Чистая случайность

ЧИСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
(реплика - шутка: Научно открываемый Бог)



 В конце первой лекции по теории вероятности для первокурсников профессор Тэссик привел известный пример с орлянкой: “При одноразовом бросании монеты точно предсказать, выпадет ли “орел” или “решка” невозможно принципиально. Однако в пределе большого числа бросаний, вероятность этих выпадений стремится к половинке для каждого случая. Если не верите, то возьмите монету, поиграйте, проверьте”.
 
 Он вернулся к себе в кабинет и уже собирался написать рецензию на работу одного из своих давних учеников, как в дверь постучали, и на пороге появился студент, который сидел на его лекции в первом ряду.
“Профессор, я только что был на вашей лекции, студент Хипзак. Вы не могли бы уделить мне несколько минут?”.
“Да, пожалуйста, минут десять – пятнадцать у нас есть. Что вас интересует?”
“Вы сказали, что при одноразовом бросании монеты предсказать результат принципиально невозможно. Из чего это следует, как это доказать?”.
“Видите ли… предполагается, что монета – идеально симметричный математический объект, такой, что результат его падения может быть только случайным. А что вас смущает?”.
“Мне кажется, что я могу предсказать результат такого бросания”.
“Ну, так поиграйте с монетой и убедитесь в том, что это только кажется”.
“Понимаете, когда я бросаю монету сам, и мне удается угадывать, это как-то неинтересно, не убедительно… Не могли бы вы мне немного помочь и бросить монету… У нас еще осталось несколько минут”.
“Ну что ж… избавить вас от этого заблуждения – мой профессиональный долг. Вот монета, что сейчас выпадет? ”.
“Решка”.
“Вы правы, решка, но это пока ничего не доказывает. А что будет сейчас?”.
“Решка”.
“И снова вы угадали, но это опять не доказывает ровным счетом ничего. А сейчас??”.
“Решка”.
“Удивительно… А сейчас?”.
“Орел”.
“Здорово, вы снова не ошиблись… но все это, конечно, чистая случайность. Знаете, я уже должен идти… Давайте оставим этот великолепный результат. Обидно будет, если вы следующий раз ошибетесь”.
“Конечно, если вы спешите… Спасибо, профессор.”

 Гниз выключил космовидак:
“Ну что же, Хэрпш, наблюдая эту сценку, можно подумать, что они не безнадежны… ”.
“Да, приходится признать, что процедура внедрения этому Хипзаку вашего вирусного биочипа прошла вполне успешно. Однако их менталитет… Они же ленивы и малолюбознательны. Более того, они исключительно агрессивны, как в отношении других видов, так и в отношении к себе подобным. Я смотрю на перспективу этого контакта без особого оптимизма”.
“А я – нет. Понимаете, это же чудовищная цивилизация. Вы только представьте себе… Им удалось логически открыть законы электродинамики и на этой базе они устремились к развитию клипового мышления.”
“Что вы имеете в виду?”
“У них очень велик позыв к тупому бессмысленному накопительству. И вот, с развитием электроники они разместили в каждой семье свой ящик-телевизор и теперь день и ночь гоняют рекламу, клипы… Показывают, например, чашечку кофе и рядом девочку-голышку, и всем сразу же становится понятно, что это хороший кофе, его надо покупать”.
“А какая связь?”
“Никакой, но они видят в этом некую крутизну”.
“А это еще что такое?”
“Я этого тоже совсем не понимаю, дешевый фарс, дешевый эпатаж?”.
“А разве у них нет чувства гармонии, и они не знают, что интеллектуальный уровень передачи должен быть достоин техники, которую они используют?”
“Может быть, и знают, но где его возьмешь, уровень-то”?
“И вы надеетесь, что их спасет двоичное мышление, что они сумеют сводить любую задачу к альтернативе, и затем правильно решать “”да” или “нет”?”
“Так далеко я не загадываю, но у них же перед глазами есть пример компьютера…”.
“Да, кстати, а зачем некоторые из них красят себе под глазами, брови, ресницы”?
“А… это просто невинный сексуальный обман”.
“Разве обман бывает невинным”?
“У них - да”.
“Да…”.
“Так вот, повторяю, эта чудовищная цивилизация интересна уже тем, что их мудрецы давно открыли возможность существования в космосе Черных Дыр и вместе с этим десятки лет посылают сигналы и очень грустят о том, что никакого контакта с другими цивилизациями установить не могут. Все ждут каких-то космических пришельцев под алыми парусами ”.
“И все это время не знают, что мы-то находимся почти рядом, в Черной Дыре, в теле нейтронной звезды”?
“Вот именно… и не можем послать электромагнитный сигнал, который они так ждут”.
“Да… это и понятно. Ведь они живут в условиях непрерывного энергетического голода. У них основа всему – белок, хитрющая генетика, комбинаторика слабосвязанных молекул… Им светит солнышко, если его чуть больше – то белку уже надо спасаться, чуть меньше, опять спасайся… то ли дело, Черная Дыра: все, что упало, - энергетически наше. Надо время, чтобы они поняли, что в основе живого (а точнее - мыслящего) нет ничего лучше, стабильнее и долговечнее, чем спиновая волна в ядерной материи, комбинаторика элементарных спиновых возбуждений…”.
“Ну, для них это пока слишком фантастично… Однако они не лишены интуиции, их Бог и, особенно, их рай, обладают многими нашими свойствами”.
“Интересно, интересно… ну, что же, время покажет, чего стоит этот контакт”.
“А можно ли считать такое влияние контактом, если они об этом даже и не догадываются”?
“А почему же нет? Я ведь не сказал, что это контакт металлического типа, пусть, пока, будет полупроводник… но у меня есть одна мысль, и я дам ей развитие”.

 Профессор Тэссик встречался со студентом Хипзаком еще пару раз, несколько снисходительно и, в шутку, он снова по пять - шесть раз бросал монету, но студент никак не ошибался и относился к этому вполне серьезно. Чтобы закончить, наконец, с неожиданным недоразумением, при следующей встрече профессор пошутил, сказав, что он готов “творить чудеса” и на этот раз он подбросит монету целых тридцать три раза, но студент снова ни разу не ошибся в своих предсказаниях.

 После этого Тэссик продолжал читать лекции по теории вероятности, и, несмотря на то, что студент никому ничего не сказал о случившемся, профессор всякий раз и перед лекцией, и после чувствовал, что земля медленно ускользает из-под его ног. Да, приходится признать, что он стал свидетелем, он принимал непосредственное участие в процессе, вероятность реализации которого была ничтожна, т.е. реализовался примерно один из десяти миллиардов случаев.

Но кто этому поверит и зачем поверит? Можно было бы, допустим, повторить этот “фокус” в присутствии всего Ученого Совета, а можно ли? А вдруг Хипзак на этот раз обмишурится, и что тогда коллеги подумают о нём? Наука давала четкий ответ: реализовался один из десяти миллиардов случаев, ну и что ж? Он и не был запрещен абсолютно, так что ничего удивительного в этом тоже нет.
 
Однако интуиция подсказывала, что дело обстоит как-то иначе, и это не давало покоя. Приближались экзамены, и профессор подумал, что лучший выход из положения – естественный ход событий. Он только решился пригласить на экзамен бывших своих однокашников, еще пару профессоров, один из которых был физиком, а второй – специалистом по новейшим средствам связи.
 
 В своей группе Хипзак сдавал экзамен последним. На столе лежали два экзаменационных билета, и он без колебания взял правый, где в ответе на первый вопрос никак нельзя было избежать рассказа об игре в “орлянку”.
“Я знаю, что следует отвечать на этот вопрос, но это будет нечестно, поскольку я МОГУ предсказать результат бросания монеты”, - спокойно сказал студент.

 Профессор оживился:
“Давайте сделаем так. Вы предсказываете, мы, трое, записываем ваши предсказания в верхней строке, потом кто-то из нас бросает монету, мы записываем результат в нижней строке и так далее с круговой заменой бросающих. Бросаем 100 раз".
 
 Гости переглянулись, но согласились. Так… орел, решка, решка, орел…
“Постойте-ка, - вдруг задумчиво сказал связист, - понимаете, был такой способ записи информации, “азбука Морзе”, и я стал также записывать решка – точка, орел – тире и так далее… Но теперь тут что-то уже можно прочесть… читаю:

"Привет, Земляне! Поздравляем вас с первым межзвёздным контактом. Мы находимся в Черной Дыре, которая по вашей классификации числится как S2 созвездия Стрельца. Конец первой связи. Хэрпш".

 Надо ли говорить о том, что за экзамены по теории вероятности, по физике и по теории связи в зачетке студента стояли три отметки “отлично”?


* * *


Рецензии