамилию:
- ...Фридмана.
"Махновцев" фамилия всерьез веселит. Нет. Не потому, что фамилия еврейская, и не длинная - только 7 букв. Почти минимум. А потому, что вмещает 2 корня (примечание: фамилии такого рода веселее однокоренных. Например, Долгопятов и Водопьянов). Они повторяют эти корни в прямом и обратном порядке, добавляют имя Миша, Мишутка, и более продвинутое Михуил. Ржут. Мы тоже слегка. Лысый в очках "махновец" Доцент переводит фамилию на русский (примечание: 3-х лет изучения немецкого языка хватает).
- Миша Мирный Человек. Мы тебя прощаем. Можешь идти.
- Куда щемишься? - пресек попытку Мишки вырваться Пут, - а в банке у тебя что налито?! Пивко или квас?
- В знак благодарности за обучение волшебным словам дай дядям, блин, маленько горло промочить.
- Это домой. Меня ждут.
- Слушай, Миша. А если я зимой снега у тебя попрошу? Ты мне пожалеешь? Тебя жадности в школе по букварю учили и пятерки с плюсом ставили? Или в пионерах?
- Я еще не пионер...
- Так ты октябрёнок - внучок Ильича. Дедушка Ленин завещал делиться (примечание: к тому времени Ленин утратил серьезный авторитет и приобрел "авторитет" у шпаны, став комическим персонажем устного фольклора). А это Гитлер сказал: "каждому свое". Ты что, блин на хер, против дедушки Ленина за фашистов?
- Нет...
Пут и Саид потянули банку к себе. Вот банка открыта и пошла по карусели. Пьют с удовольствием, чмокая и крякая. В последнюю очередь достается невысокому и худому "махновцу" Бяше. Он возмущается:
- Валеты! Напустили на банку своими грибами вафлей. Больше всех Корень. Вот хрен жирный. Вытирать надо! Хоть ты не пей, - впрочем, повертел и, найдя чистую часть горла банки, отхлебывает один глоток. При этом Бяша поперхнулся и облился, так как Корень дернул карусель.
- Типа обосцался, - ригочет Корень.
- Ну, вот тебе большая часть достается, смерил содержимое кваса в банке суровый, но справедливый Пут, - дома скажешь, что по дороге сушняк одолел. Остановился и выпил. Понял? Вижу, что понял.
Отпили и правда не слишком много. Мишка уходит. Пут ему вслед орет:
- А "до свиданья" где?
Мишка оборачивается, и склонив голову:
- До свидания...
- Будь здоров. Эх. Мишка, Мишка, где твоя улыбка?
* * *
Вам не понравился тон "махновцев"? Вы против насилия над личностью? Вас коробят допущенные ими непристойности, сальности, мат. Я с вами согласен. Мне это тоже не нравится. Я допускаю возможность выкинуть из песни слово. И, клянусь, многие самые худшие слова я выкинул. Однако, оставил только те, без которых песни сказать вообще не получается.
Но, признайте за "махновцами" Правду в главном. И "здрасьте до свиданья", и "прости пожалуйста" надо знакомым говорить. И делиться с ближними своими, хоть они об этом и не просят, завещали и Владимир Ильич Ленин, и Иисус Христос.
И:
1. Если все непристойности, сальности, мат заменить на мистическую начинку;
2. Если Пута, Корня, Доцента, Бяшу заменить на Воланда, кота Бегемота, Азазелло, Геллу;
3. Если вместо Мишки попеременно вставлять чиновника Массолита, поэта Ивана Бездомного, заведующего буфетом и разных прочих личностей опущенных на место Воландом и компанией;
то, в итоге, получим роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - книгу в одно время культовую и с философским уклоном. Допусков "если", конечно, многовато - целых 3 штуки. Я ведь отлично помню не совсем приличную пословицу, сообщающую, при каких условиях бабушка была бы дедушкой.

Осень-зима 2005 г.
Минск-Дрозды

 


Рецензии