C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Гори оно всё Благодатным Огнём!

КАК НА ПАСХУ РОСТОВЧАНАМ ДОСТАВИЛИ ЧУДО САМОЛЁТНОЕ

Перекрестясь, по-олимпийски

Вот и Дон-батюшка сподобился: на брега его в светлый день Христова Воскресения прибыл Благодатный Огонь из Иерусалима. Из искры возгорелось пламя. Вернее, многие тысячи свечных язычков этого пламени от огня, который днём ранее возжёгся во Храме Гроба Господня в ответ на молитвы греческого православного патриарха и многотысячной толпы паломников. Вечером того же дня огонь был доставлен самолётом в столицу российскую, а оттуда на следующее утро – в столицу донскую. Но о самом Благодатном Огне – чуть позже. Поговорим о том, что творилось-деялось вокруг этого чуда православного в Ростове.

В Ростовскую область Огонь прибыл впервые (что довольно обидно: в Екатеринбург, например, паломники ежегодно доставляют его с 1998 г.). Говоря шершавым языком газетных передовиц, «это знаменательное событие было приурочено к 175-летию Ростовской епархии». Несколько утешает и поддерживает чувство гордости ростовчан то, что владыке Пантелеимону, архиепископу Ростовскому и Новочеркасскому, Благодатный Огонь передали не какие-то паломники, а его московские коллеги, которых он вместе с представителями местной знати (я извиняюсь – власти) встретил 11 апреля в 11 же часов утра у трапа пассажирского самолёта в Ростовском аэропорту. Так сказать, принял духовную эстафету.

Если кто-то сочтет такое сравнение неуместным, то совершенно напрасно. Надобно знать, что для транспортировки Благодатного Огня уже давно используются уникальные контейнеры, изначально созданные для перевозки огня олимпийского. В этом смысле церковь вняла рекомендациям Международного Олимпийского Комитета. О спорт, ты - мир… Или, говоря церковным языком, «мир в небесах и в человецех благоволение».

Правда, само сочетание "олимпийский Благодатный Огонь" еретически попахивает язычеством. Но это - если принюхиваться. А ежели зажать нос и зажмурить глаза, то легко можно принять Отца Нашего Небесного и за Зевеса Громовержца.

…А те, кто сзади нас, уже едят

Вообще надо с удовлетворением отметить, что Ростовская область шагает далеко впереди прогресса религиозного возрождения России. В других-то регионах как? Привезли паломники Благодатный Огонь, передали во храм – и всех делов. Конечно, случаются и вещи зело экстравагантные. В прошлом году екатеринбуржцев порадовал полномочный представитель Президента России в УрФО П.Латышев, лично взяв дело перенесения Огня в свои натруженные руки и передав святое пламя архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию в присутствии духовенства и нескольких тысяч прихожан ночного пасхального богослужения. Было дело, транспортировал Благословенный Огонь и человек в кепке, Юрий Михайлович Лужков. Но тоже как-то неорганизованно, самовывозом, без соответствующей документации…

У нас на Дону такие дела не проходят. Ну что вы! Процесс не должен быть стихийным. Любой, в том числе и православный. Его (процесс) надо возглавить и направить. А посему в прошлый четверг на специальном совещании в администрации Ростовской области рассматривались УСИЛЕННЫЕ меры безопасности, которые должны быть предприняты во время прибытия Благодатного Огня и его транспортировки из аэропорта в кафедральный собор!

Благодатный Огонь под конвоем – это новое слово не только в истории новой России, но, пожалуй, и вообще в российской истории. Высокий форум решил, в частности, что в целях безопасности подхода верующих к Огню в аэропорту не будет. Ну, молебен коротенько провести – но не более того! Оно и понятно: Ростов-папа, он и есть Ростов-папа. Жульё всякое, гоп-стопники, фармазонщики… Опять же – шахиды с их поясами, моджахеды и прочие абреки.

Впрочем, тут необходимо малость уточнить. Поскольку, ежели кто из читателей видел телевизионный репортаж о знаменательном событии в программе «Вести – Дон-ТР», может мне возразить. Закадровый текст милым девичьим голосом Инны Дериглазовой вещал иное: «Прямо на аэродроме прошёл короткий молебен, и первые жители Ростовской области смогли возжечь свои лампадки от чудесного пламени». А и не соврамши нежный голосок – и впрямь были такие жители! Правда, отоварились они благодатным пламенем не на лётном поле, а, так сказать, келейно, в тесном кругу. Благодатный огонь в олимпийской капсуле унесли в зал для официальных делегаций и шустренько закрыли все двери. Не для того, чтобы отсечь случайных верующих – ни-ни! Просто чтобы пламя Благодатного Огня при открытии капсулы случайно сквозняком не задуло.

Вот ту-то, в «депутатском зале при захлопнутых дверях, простые жители Донщины и получили первые свечи, зажженные от Благодатного Огня. Среди этих скромных товарищей – губернатор Владимир Чуб, его замАлександр Бедрик, мэр донской столицы Михаил Чернышев, табачный магнат Иван Саввиди (и далее по списку)…

Взирая на эти измождённые Великим Постом благолепные лица (слава Богу, они хотя и с трудом, но вместились в телевизор диагонали 72 см), я даже прослезился. В руках православных товарищей пламя алело, как некогда партийный билет. Если уж Благодатный Огонь у нас на Руси стали выдавать по рангу в спецраспределителе – можно сказать, что советские традиции шагают рука об руку с православными.

А в это время толпы верующих в кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы и вкруг него с нетерпением ждали, когда же дойдёт очередь и до них. По случаю мне почему-то пришла на ум неуместная песенка Владимира Высоцкого – «мы в очереди первыми стояли, а те, кто сзади нас уже едят»… В смысле – возжигают.

В конце концов Благодатный Огонь под бдительной охраной бравых казаков и суровой милиции был доставлен и в кафедральный собор, где от него смогли возжечь свои лампады и свечи православные, не принадлежащие к лику «первых жителей». Частички православного чуда вспыхнули в сотнях, тысячах рук.

-Осуществилась наша духовная мечта соприкоснуться с живым благодатным огнем, - сказал, обращаясь к прихожанам, владыко Пантелеимон. - Возьмите этот благодатный огонь в свои дома, и это – гарантия того, что вера наша православная – истинная. Ибо только православному патриарху снисходит этот благодатный огонь у Гроба Господня.

Кувуклия имени КГБ
Я отношу себя к православным христианам, на груди моей – православный крест. Но, к сожалению, среди символов веры не нашлось в моей душе места для Благодатного Огня. И когда я наблюдаю всю эту суету сует, мне становится печально.

Прежде всего оттого, что сейчас слишком часто место истинной веры вытесняет игра в неё, показное благолепие. Недавно с телеэкрана о том же говорил и один из православных пастырей: вера подменяется слепым исполнением обрядов. Это прекрасно видно и на примере Благодатного Огня. Даже средства массовой информации, где должны работать хоть сколько-нибудь грамотные люди, не знают и не хотят знать элементарных вещей, касающихся этого чуда. В уже процитированном телерепортаже ДОН-ТР закадровый голос глаголет: «По библейскому преданию, когда Благодатный Огонь не сойдёт в Иерусалиме, наступят последние времена человечества». Но нигде в Библии вы такого не найдёте. Православная Церковь относит возникновение этого чуда лишь к четвёртому веку после Рождества Христова (дата возведения Храма Гроба Господня – 335 г.).

А вот ещё - из того же репортажа: «Благодатный Огонь уже на следующий день после его чудесного появления в Иерусалиме обрели и на Дону. В апостольские времена о таком даже и не мечтали». Конечно, не мечтали, да и о Благодатном Огне слыхом не слыхивали…

Что же говорить о простых верующих? НИ ОДИН ИЗ МНОЖЕСТВА МНОЮ ОПРОШЕННЫХ не знал о Благодатном Огне практически ничего. Самое большее – что он сходит с небес на землю в Иерусалиме на пасху. Мне хватило одной прямой трансляции из Храма Гроба Господня, чтобы полностью разочароваться в происходящем. Я понимаю паломников, которые по 20 часов ждут внутри храма явления чуда. Толпа, где не протолкнуться, не то что рассмотреть что-либо конкретно. Но на экране я видел людей, лишь вскользь проводивших огнем по рукам и подбородку. Нет и видеосвидетельств о чудесных исцелениях кожных покровов. Более того, само удаление греческого патриарха и армянского иерарха в кувуклию (часовню над Гробом Господним) и получение патриархом Благодатного Огня тайком от глаз людских невольно заставляет сомневаться во всех этих странных камланиях, напоминающих скорее шаманство.

Да и вообще, греки, это зверехитрое племя, вытворяли и не такое. Вспомним знаменитый "греческий огонь", который только разгорался, когда его пытались потушить, залив водой. Какое это отношение имеет к чудесам Господним? Разве что к физике и химии. Когда-то бывший глава КГБ Крючков ответил на вопрос корреспондента "Комсомольской правды" по поводу "самовозжигания" Благодатного Огня:

- Должен разочаровать - это всего лишь ловкая работа или, если хотите, фокус местных священнослужителей, не имеющий ничего общего с «божественным началом». Скажу больше, наши специалисты из научно-исследовательских институтов КГБ могли бы организовать в Москве такое, что огонь в Иерусалиме по сравнению с ним померк бы. Но это была бы просто игра с религиозными чувствами верующих! В этом есть какое-то неуважение к ним, рассчитанное на их незнание тех или иных явлений природы и засекреченных научных открытий.


Чистое пламя - нечистыми руками
Хочу заметить, что значительная часть христиан с сомнением относится к сему чуду. И не только христиане неправославные – те вообще его не принимают.

Целый ряд православных идеологов совершенно определённо и ясно выказывают своё неприятие этого "чуда", проводя интересный исторический анализ и утверждая, что само утверждение о "снисхождении Огня" ежегодно противоречит учению Святой Церкви. А, по сути дела, является обыкновенным шарлатанством. Профессор Д.Ф. Успенский пишет:

"Как известно, ни соборные постановления вселенского или поместного значения, ни святоотеческая литература не знают чудесного огня. Молчит о нем и святитель иерусалимский Кирилл, оглашая просвещаемых тайнам веры. Доказывая им воскресение мертвых законами постоянно возрождающейся жизни в природе, вращения небесных тел, и даже используя с этой целью легенду о чудесной птице Фениксе, он ни слова не говорит о чудесно происходящем огне, в то время как самую речь держит, ввиду приближения Пасхи, в том самом Иерусалимском храме, где совершается обряд Святого огня, когда, кажется, это сообщение было бы более уместным и более убедительным, чем те, которые приводит св. отец. Более того. Святитель говорит и о великосубботней службе: И вскоре услышите чтение, в котором изрекается благая весть: светися, светися, новый 
Иерусалиме, прииде бо твой свет». Где, как не здесь, должно было прозвучать слово и о чудесном свете? Но Кирилл молчит. Ни наличие Гроба Господня, где он проповедует, ни мысли о службе великой субботы, ни самые слова «прииде бо Твой свет…» не вызывают в нем видимой ассоциации со святым огнем. Факт знаменательный для истории обряда святого огня!"


"Книга бытия моего" епископа Порфирия (Успенского) - дневники, куда он заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи, - была издана в 8 томах Императорской Академией Наук после смерти владыки. Третий том вышел в свет в 1896 году. Читаем в нём:

"В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.

Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.

Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня.

Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба.

Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо "святый свет",- "освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: "почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного".


В первом томе тех же дневников:

«Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня».


А вот что ответил предстоятель старообрядческой церкви митрополит Андриан на вопрос о том, как он относится к чудесному схождению огня на Гроб Господень:
-Неоднозначно. Бог совершает чудо по вере, а не по расписанию. Этот вопрос в начале ХХ века поднимался и в новообрядческой, и в греческой церквах, так что в своих сомнениях мы не одиноки…

Спекуляции вокруг Благодатного Огня, кроме всего прочего, раздувают пламя вражды между церквами-сёстрами, прежде всего между православными греческой и армяно-григорианской. Так, предания (явно греческого происхождения) утверждают, что Благодатный огонь сходит только к православному первоиерарху (иерусалимскому патриарху, принадлежащему греческой церкви). На протяжении веков постоянно распространялись истории о том, как-де армяне при турецком владычестве пытались изменить это и при помощи османских властей не допустили греческого патриарха в храм, а принялись вымаливать огонь сами. В результате огонь расколол колонну храма и сошёл в руки греку.

Как легко доказали историки, обратившись к документам и свидетельствам, всё это - ложь самих греков, буквально высосанная из пальца в 17 веке.

Эта история оказалась обыкновенной «липой». И недавно в связи с болезнью греческого патриарха Диодора огонь принимал представитель армянской церкви (греческий оставался в пределе ангела). Ничего страшного: огонь сходил без проблем! Армяне решили, что не стоит терять этой возможности и дальше, а результате в 2002 году в кувуклии между иерархами обоих церквей завязалась драка. Армянский патриарх и патриарх Иреней подрались прямо в кувуклии, в приделе ангела, за право выносить огонь прихожанам. Верх взял грек, а израильская полиция выпроводила армянского церковника из храма.

Не выдерживает критики и утверждение о "необъяснимости" чуда. Оно не только легко объяснимо, но подобный нехитрый трюк можно сотворить самыми разными способами. Кому особо интересно - вот здесь химик Евгений Барсуков советует, как сотворить благодатный огонь без всяких проблем и баловать себя его самовоспламенением, нисхождением, а заодно и омовением в нём практически ежедневно в любое время -

http://skeptik.net/miracles/pasfire.htm


Много ещё скептических слов можно сказать по поводу Благодатного Огня. Но я скажу просто: «Не верю!». Не в свечке вера, а в душе.

Остальное - не от Бога, а от лукавого...

апрель 2004 г.


Рецензии
Очень интересно. Видимо, все это относится к уже открыто осуждаемой подмене истинной веры в БОГА чрезмерно раздутыми ритуалами. От веры начинаем скатываться к демонстрации веры. Вчерашний балет и шоу в Храме подтверждает это.
С уважением и добром,

Любовь Арестова   17.04.2017 20:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Любовь.

К сожалению или к радости, я человек невоцерковлённый. То есть крещён в православии, близок православной культуре, вообще культуре христианской, однако считаю, что ни одна церковь на нашем шарике не может считаться истинной. Это очевидно, посколько любая церковь не является единой, полна течений, сект, ересей, в ней больше внимания уделяется внешнему, а не духовному.

В то же время в Бога я верую и считаю его отрицание не меньшим мракобесием, чем агрессивные конфессии дохристианских, раннехристианских, средневековых времён (и даже достаточно позднего времени).

Об этом я писал здесь - http://www.proza.ru/2013/12/05/773

Фима Жиганец   17.04.2017 11:37   Заявить о нарушении
По той же причине я человек невоцерковленный,хотя крещена православною христианкой. Прямо под Вашим письмом рецензия на прекрасно аргументированную работу,которую читала с полным согласием. При желании можете посмотреть.
С уважением

Любовь Арестова   17.04.2017 15:27   Заявить о нарушении
Я не совсем понимаю, где это - прямо под моим письмом...

Фима Жиганец   17.04.2017 16:19   Заявить о нарушении
Уважаемый Фима,под этим моим замечанием на страничке моя рецензия на прои Томаса Твина -Человеческое, слишком человеческое.-
Я говорила об этой работе Томаса.Очень интересная и доказательная работа.Во всяком случае,мне так кажется.
С приветом

Любовь Арестова   17.04.2017 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.