И в воздухе промелькнуло видение весны

* * *



На дворе яркое февральское солнце и, несмотря на морозец, в воздухе промелькнуло видение весны...

Когда как ни сегодня, в дни уходящей зимы и тоскующего ожидания весны, стоит вспомнить балет «Весна священная». Тем более, что современный взбесившийся мир, в чем-то сродни стал языческому буйству - будь то политика, экономика, культура или наша житейская обыденность. В этом балете Нижинского на музыку Стравинского, как в капле воды, сосредоточено наше дремлющее подсознание. Так и хочется порой крикнуть «в люди»: «Опомнитесь! Что же вы делаете?!»

Но я, кажется, немного отвлеклась и увлеклась совсем иными рассуждениями, и размышлениями. Так давайте же вернемся к мысли о весне - «священной весне» Нижинского.

Потрясающий танцор и хореограф-новатор, Вацлав Нижинский не просто опередил свое время... В его прыжках на сцене было нечто обескураживающе - удивительное. Мистика, Господа! именно - фантастика, как мистическая феерия... «Бог танца», «восьмое чудо света», «царь воздуха». Он брал танцевальным действом - в красоте продолжительного полета - удивительную высоту. Буквально взлетая в своем неподражаемом прыжке, так далеко вперед - через тогдашний век в новизну далеких, его современникам, дней и будто зависал в этом недосягаемом пространстве... во времени своего неповторимо-эмоционального Мира. Высоко-высоко, как самая недосягаемая и яркая Звезда... Не приземляясь - своей гениальностью. 

Балет, о котором, не знаю уж, кстати или некстати, вспомнила я сегодня, -«священная весна» восстанавливался, как реставрируются в наши дни старинные рукописи, тщательно и бережно, по воспоминаниям, по каждому жесту.

Художественная зрелищность его постановки, считается, по настоящему оценилась только в наши дни - спустя многие десятилетия. Эти странные телодвижения, резкие прыжки, или топтания на месте. Балетный образ экстазного исступленния - это и выверты ног, и резкие повороты голов,с одновременным выбрасыванием рук кверху - в небо - к невидимым богам. Это чаще свойственно постановкам дней нынешних, с танцевальным обликом современности. Это неуемно-эмоциональная визуальность, наших с вами, неуемно-летящих веков.

В балете впечатляет и потрясает буквально всё - настолько гармонично и ярко это действо. Взрывная музыка Стравинского... Необычайность хореографии Нижинского... И конечно же впечатляют и сами сценические костюмы. А это стилизованно-длинные и ярко расшитые - холщевые рубахи и сарафаны - от самого Рериха.

Я никогда не забуду свои давние впечатления от увиденного мной впервые на сцене Кремлевского Зала балета «Весна священная».

Занавес раздвинулся, и... во мне все взорвалось... неописуемым буйством «картины языческой Руси». Мой тогдашний спутник, перед тем скучающе разглядывавший зал, смотрел на сцену широко открытыми глазами, затаив дыхание.
Экстаз идолопоклонников, явление шамана и выбор девушки - жертвы, её смерть...
Мгновенная тишина и... зрительный зал взрывается аплодисментами, отовсюду слышны крики: «Браво! Бис!» Оглядываясь вокруг, вижу ликующие лица...

И трудно было поверить тогда, что премьеры балетов Нижинского, сопровождались скандалами, что в репертуаре они не удерживались... И лишь спустя много лет, исследователям Миллисент Ходсон и Кеннету Арчеру пришлось воссоздавать многие из них. Буквально - по крохам - из обрывочных информационных справок, сохраненных в краткости весьма скупых упоминаний. И не хотелось, как-то с удивлением верилось, что такой великолепно-зрелищный балет, как эта «священная весна», мог изначала провалиться на первой же своей премьере в Париже - 1913 года.

А ведь всё это... действительно было...
Как и был тот - памятный мне рукоплещущий зал с сияющими глазами зрителей... летом 1981г...
10.02.2006г.(публикуется в сокращенном варианте)


© Copyright: Людмила Солма, 2006 ЕНД: 1602110124



* * *



*) ПРИМЕЧАНИЕ в дополнение и пояснение:

=фотоиллюстрация балета "Весна священная" взята из Интернета:
 http://www.liepa.ru/rus/projekt/2003_05_22.shtml

=видеозаписи балета в Интернете можно посмотреть на YouTube:
http://www.youtube.com/watch?v=bjX3oAwv_Fs
http://www.youtube.com/watch?v=vb8njeKBfqw
http://www.youtube.com/watch?v=mK64sTi4mKc


Рецензии
Я очень люблю балет, но так давно нигде не была- даже обидно...

Но более всего люблю Чайковского. И для меня "Лебединое озеро" - это часть жизни, часть сердца, даже не знаю, как выразить связь... так бывает с каким-то действом, случаем или музыкой. Бах вызывает во мне такие же чувства...

Удачи во всём!

Веруня   25.03.2009 11:56     Заявить о нарушении
Дорогая Веруня, очень рада Вам!
Самые любимые мной балеты это те, что впервые увидела 6-ти летней девочкой - Жизель и Эсмеральда, а опера с той же детской поры самая любимая - Тоска. Конечно же люблю и многое другое, но к этим особенно теплое отношение - одни из первых моих выходов в театр, ностальгические впечатления - восторгов и состраданий...
Бах - это из тех же осознаний.

с искрениим теплом
и самыми добрыми пожеланиями,

Людмила Солма   25.03.2009 16:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.