Даша Михеева. На книгу Ария

 
Сборник рассказов Галины Щекиной – сборник настроений. Отличительная черта – субъективность взгляда на жизнь, от чего она и не вписывается в круг ширпотребовских писательниц. В основном, любой писатель выбирает то, что приемлемо и понятно всем, то есть пишет не о том, что чувствует сам, а что хотят почувствовать читатели. Известно, что это делается для популярности. Читая такое, человек не развивается. Он не сможет понять чужую душу, так как сосредотачивается только на своих переживаниях, основанных на общепринятых иллюзиях (статья об иллюзиях будет вывешена на ЖЖ). Причем консервирование происходит незаметно для него самого. Он привыкает постепенно и чувствует комфорт и легкость, любуясь при этом иллюзией великолепия. Большую роль, конечно, играет мода.
 
Человек, обратившийся к творчеству Галины Щекиной, вырвался из круга общепринятых иллюзий и обнаружил новый, ни на кого не похожий субъективный взгляд на определенную жизнь. Здесь не найдешь обычного изложения, четкой и ясной последовательности естественных действий и слов. Нет, сюжет, конечно, прослеживается, но складывается он опять же не из привычных действий и слов, а из непривычных образов, мыслей, вспышек, звуков, картинок, экзотических сочетаний и сравнений, таинственной ауры. Ситуация может быть жизненно и обычная, читая увидишь все в другом цвете. Сборник разноцветен. Мне видятся лиловый, ярко-желтый, зеленый, белый и черный цвета. Причем аромат и вкус тоже есть. Сладость деликатесов с горечью слез.
Ранит невозможность возврата утраченного. Не дает покоя вопрос: а могло бы сложиться как-то по-другому, было бы что-то иначе? Почему такие злые дети (на лицо прекрасные, черти что внутри), почему дерутся? И человечности в них нет. Почему столько непонимания с близким человеком. Борьба с желанием умереть, но спасти от смерти другого.
В рассказе «Издалека» происходит сильное воздействие на психику на всем протяжении: невозможность поговорить, невозможность увидеться, хотя очень надо - потому что есть главное, которое нельзя терять. И ждать нельзя, можно упустить. И эти промежуточные описания заглавными буквами без знаков препинания – сильные эмоциональные картины. Борьба за выживание души и тела, но оказывается, все было предрешено. Значит, и не было возможности что-то изменить.
Вообще, тема смерти в рассказах несет в себе мучительный характер. Уходит тот, кто был не нужен, кого не любили или не замечали. И чувствуешь, что уже все, уже нет надежды, потому что тот, он сам чувствует, что не нужен. И хомяки, и кошки, и тот мальчик с вязаными строчками…
 
В контраст к мрачным оттенкам искрятся «цветные струи, розовые от шампуня и оранжевые от хвойного экстракта», слышится тончайший хруст, а в голове музыка, стихи… Это радужная волна. А почему звучит минор? Потому, что минор – это сильно и вдохновенно. Когда есть полет, когда грусть сопряжена со светом. По-моему, «пузыриться» - значит раздуваться, в переносном – распыляться, в общем, что-то эмоциональное. А пузырики – это частицы эмоциональности, и чем больше их, тем сильнее распирает, к примеру, от радости… Кстати, рассказ «Пузырики» самый, так сказать, разговорный или простецкий, что ли, чувствуется, к близкому человеку обращен. Разговор, повесть о настроении.
 
Интересная особенность у автора – возможность подробно рассказать и описать какую-то вещь, к примеру, фотографию, либо содержимое сумки, связанных с ними события и людей, попутно выражая отношение к этому всему. И столько всего оказывается, целая жизнь! Причем читателю дается возможность посмотреть на это не объективным, обычным взглядом, а чисто субъективным и оригинальным взглядом автора.
 
Особое место в рассказах занимает таинственный образ человека-загадки. Который не такой как все, странный и необычный. Мы видим его, узнаем о нем, но чувствуем его особенность, отличие от всех, непохожесть и удивительность. Поразительная Уна – интересная и таинственная, потусторонний интерн – люди из другого мира. Появляются люди, о которых мы узнаем совсем немного, остается только догадываться, кто они такие и придумывать продолжение истории про них.
 
Таким образом, Галине Щекиной удалось дать почувствовать читателю то, что он не ожидал почувствовать и даже то, что он не хотел почувствовать. С этого начинается разрушение общепринятых иллюзий, ослабевает тяга к моде и стандартам. С этого начинается развитие.


Рецензии